КАРТИНКИ В ЦИФРАХ

13 июля, 2001, 00:00 Распечатать

Восточноукраинским фондом социальных исследований проведен мониторинг социальных проблем школьной молодежи...

Восточноукраинским фондом социальных исследований проведен мониторинг социальных проблем школьной молодежи. Было опрошено 1400 учащихся 7—11-х классов харьковских школ, 800 родителей и 400 учителей.

Старшеклассникам предлагалось, в частности, дать оценку внутрисемейным отношениям. Большинство подростков оценили их положительно. При этом, как «теплые, доверительные» отношения с мамами назвали — 48 процентов, с бабушками, дедушками — 39, тогда как с папами — лишь 28 процентов.

Большая часть подростков (68 процентов) отметили, что они обсуждают свои проблемы именно с мамой и только 22 процента — с папами. 13 процентов ответили, что не делятся ни с кем из членов семьи.

Самым важным мнением-оценкой об их поступках для ребят является: мнение мам (53 процента), собственное (51 процент). Для сравнения, мнение отца оценили как значимое 40 процентов опрошенных школьников, учителя — 20 процентов.

Главную причину конфликтов с родителями подростки видят в том, что, по мнению родителей, они мало помогают по дому (36 процентов), а родители считают основной причиной ссор с детьми плохую успеваемость ребенка (43 процента).

41 процент подростков беспокоит проблема состояния их здоровья и здоровья близких, но только 14 процентов родителей считают, что их дети об этом задумываются.

Отвечая на вопрос, с каким чувством они идут в школу, около 90 школьников 7—11-х классов ответили, что относятся к школе безразлично, причем пятую часть школьников необходимость идти в школу угнетает. В старших классах несколько увеличивается число учащихся, конфликтующих с учителями, в то же время, по сравнению с 7—8-классниками, снижается частота конфликтов с одноклассниками. Более половины учителей отметили, что они конфликтуют с учениками. Основные причины конфликта, по их мнению, — плохое поведение подростков в школе (72 процента), неуважительное отношение к одноклассникам (46 процентов), плохая успеваемость (43 процента), неуважительное отношение к учителям (35 процентов).

По данным проведенного мониторинга, 37 процентов школьников курят (среди них — 47 процентов учеников 9—11-х классов и 21 процент 7—8-х классов). О курении ребенка знают лишь 13 процентов родителей. Возрастной пик начала курения — промежуток 13—15 лет. В этом возрасте, по данным опроса, начал курить 41 процент подростков. Основная причина — желание казаться «взрослым» в компании.

Среди 69 процентов подростков важнейшим сдерживающим фактором выступает знание о пагубных последствиях курения. Довольно существенную роль играет и фактор несоответствия курения как формы поведения образу современного молодого человека, более значимый для учащихся 9—11-х классов (каждый четвертый).

Около 60 процентов харьковских школьников 12—17 лет употребляют спиртное. При этом среди учащихся 7—8-х классов — 37 процентов, учащихся 9—11-х классов — 76 процентов. Результаты исследования показали, что потребление спиртных напитков начинается уже в возрастном промежутке от 10 до 15 лет. Приобщение к спиртному происходит главным образом в семье. 46 процентов школьников заявили, что впервые попробовать спиртное им дали родители.

По сравнению с результатами опроса 1999 года, количество подростков 9—11-х классов, которым приходилось пробовать наркотики, увеличилось почти в два раза. Треть учащихся впервые попробовала наркотики в возрасте «старше 16 лет». Основной причиной употребления наркотических веществ называют желание испытать острые ощущения (60 процентов).

Согласно данным мониторинга, 28 процентов учащихся 9—11-х классов имеют опыт сексуальных отношений. 68 процентов из них отмечают, что первый половой акт произошел в 13—15 лет (хотя четверть опрошенных учеников 7—11-х классов наиболее приемлемым для начала половой жизни считает возраст 15—16 лет, треть — 17—18 лет). Такого же мнения о возможном начале половой жизни в возрасте 17—18 лет придерживается 43 процента учителей и 41 процент родителей. 30 процентов родителей школьников 12—17 лет убеждены, что их ребенок не нуждается в информации по вопросам сексуальных отношений и четверть затруднилась оценить потребность своего ребенка в подобной информации. 41 процент родителей не занимается сексуальным просвещением ребенка.

Приоритетным источником получения информации о сексе для подростков остается общение с друзьями (49 процентов), а также — журналы и газеты (для 37 процентов). По сравнению с прошлым годом возросло число подростков, которые считают, что не нуждаются в информации по вопросам сексуальных отношений. Кроме того, за последний год увеличилось число подростков, которые не всегда пользуются противозачаточными средствами. 69 процентов учащихся харьковских школ в качестве ведущей причины, побуждающей сверстников вступать в половые отношения, считают любовь. В то же время 55 процентов учеников 9—11-х классов в качестве таковой отметили «сексуальное влечение».

18 процентов учащихся 7—11 классов признались, что попадали в ситуации, связанные с применением к ним насилия, 31 процент школьников ответили, что их одноклассники иногда совершают хулиганские поступки и 21 процент опрошенных заявили, что их одноклассники иногда играют в азартные игры на деньги. 33 процента учителей утвердительно ответили на вопрос: «Есть ли среди учеников те, кто отнимает деньги у других подростков?» и 16 процентов — что их ученики занимаются попрошайничеством.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно