Как я не попал в Великобританию - Социум - zn.ua

Как я не попал в Великобританию

1 февраля, 2008, 13:48 Распечатать

Как и миллионы соотечественников, Новый год я всегда встречал на родине. Однако на этот раз захотелось провести новогоднюю ночь где-то за границей...

Как и миллионы соотечественников, Новый год я всегда встречал на родине. Однако на этот раз захотелось провести новогоднюю ночь где-то за границей. Выбор пал на Лондон. Но из-за сотрудников британского консульства традицию поломать не удалось.

Британцы придумали и внедрили интересную схему, при которой консульство документы на оформление виз не принимает. Вместо него это делает по сути посредническая структура — визовый центр Великой Британии. Туда можно попасть только по предварительной записи через Интернет. Это сделано специально, чтобы в офисе Визового центра не создавалась очередь, а количество принятых у граждан докумен­тов соответствовало возможностям консульства выдать визы в установленный срок.

12 декабря — строго в назначенное время — сдал нужные документы. Сотрудница центра сказала, что паспорт с визой будет готов послезавтра, то есть 14 декабря. Но 14 декабря документы мне не выдали. Не выдали их и на протяжении всей следующей недели. Каждый день я слышал одно и то же: «Ваши документы на рассмотрении в консульстве».

21 декабря понял, что в Лондон на Новый год попасть не смогу. Поэтому попросил в визовом центре просто отдать мне паспорт: возможно, еще успел бы купить авиабилет для путешествия в безвизовую страну. Мне ответили отказом: «У нас вашего паспорта нет, он на рассмотрении в консульстве». Позвонил непосредственно в консульство. Набирал каждый из номеров по двадцать раз — постоянно занято. Каким-то чудом наконец удалось дозвониться. Мне ответили, что с претензиями надо обращаться в ту организацию, которая приняла документы, то есть в Визовый центр. И туда звонил четыре раза и каждый раз слышал один и тот же ответ: «Ваши документы на рассмотрении, перезвоните через час».

Тогда решил позвонить в посольство Соединенного Королевства, чтобы пожаловаться на работу консульства и потребовать наконец-то выдать мой паспорт. Сотрудница посольства внимательно меня выслушала и сообщила, что вопросами оформления виз занимается консульский отдел, куда мне и надо обращаться. «Если не ошибаюсь, — добавила собеседница, — в правилах записано, что визы оформляются не 48 часов, а от 48 часов. Зайдите на сайт и внимательно почитайте правила. По поводу неудовлетворительной работы консульства вы можете обратиться с жалобой по электронной почте. Все контакты есть на сайте».

Последовав совету, вновь зашел на сайт. Там написано следующее: «Большинство решений о выдаче виз будут приниматься на протяжении 48 часов с момента подачи документов в визовый центр». Никаких других сроков, а также оснований для изучения документов по удлиненной процедуре не приводилось. Возможно, мои документы решили рассмотреть не так, как это делается в большинстве случаев? Но тогда хотелось бы четко знать — какие это случаи и каковы сроки рассмотрения? Ведь если бы мне сразу сообщили, что документы могут рассматривать не 48 часов, а, скажем, 480, то принял бы решение о поездке в другую страну...

Пришлось изучить нормы международного права. Еще 10 февраля 1993 года в Лондоне был подписан Договор о принципах отношений и сотрудничества между Украиной и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. Этот договор ратифицирован сторонами. Цитирую некоторые его положения: «Стороны будут развивать свои отношения на основе четкого соблюдения принципов международного права и прилежности. Они провозглашают свою приверженность… принципам… уважения прав человека и верховенства закона» (ст. 4); «Стороны будут поддерживать широкие и свободные контакты между гражданами Украины и Соединенного Королевства. Они приветствуют положения Меморандума о взаимопонимании, неограниченную свободу передвижения, подписанного в Лондоне 15 сентября
1992 г. Стороны будут придерживаться соответствующих процедур для оформления виз с наиболее возможной быстротой и эффективностью» (ст. 13). В моем случае при решении визового вопроса я не заметил ни быстроты, ни эффективности…

И вот что выходит. Консульство жалобы не рассматривает, советуя обращаться к тем, кто принял документы. Визовый центр также жалобы не рассматривает, поскольку визы он не оформляет, а лишь принимает документы. Посольство вообще выше всей этой «трескотни» — ему и дела нет до некачественной работы консульства и функционирующих при нем посредническо-предпринимательских структур.

31 декабря мне наконец сообщили, что мои документы рассмотрены, в выдаче визы отказано, паспорт можно забрать. Итак, на изучение моего вопроса и принятие решения ушло не 48, а таки 480 часов. Оказывается, изучавший мои документы сотрудник пришел к выводу, что он «серьезно сомневается» в моих искренних намерениях покинуть Великобританию в заявленный срок. Почему? Потому что данных об организации, где я работаю, нет в телефонном справочнике! Зато было указано, что меня решили не вызывать на собеседование, «поскольку это нецелесообразно».

Конечно, я мог бы привести кучу аргументов в свое оправдание. Во-первых, размещение информации в телефонном справочнике в нашей стране — дело добровольное, а не обязательное. Во-вторых, о каком справочнике идет речь? В каких-то справочниках данные о моей организации есть, в каких-то — нет. В-третьих, почему бы не позвонить по одному из телефонов, которые я указал в анкете?.. К слову, в начале 2007 года посольство Великой Британии и Северной Ирландии приглашало меня на пресс-конференцию по поводу упрощения порядка выдачи виз. Тогда телефон организации, в которой я работаю, британские служащие нашли за минуту…

Не подумайте, что я жалуюсь. Понятно, что любое государство имеет право отказать во въезде на свою территорию любому иностранцу без объяснения причин. Хочу обратить внимание на другое. Случаи волокиты и необоснованных отказов в выдаче виз украинцам со стороны консульств многих так называемых цивилизованных стран, к сожалению, не редкость. Мой пример — всего лишь один из тысяч. Но ведь это противоречит принципам международного права! К примеру, еще в 1993 году был подписан Договор между правительством Украины и правительством Соединенного Королевства о сотрудничестве в сферах образования, науки и культуры. Статья 9 этого договора состоит всего из одного предложения: «…Стороны будут содействовать развитию туризма между двумя странами». Хотелось бы спросить у британцев: содействует ли развитию туризма между двумя странами такая практика, когда консульство документов не принимает и претензии не рассматривает, а созданная при нем посредническо-предпринимательская структура ни за что не отвечает?..

По долгу службы частенько общаюсь с менеджерами турфирм. Они рассказывают, что до сих пор не могут понять принципы работы некоторых консульств, а иногда действия консульских служащих иначе как издевательством назвать нельзя.

Приведу несколько примеров. Консульство страны А рассмотрело документы семьи из четырех человек. Глава семейства работает заместителем руководителя крупного банка, имеет солидное состояние, а также большой опыт деловых путешествий по всему миру. И что? Маме, двум малолетним детям и их няне выдали визы, а папе — отказ.

Гражданин Украины попросил в консульстве страны Б оформить ему мультивизу (визу, которая дает право многократного посещения страны). Собрал все необходимые для этого документы, заплатил консульский сбор. Ему выдали «мультивизу» сроком на… один месяц.

Консульство страны В, которая имеет выход к трем морям, в разгар летнего сезона три недели вообще не рассматривало документы. Потому что у них... поломался компьютер. Тысячи украинских граждан заплатили деньги, сдали паспорта и документы, но визы им либо вообще не оформили, либо оформили со значительным опозданием.

Туристический рынок Украины до сих пор с ужасом вспоминает ситуацию 2007 года, когда одна из турфирм решила запустить чартерную программу в Ниццу. Это была своего рода инновация, поскольку ранее никто не рисковал «поднимать» чартер не только на французские курорты, но и вообще во Францию. И что же? Консульство страны Г отказало в выдаче виз половине туристов. Без объяснений. Чартерная программа провалилась (кто же будет «гонять» полупустой борт?), колоссальные убытки понесли украинская и зарубежная турфирмы, авиакомпания, отели.

Бывали случаи, когда консульства теряли паспорта, и не одного туриста, а целой группы...

При этом предъявить претензии почти невозможно — ведь на дипломатические и консульские учреждения не распространяется законодательство страны пребывания. Хочешь судиться? Обращайся в суд иностранного государства.

Естественно, руководители и менеджеры турфирм говорят о визовой вакханалии как бы вполголоса. Понятно, они не хотят ссориться с консульствами и готовы терпеть «единичные случаи». Но свое веское слово могли бы сказать украинские чиновники-евроинтеграторы. Тем более что в статье 55 Венской конвенции о консульских сношениях (к примеру, безусловное выполнение этого документа предусмотрено Совместным коммюнике об установлении консульских отношений между Украиной и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, которое было подписано 14 декабря 1991 года) есть норма о том, что консульские служащие обязаны уважать законы и правила государства пребывания. А значит, и ее граждан. Со многими европейскими странами подписаны соглашения, в которых записано, что стороны обязуются оформлять визы «с максимальной эффективностью и в разумные сроки».

Ударить в колокола могли бы также всеукраинские туристические общественные организации, которые призваны, по идее, защищать права туристического бизнеса и рядовых туристов. В нашей стране существует не менее двух десятков таких организаций. К сожалению, добровольные объединения в сфере туризма в нашей стране либо беспомощны, либо существуют только на бумаге.

Есть ли рецепты — как обезопасить себя от визовых проблем? Можно ли свести к минимуму риск неполучения визы или несвоевременности рассмотрения документов? Менеджеры турфирм говорят, что это как лотерея: десять групп получают визы без проблем, а потом вдруг «тормозят» чуть ли не каждого второго. «Самый общий совет — идеально оформлять все документы, — говорит научный сотрудник Института потребительских экспертиз Юрий Чернобривец. — Если консульство требует справку из банка о движении денег на текущем счете, значит, нужно нести именно такую справку, а не об остатке средств на депозите. Если говорят, что нужно записать в справке, что она выдана «по месту требования», хотя эта фраза лишена всякого смысла, значит, именно это и надо писать, несмотря на то, что в шапке документа обычно проставляют название консульского учреждения. Формальные правила надо выполнять формально. А еще можно оформить страховку от невыезда и хоть как-то компенсировать свои потери в случае визовых проблем».

…В начале января написал и отправил почтой письменную жалобу на имя Кевана Клифтона, консула Посольства Великобритании в Украине. Ответа не получил до сих пор.

Комментарий Мартина ХАРРИСА, генерального консула Посольства Великобритании в Украине:

— Посольство Великобритании поддерживает высокий уровень визовых услуг, предоставляемых нашим клиентам. Стандарты предоставления визовых услуг установлены государственным агентством UKVisas («Визы Великобритании»), которое отвечает за деятельность по выдаче виз в Великобританию во всем мире.

Согласно установленным стандартам, решение по 90% анкет, не вызывающих вопросов, должно быть принято в течение 24 часов после того, как заполненная анкета передана Визовым центром в Визовый отдел посольства. Декабрь был относительно загруженным месяцем, в течение которого было получено 2000 анкет. Но наш визовый отдел перевыполнил запланированный количественный показатель, приняв решение по 95% анкет, не вызывающих вопросов, в течение 24 часов. Это позволило нам выполнить обязательство, данное на нашем веб-сайте, предоставлять решение о выдаче визы в течение 48 часов с момента подачи анкеты в Визовый центр.

Некоторые анкеты могут вызвать дополнительные вопросы. Причин тому может быть много, но часто это необходимость проверки поданных документов. В таких случаях запланированный показатель — принять решение по 90% таких анкет в течение 15 рабочих дней. В декабре решения по 314 из 350 таких анкет было принято в рамках запланированного срока, что составило 90%.

Те, кто подал заявку на получение визы, в случае необходимости могут забрать свои паспорта или документы из Визового отдела в любой момент этого процесса. Сейчас мы рассматриваем данный случай, чтобы понять, почему это не было разъяснено.

Мы также рассмотрим, как еще можно усовершенствовать наши процедуры. За последние два года мы перешли к подаче заявлений в режиме он-лайн, внедрили новую систему резервирования дня и времени подачи документов с целью избежать очередей, а также открыли новый Визовый центр, который принимает документы по продленным часам работы, чтобы справиться с растущим спросом на визы и необходимостью сбора биометрических данных по всем визовым заявлениям.

Наш опрос клиентов, проведенный в последнем квартале 2007 года, показал, что 92,33% респондентов дали оценку «хорошо» или «очень хорошо» нашим услугам. Мы намерены и дальше поддерживать как минимум такой же уровень предоставляемых услуг и будем продолжать внимательно относиться ко всем отзывам наших клиентов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно