Как привлечь инвестора на развалины?

27 августа, 2010, 14:02 Распечатать

Сегодня Каменец-Подольский — один из самых востребованных туристических центров Украины. Первый по количеству гостиничных мест на 100 тыс...

Сегодня Каменец-Подольский — один из самых востребованных туристических центров Украины. Первый по количеству гостиничных мест на 100 тыс. населения, город принимает до 200 тыс. туристов в год. Отчисления от малого и среднего бизнеса, большая часть которого задействована в сфере туризма, составляют 30% поступлений в муниципальный бюджет.

В 1998 году ситуация была прямо противоположной. 70% старого города разрушены еще
со времен войны. Инвесторы о ведении какого-либо бизнеса в городе даже слышать не хотели.

За десять лет исторический центр был восстановлен, реконструирована система городских коммуникаций, Каменец-Подольский стал одним из самых инвестиционно привлекательных городов в Украине. Город привлек 220 млн. грн. частных (внутренних) инвестиций, выиграл 17 грантов и получил более
200 млн. долл. внешних инвестиций.

Бывший мэр города Александр МАЗУРЧАК делится опытом: каким образом это удалось?

Александр Мазурчак
Александр Мазурчак
— Первое, с чего начали, — это план «регенерации» старого города. Выделили из бюджета столько средств, сколько было необходимо для серьезного комплексного, исторического, культурологического и архитектурного анализа. В результате чего восстановили исторический облик XVII—XVIII веков. А также при сохранении внешнего фасада разработали детальный архитектурный план по каждому дому. Определились с этажностью: вся застройка — не выше четырех этажей. И на инвестиционные конкурсы выставляли уже конкретные проекты по каждому помещению.

Условия инвестору были следующие: первый этаж здания отводится под оригинальное кафе либо магазин, второй-третий — под офисы либо жилые помещения, последний этаж — мансардный. Приоритетное направление — создание гостиницы. Инвестор боролся за право аренды помещения сроком на 49 лет и обязан был восстановить здание по конкретному проекту в течение трех лет. Если же он не укладывался в сроки, то объект выносился на новый аукцион и переходил к следующему инвестору, который выплачивал предыдущему арендатору стоимость выполненных работ.

Первые инвестиционные конкурсы проходили без энтузиазма. Инвесторы не спешили, и цены за право аренды были невыгодны для муниципалитета. Тогда мы приостановили этот процесс и основные средства направили на создание имиджа Каменец-Подольского как центра проведения различных культурно-зрелищных мероприятий, а также на полную реконструкцию городских жилищно-коммунальных систем. Объединив усилия с нашим земляком — директором туристической компании «Гамалия» Игорем Голубахой, провели такие масштабные турниры, как «Казацкие забавы», Фестиваль семи культур, рыцарские турниры, на которые активно приглашали иностранцев. Далее — шоу воздухоплавания и авторалли, которые стали ежегодными, и многое другое. Первые фестивали спонсировал Голубаха. Но с каждым новым мероприятием появлялось все больше как частных спонсоров, так и международных грантов, над привлечением которых мы активно работали.

В 1999 году правительство премьера Пустовойтенко выделило нам 2,5 млн. грн. на реставрацию памятников архитектуры, благодаря чему за год было восстановлено 26 памятников. При этом целевое использование бюджетных средств я контролировал лично — был создан специальный штаб для контроля за расходованием средств. За средства местного бюджета восстановлен музей археологии, также с привлечением спонсоров созданы музей денег, музей Магдебургского права, городской исторический музей, экспозиция музея Старой крепости, картинная галерея, музей инквизиции. При открытии музеев мы не ограничивались торжественным «перерезанием ленточки», а сразу же начинали масштабную рекламу, причем исключительно за счет нестандартных идей, практически без копейки денег. Например, одними из первых в Украине стали предлагать ночные экскурсии по подземельям Старой крепости. А также традиционный осмотр экспонатов сопровождать тематическими театральными постановками. Например, запускали «привидения» в подземелье, разыгрывали исторические сюжеты, давали возможность отыскать «клад» и даже взять из него монетку с гербом города себе на память.

Для привлечения грантов мы создали специальное управление туризма в горисполкоме. Реализацию каждого полученного гранта я поручал одному из своих замов, который еженедельно отчитывался о результатах. Что же касается персонала, то использовали любую возможность, чтобы отправить ребят на стажировку за границу. Практически все сотрудники отделов горисполкома, имеющих отношение к инвестициям, побывали на стажировке за границей. Они учились тому, как составлять заявки на гранты, как вести переговоры, как правильно работать с инвестором. Иногда на конкурсах я лично приводил свои аргументы: почему тот или иной грант выгодно отдать нам, а не какому-то другому городу.

Например, мы выиграли грант по проекту генеральной реконструкции водоканала. На него претендовали многие города. Моя аргументация была следующей. Первое — если грантодатель вложит 100 тыс. грн., мы эту сумму удвоим за счет городского бюджета. Второе — поскольку наши сети на 90% изношены, любые вложения дадут максимально быстрый экономический эффект. Третье — город посещает все больше иностранцев, в том числе граждан вашей страны, которые в случае реконструкции будут потреблять качественную воду.

Таким образом, к 2008 году мы сделали Каменец-Подольский городом со своей архитектурной, исторической и даже кулинарной неповторимостью. В старом городе каждая гостиница, ресторан, кафе и даже меню — уникальны. Там нет международных сетей фастфудов и супермаркетов, летом все утопает в цветах, зимой горят свечи, по утрам улицы наполняет аромат выпечки и свежемолотого кофе. В общем, для туриста – настоящий релакс.

Одновременно с этим в городе продолжают отстраиваться еще 80 объектов, причем по технологиям, которые не создают неудобств для туристов. Так что на первый взгляд это практически незаметно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно