КАВАЛЕРЫ ПРИГЛАШАЮТ ДАМ. В ОРАГС

27 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 27 октября-3 ноября

«Ой Покрова-Покровушка, укрой мне головушку», — обращаясь к Пресвятой Богородице, молили наши юные прапрабабушки, выпрашивая себе в мужья красивого парня...

«Ой Покрова-Покровушка, укрой мне головушку», — обращаясь к Пресвятой Богородице, молили наши юные прапрабабушки, выпрашивая себе в мужья красивого парня. Ведь в те времена не дай Бог засидеться в девках: кто же тебя потом замуж возьмет? На Подолье, как и по всей Украине, в былые времена девчата выходили замуж, по современным меркам, очень рано, в 15—17 лет, а в горных районах украинских Карпат и в 13—14; людской век был куда короче нынешнего, поэтому нужно было успеть нарожать и поставить на ноги детей.

Праздник Покровы — 14 октября — в Украине знаменовал начало свадеб. Хлеборобский цикл не оставлял времени на забавы с весны до осени. Лишь когда урожай был в амбарах, можно было подумать и о другом. Поэтому после Семена (14 сентября) начинались сватанья, а еще через месяц, пройдя через все обрядовые действа — смотрины, помолвка, обручение, молодые становились на брачный рушник. Резвые кони несли бричку к церкви, а в бричке на вывернутом кожухе красовались молодожены: «Ой на церкві хрест, хрест, на дзвіниці квітка, у Матуха один син, а в Голінка — дівка. Мала, невеличка, рум’янеє личко, припадає до Ониська, як перепеличка». Слова песен в разных селах могли отличаться, а фамилии и имена в них менялись в соответствии с главными виновниками события. В самой же свадьбе было столько обязательных обрядов, традиций, песен, примет и просто предрассудков, что опытные сваты обязательно следили за соблюдением каждого из них, чтобы ничего не нарушить (иначе жизнь молодоженов не удастся). И куда там партийному контролю! Все азы свадебного действа выполнялись в строжайшем соответствии с неписаными народными канонами.

Новые времена — новые обряды. Кто знает, бывают ли сейчас свадьбы, где полностью соблюдались бы народные традиции: разве что женит сына или выдает замуж дочь кто-то из особых ревнителей старины. Но даже если знаешь расписанный до мелочей сценарий праздника, нужны еще и условия для его проведения: не приспособлены для этого ни нынешние городские квартиры, ни кафе или рестораны, на которые в наше время принято перекладывать свадебные хлопоты. Да и гости не готовы, и молодые тоже: не всегда у молодой есть коса, и нравы другие — ведь другие времена. Доходит до анекдотов. К примеру, в Хмельницком рассказывают такую историю: когда во время венчания на вопрос священника «Знала ли ты других мужчин?» невеста ответила «Да», это едва не стало финалом их семейной жизни — жених так разгневался, что уговаривали его воистину «всем миром».

Что ж, мир тоже изменился. Но, оказывается, не настолько, чтобы совсем уж разорвать связь времен. На смену неумолимой распланированности советских обрядов, когда свадьбы гуляли в любое время, пришли продолжительные и напряженные пики, когда работницам загса, пардон, орагса (и чье только воображение породило такую аббревиатуру?) буквально голову поднять некогда. Люди начали оглядываться на церковь, а она запрещает венчания во время поста. Поэтому торжественных церемоний регистрации брака в периоды православных постов чрезвычайно мало, зато перед ними и после них — сверх плана.

И предрассудкам мы подвластны. А по поводу високосного года их существует ого-го сколько: и не жениться, и не родиться, и в новый дом не вселяться, и... Не то чтобы все на них оглядывались, но на менее стойких психологически это, видимо, все же влияет. Во всяком случае статистика свидетельствует: за девять месяцев високосного 2000 года в городе Хмельницкий зарегистрировано на 166 браков меньше, чем за соответствующий период прошлого. Но, как и в прошлом году, по месяцам они распределяются приблизительно так. Едва тлея с начала года, свадебная активность резко повысилась с приходом летнего тепла. Учебный год закончился, картофель посадили, так с какой же стати бояться этого високосного, хоть и со столькими нулями, рубежа тысячелетия? К осени уже окончательно стало ясно, что будем с хлебом, и народ осмелел: в августе 238 свадебных кортежей промчались по улицам города, а в сентябре 442 хмельнитчанина бросились в водоворот семейной жизни.

Игнорируя неписаные правила високосного года, в городе распахнул двери новый орагс. Древнее, по меркам Хмельницкого, помещение, в котором долго была прописана больница, после капитальной реконструкции стало настоящим храмом торжественных событий — с двумя залами и множеством разнообразных удобств, необходимых для торжеств. Желание обручиться именно здесь, в сиянии специально изготовленных для таких радостных событий на тернопольской «Ватре» люстр, вызвало всплеск брачного неистовства не только у коренных хмельнитчан, но и у жителей области. И не только у молодоженов из сел пригородного Хмельницкого района (это само собой — сельский клуб или сельсовет не сравнить со специальным залом облцентровского Дворца торжественных событий), но и у ценителей прекрасного из отдаленных райцентров.

Октябрь тоже поддержал древнюю традицию. В каждые выходные более двух десятков пар становятся на брачный рушник в Хмельницком. Судя по поданным заявлениям, процесс продолжится и в ноябре. Увеличение количества желающих создать семейный рай прослеживается вплоть до 26 ноября — последнего воскресенья перед продолжительным Рождественским постом.

Взвешенность в подходе к ответственнейшему шагу в жизни нынче характерна для подольских молодоженов: чаще всего они принимают такое непростое решение в возрасте от 21 до 25 лет, и с каждым годом все заметнее становится тенденция к увеличению брачного возраста. Как, впрочем, увеличивается и сумма затрат на свадьбу.

Но не будем о грустном. Какими бы прогрессивными и феминизированными ни были современные невесты, как бы по-новому ни воспринимали они отношения между мужчинами и женщинами, какими бы знаниями ни обладали в вопросах секса, брака и своих законных прав в семейной жизни — все равно смысл того, о чем они мечтают, давным-давно воплощен в свадебной девичьей песне:

Святая Покрівонько,

Покрий мені голівоньку

Оцею осінню.

Хоч і драною хустиною,

Аби з доброю дитиною,

Щоб із сторони.

Щоби свекронько, як батенько,

До мене були,

Свекрівонька, як матінка,

Мене прийняли,

Щоб діверки та зовиці,

Мов братики і сестриці

До мене були.

Щоб ділечко поробила,

Чужій сім’ї догодила,

Всім мила була.

Не лаяна і не бита,

Нагодована і вкрита

Спатоньки лягла.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно