«Как я провел лето». Сочинение на вольную тему

30 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №33, 30 августа-6 сентября

Наверное, сложно найти человека, который в школьные годы не писал бы подобный опус, с трудом припоминая наиболее яркие моменты пролетевших, как сон, каникул...

Наверное, сложно найти человека, который в школьные годы не писал бы подобный опус, с трудом припоминая наиболее яркие моменты пролетевших, как сон, каникул. Событий, конечно же, было много (например, как однажды на веранду дачи заполз уж или как полез в соседский сад и упал с вишни), но все они казались «несолидными» и потому не вписывались в школьное сочинение. А без этих мелких каждодневных историй прошедшее лето выглядит скучным и неинтересным.

«Летом я гостил у бабушки под Киевом. Помогал ей на огороде — полол грядки. Бабушка кормила меня вкусными пирожками, а дедушка брал с собой на рыбалку. Еще мы с друзьями играли в войну, я был раненым командиром. А потом приехала мама и увезла меня домой». Вот примерная схема классического сочинения на тему прошедшего лета. Некоторые и вовсе уходят от откровенного ответа, ограничиваясь несколькими фразами о том, что, мол, все лето провел в городе.

Иногда связно рассказать о прошедших двух-трех месяцах мешает не недостаток событий, а, наоборот, огромное их количество. Некоторые взрослые пытаются сделать отдых ребенка столь насыщенным, что все увиденное и пережитое — отдых на море с бабушкой, поездка в Англию с группой школьников, путешествие по Европе с родителями и так далее — сливается в один калейдоскоп событий и ребенок либо затрудняется с выбором сюжетов, либо с трудом припоминает многие из них. Впрочем, современные школьники сочинений о летних каникулах не пишут.

— Написание такого сочинения сегодня вовсе не обязательно, — пояснил директор Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы Минобразования и науки Украины Виталий Панок. — По крайней мере, в рекомендации Минобразования сочинения на тему «Как я провел лето» нет.

— Был ли смысл в таком сочинении, если дети все равно старались не писать откровенно?

— Приступая к такой работе, ребенок так или иначе анализирует прошедшие месяцы каникул, вспоминает свои события, переживания, ощущения, мысли и оценивает их. Хотя бы для того, чтобы определить — можно о них писать в таком официальном документе, как школьное сочинение, или нет. Подобный анализ очень важен с психологической точки зрения. Жизнь ребенка делится на этапы, четко определенные по времени. Переход от одного этапа к другому требует усилий, в том числе и психологических. Это свойственно и взрослым. Вспомните, как в первые дни отпуска трудно избавиться от мыслей о работе и как сложно после отпуска «включиться» в работу. У детей процесс адаптации проходит еще сложнее. Тем более что довольно часто он связан не только с изменением распорядка дня, видов деятельности, но и сменой места жительства — кто все лето прожил у бабушки в деревне, кто путешествовал за границей. Сочинение «Как я провел лето» итожит этап каникул и готовит к плавному вхождению в учебу: оно позволяет ребенку еще раз «окунуться» в события лета и одновременно сделать их предметом серьезной работы — школьного сочинения.

— О чем оно может рассказать?

— В школьном сочинении на вольную тему ярко проявляется личность ребенка. По форме подачи материала (простой пересказ или анализ событий), выбранным эпизодам, прочитанным и запомнившимся книгам можно сказать, открытый человек или замкнутый, к чему стремится, о чем мечтает, каких нравственных идеалов придерживается. Разумеется, лишь в том случае, если автор доверяет учителю и уважает его.

— Очень часто за школьными сочинениями виден учитель, его шкала ценностей и оценка событий. Возможно, этот взгляд «правильный», но у любого человека должно быть не чужое, а собственное мировоззрение, свой взгляд на вещи и явления. Жить с чужими взглядами на мир невозможно, неизбежно возникает конфликт между своим истинным представлением и навязанным извне.

— Это называется проявлением авторитаризма, свойственного нашим учителям, особенно тем, которые проработали в школе не один десяток лет. Обычно под авторитаризмом понимают требование учителя выполнять его приказы: «сядь», «иди к доске», «не шуми» и прочие. Но без дисциплины на уроке не обойтись. А вот что действительно опасно, так это когда учитель навязывает свое мировоззрение, особенно если он — личность и дети ему верят.

— Насколько я знаю, от авторитаризма в школе начинают потихоньку избавляться. Причем директивы по этому поводу исходят из родного Министерства образования, провозгласившего недавно курс на педагогику сотрудничества.

— Совершенно верно, но учителю, долгие годы проработавшему в авторитарной системе педагогики, когда его слово должно было быть законом для учеников, очень сложно перестроиться. Ведь педагогика сотрудничества предполагает равенство учителя и ученика, отводя первому роль не наставника, а посредника в приобретении знаний. Между тем, у учителя и ученика не только могут, но и должны быть разные мнения по тому или иному вопросу — сказывается разница в возрасте, воспитании, нередко иная культурная среда и прочие факторы. Но это не значит, что одно мнение правильное, а другое — нет. Оно просто иное. Об этом должен помнить учитель. Его задача не «подстричь» всех под одну (читай, свою) «гребенку», а научить ребенка иметь свое мнение, выражать его и отстаивать.

— Как это сочетать с собственным мировоззрением учителя? Ведь обсуждая то или иное художественное произведение, поступки героев или давая настрой перед написанием сочинения, преподаватель вольно или невольно передает детям свое видение.

— Рекомендация проста, как апельсин. Учитель, естественно, должен иметь свою позицию, должен ее сформулировать. Но при этом нужно отметить, что его мнение не единственное: есть литературоведы, философы (если обсуждается, скажем, нравственный поступок героя), общественные деятели, думающие иначе. Тогда у ребенка появляется альтернатива. «Раз есть люди, точка зрения которых не совпадает с учительской, — рассуждает он, — значит, и я могу иметь свой собственный взгляд на проблему». Умение ученика спорить, аргументировать свою позицию нисколько не уменьшает авторитет учителя. Скорее, наоборот.

* * *

Несмотря на то что школьное сочинение — довольно благодатная почва для изучения личности ребенка, исследований психологов на эту тему крайне мало. «Нигде человек так вдохновенно не врет о себе, как в сочинении на вольную тему», — уверяют психологи. Однако ряд исследований, в основном диагностического плана, в этой области все же существует. К примеру, после чернобыльской аварии на основе анализа школьного сочинения в Институте психологии им.Г.Костюка был разработан тест тревожности ребенка. В тесте учитывалось, какие темы затрагивает юный автор, о чем говорит, а о чем умалчивает, сколько раз упоминает те или иные сюжеты, что выдвигает на первый план и так далее.

Чтобы ребенок не попытался отделаться короткой и ничего не поясняющей отпиской, сочинение-тест — оно называлось «Мое письмо к другу» — задавалось со стандартным началом, после которого волей-неволей приходилось писать о себе более подробно. Сложно написать «У меня все в порядке» и поставить точку после, скажем, такого начала: «Здравствуй, Вася (Петя, Наташа)! Вчера получил твое письмо. Ты спрашиваешь, как я провел каникулы, что запомнилось, что новенького произошло, что в это время читал, какие мысли возникали, как складываются мои отношения с родителями и одноклассниками. Что ж, отвечаю по порядку...». Конечно, подобное начало весьма натянуто, но многих ребят оно вынуждало писать откровенно. Хотя находились и такие, кто умудрялся уходить от ответа.

Впрочем, психологи и психотерапевты (как зарубежные, так и некоторые отечественные) умеют использовать в диагностических и терапевтических целях фантазии и откровенную ложь ребенка. Так, есть методика диагностической автобиографии, рассказа на заданную тему, продолжения текста или предложения. Фантазируя, ребенок в образе нереальных событий или персонажей отражает себя, свои эмоции. А опытный психотерапевт может помочь ребенку в такой сказочной форме понять себя, осознать свои реальные чувства и переживания, найти выход из ситуации. Малышам можно предложить игру «Продолжи предложение»: «Мне грустно, когда...», «Я счастлива, если...», «Мне легко...», «Одна вещь, которая мне больше всего нравится в тебе, — это...».

К слову, эти методики вполне применимы и в домашних условиях. Они могут помочь родителям лучше понять своего малыша. А если сочинение на заданную тему вы напишете вместе, то польза будет обоюдная. Маленькому человеку тоже нелишне будет получше узнать, что радует или огорчает его маму, почему ей бывает грустно, отчего она выглядит усталой или злится. Высказанные в косвенной форме мысли помогут взглянуть друг на друга пристальней, возможно, лучше понять. Ведь главное, как сказал классик, — когда тебя понимают.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно