КОГО ЗНАЮ, ТОГО И ЛЮБЛЮ

24 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 24 ноября-1 декабря

Что заставляет одного человека испытывать приязнь к другому человеку или любить его? Пожалуй, никакие другие вопросы не вызывают у людей большего интереса...

Что заставляет одного человека испытывать приязнь к другому человеку или любить его? Пожалуй, никакие другие вопросы не вызывают у людей большего интереса. Расцвет и увядание страсти являются главной темой бесконечных телесериалов, популярных песен, романов и большей части наших повседневных разговоров.

Можно привести множество противоречивых утверждений о любви и дружбе. Крепнет ли в разлуке любовь? Или — с глаз долой, из сердца вон? По хорошу мил или по милу хорош? Правда ли, что с лица воду не пить? Обязательно ли есть вместе пуд соли?

И все же — почему одни люди кажутся нам привлекательнее других? Благодаря каким факторам зарождаются и крепнут чувства приязни и любви у большинства людей?

Один из наиболее верных показателей того, дружат ли двое людей, — это их явная близость. Близость также может рождать враждебность: большинство случаев насилия и убийств происходят в кругу людей, живущих под одной крышей. (Вспомним хотя бы криминальные хроники — огромное количество убийств относится к категории «бытовухи».) Но гораздо чаще близость способствует приязни. Это может показаться тривиальным для тех, кто размышляет о мистических истоках романтической любви, но социологи обнаружили, что большинство людей вступают в браки с теми, кто живет по соседству, работает в той же фирме или хотя бы в той же профессиональной сфере или в школьные годы учился в одном классе с будущим супругом.

В действительности не географическое расстояние является критическим, а то, как часто люди сталкиваются в повседневной жизни. Мы находим друзей среди тех, кто пользуется теми же проходными, участками для парковки и местами отдыха. Коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на профессиональное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как членов одного социального союза.

Итак, если вы обживаетесь в новом городе и хотите завести друзей, то квартиру постарайтесь снять так, чтобы ее дверь соседствовала с почтовыми ящиками, в офисе займите ближайшее к кофейнику рабочее место, а машину паркуйте у главного здания.

Близость позволяет людям открывать друг в друге черты сходства и обмениваться знаками внимания. Кроме того, возникновению приязни способствует простое предвкушение взаимодействия. Психологи провели такой эксперимент: снабдив двух студенток университета Миннесоты довольно неоднозначной информацией о двух других студентках, сказали, что одна из них собирается зайти для конфиденциального разговора. На вопрос, кто из этих двух девушек нравится им больше, студентки предпочли ту, с которой они рассчитывали встретиться. Подобным же образом ситуация первого свидания (встреча) подпитывает симпатию. Позитивное ожидание — предвкушение того, что он или она непременно будет приятным человеком и что вы будете прекрасно совместимы, — повышает шансы на то, что между вами сложатся самые благоприятные отношения.

Близость ведет к приязни еще по одной причине: более 200 экспериментов показали, что, вопреки старой поговорке «Чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь», близкое знакомство способствует возникновению глубокой симпатии. Когда разные виды ранее неизвестных раздражителей — заумные слова, фрагменты мелодий, фотографии незнакомых людей — просто находятся в поле зрения, это само по себе заставляет людей оказывать предпочтение именно им. Подумайте, какие из букв алфавита — ваши любимцы? Самые разные люди, вне зависимости от возраста, языка и национальности, предпочитают буквы, которые содержатся в их собственном имени, или те, которые являются частотными в их родном языке. Так, французские студенты называют самой нелюбимой буквой заглавную W, то есть букву, наименее употребительную в письменном французском.

Эффект «простого нахождения в поле зрения» не оставляет камня на камне от навязываемого здравым смыслом предрассудка относительно ослабления интереса к неоднократно слышанной музыке, к пище, которую мы уже не раз пробовали, к фильмам, которые мы смотрели десятки раз (вспомним «Иронию судьбы» — показывают каждый год, а все не надоедает). И до тех пор, пока повторения не становятся навязчивыми, симпатия обычно возрастает.

Этот эффект также влияет на то, как мы оцениваем других: знакомых людей мы любим больше. Даже себя мы любим больше, когда мы такие, какими привыкли себя видеть. В знаменитом социально- психологическом эксперименте Теодор Мита, Маршалл Дермер и Джефри Найт фотографировали студенток университета Висконсин, Милуоки, а затем показывали каждой из них настоящий снимок и его зеркальное воспроизведение. На вопрос, которая из фотографий им нравится больше, большинство выбирали снимок-«отражение» — тот образ, который они привыкли видеть в зеркале. (Неудивительно, что наши лица на фотографии кажутся нам не совсем правильными.) Когда близким друзьям девушек показывали те же два снимка, они предпочитали настоящий — изображение, привычное им.

Рекламщики и политики широко используют этот феномен. Когда у людей нет определенности в отношении к какому-либо продукту (или кандидату), просто постоянное упоминание о них может повысить количество продаж. После многократных повторений называния товара покупатели совершенно автоматически одобрительно отзываются о рекламируемом продукте. Если кандидаты малоизвестны, побеждают обычно те, кого чаще упоминают в средствах массовой информации.

(«Утро»)

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно