Как безбарьерность с барьерностью уживаются

Поделиться
История создания в Украине условий для беспрепятственного доступа людей с ограниченными физически­ми возможностями в жилые дома, общественные и производственные объек­ты уже успела обрасти седой бородой...

В сентябре прошлого года украинская власть формально сделала важный шаг в деле защиты прав инвалидов, подписав на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней. По этому поводу глава комитета Верховной Рады по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, председатель Национальной ассамблеи инвалидов Украины Валерий Сушкевич на недавней пресс-конференции сказал: «Украина засвидетельствовала предотвращение дискриминации всех форм инвалидности. На уровне цивилизованного мира мы определили переход от модели милосердия к соблюдению прав. Пришло время взглянуть на состояние прав инвалидов и их обеспечение в Украине».

Одно из основных требований Конвенции — страны-участницы должны взять на себя обязательства по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности. Это касается зданий, дорог, транспорта, других внешних и внутренних объектов, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, рабочие места… Верховной Раде Украины остается ратифицировать Конвенцию и Факультативный протокол, а центральным и местным органам исполнительной власти — обеспечить их выполнение.

История создания в Украине условий для беспрепятственного доступа людей с ограниченными физически­ми возможностями в жилые дома, общественные и производственные объек­ты уже успела обрасти седой бородой. Эта обязанность органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собст­венности, выписана в базовом Законе «Об основах социальной защищенности инвалидов в Ук­раи­не» от 21 марта 1991 года. В июне 2003-го Кабмин принял программу «Обеспечение беспрепятственного дос­тупа...». Понятно, что выполнять ее никто не спешил. И 1 июня 2005 года новоизбранный президент В.Ющен­ко издал свой первый «безбарьерный» указ, в соответствии с которым Кабмину было поручено до 1 ноября 2005 года «принять меры по обеспечению безусловного соблюдения центральными и местными органами исполнительной власти законодательства по созданию надлежащих условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». Опреде­ленная работа в этом направлении была сделана. Но многие упомянутые объекты приспособили для нужд инвалидов любительским способом. Препятствия, не устраненные надлежащим образом здоровыми людьми, по-прежнему усложняли жизнь людям с различными заболеваниями.

18 декабря 2007 года по итогам всеукраинского совещания «Безбарьерная Украина» В.Ющенко издал второй указ — «О дополнительных неотложных мерах по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями». В этот раз Кабмин должен был принять соответствующие меры во исполнение указа до 1 июля 2008 года, а также привлечь к ответственности руководителей центральных органов исполнительной власти за несоздание безбарьерных условий для инвалидов. Но было бы очень интересно найти статистику о количестве наказанных чиновников.

Программы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к социальным и жилым объектам были приняты и региональными органами власти.

— Такой документ разработала Ривненская облгосадминистрация, а областной совет его принял еще в 2005 году, — говорит председатель Ривнен­с­кого областного объединения Всеукраинской организации «Союз организаций инвалидов Украины» и представитель в области Национальной ассамблеи инвалидов Украины Виктор Ольховик. — К сожалению, тогда эта программа была разработана без участия нашей общественной организации. По результатам мониторинга, проведенного в 2008 году, программа недовыполнена, поэтому продолжена до 2011 года.

Чего стоит инвалидам добраться в ряд учреждений и организаций, недавно на своей шкуре прочувствовали руководители области и города Ривне. Глава областной госадминистрации Виктор Матчук и градоначальник областного центра Владимир Хомко сели в инвалидные коляски и попытались на них попасть в те социальные объекты Ривного, которым нет альтернативы, — государственную нотариальную контору, областную медико-социальную экспертную комиссию, отдел квартучета городского БТИ, один из жэков, поликлинику на Северном массиве и т. д. Чиновники были поражены — до большинства из этих объектов сложно добраться даже здоровому человеку. К примеру, как попасть в медико-социальную экспертную комиссию, если порог высокий, а дверь узкая? Похожая картина — и в БТИ, и в государственной нотариальной конторе. Отдел квартучета расположен на четвертом (!) этаже, а в поликлинике соорудили пандус из досок и написали, что он находится в регистратуре... После посещения первыми лицами области и города Ривного упомянутых объектов нарушения были устранены. В жэке и в поликлинике сделали нормальные пандусы. А там, где это оказалось невозможным, установили кнопку вызова. Например, в государственной нотариальной конторе, БТИ, областных дирекциях Укрпочты и Укртелекома к инвалиду выходят люди и помогают ему решить все вопросы.

Между тем руководители многих объектов непосредственно в областном центре, куда не ступала нога власть имущих, к инвалидам все еще глухи. По-прежнему остаются недоступными пять из семи городских жэков, горуправления капитального строительства, архитектуры и градостроительства. А в областном и городском фондах социального страхования от несчастных случаев на производстве, чтобы понять предназначение кнопки вызова, нужно пройти в здание со многими ступеньками. По словам В.Ольховика, «среди высших учебных заведений только один Институт развития человека «Украина» приспособлен к нуждам инвалидов с учетом государст­венных строительных норм. На периферии же ситуация удручающая. В большинстве сельсоветов, сельских домов культуры и школ нет элементарного приспособления для прохода в них людей незрячих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. То же касается и объектов частного бизнеса — магазинов, кафе, баров...»

По-моему, поучитель­ным в этой связи является опыт Польши. Если в соседней стране жилой дом или социальное здание не приспособлено к нуждам инвалидов, то орган власти, обнаружив недостаток, оплачивает достройку и выставляет их владельцу счет. Поэтому хозяин заинтересован за собственные средства оборудовать дом или социальный объект в соответствии с нуждами инвалидов — это ему обойдется дешевле.

В Украине новые государственные строительные нормы начали действовать с 1 мая 2007 года. Согласно им, все построенные объекты, сдаваемые в эксплуатацию, реконструированные, отреставрированные, с проведенным капитальным ремонтом, должны быть доступны для маломобильных групп населения. Но застройщикам все же удается избегать обеспечения доступности.

Как? Мнение замначальника инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в Ривненской области Ивана Дидули ставит больше вопросов, нежели дает ответов:

— Соблюдение государственных строительных норм часто игнорируется на этапе составления проекта дома. Их не включают в проект. А комиссия Укринвестэкспертизы дает заключение, что проект соответствует ДСН. И для нас это служит основой контроля. В процессе принятия дома в эксплуатацию инспекция требует отчета об обеспечении доступности. И соответствующий комитет в большинстве случаев его подписывает. Почему? Потому что в нем большинство представителей органов власти и местного самоуправления. А они подходят к этому формально. Поэтому когда представитель общественной организации инвалидов настаивает на устранении нарушений, дом как-то пытаются сделать доступным для инвалидов, пожилых людей, беременных женщин, других маломобильных групп, но качество уже не то...

Обеспечение перевозки инвалидов общественным транспортом тоже далеко от определенных требований.

— Так, в Ривном действует городская общественная организация инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата «Пора». Она выиграла грант, купила микроавтобус, оборудовала его подъемником и бесплатно перевозит инвалидов, — рассказывает о положительном опыте В.Ольховик и вместе с тем корит городские власти. — В прошлом году городской совет закупил один троллейбус с низким полом. Стоит он немало — 1 млн. 300 тыс. грн., да и ездит нечасто. Общественные же организации инвалидов предлагали другое — за те же средства закупить четыре-пять автобусов и оборудовать их подъемниками или же организовать службу такси при горисполкоме либо территориальных центрах обслуживания инвалидов, которая будет перевозить инвалидов бесплатно. Но к нам город не прислушался.

Центральные и местные органы власти в Украине понимают, что людям с ограниченными физическими возможностями необходимо прежде всего обеспечить беспрепятственное передвижение. Без этого не имеет никакого смысла говорить о медицинской, трудовой реабилитации, полной интеграции инвалидов в общество. Но до конца выполнить свою обязанность — реально обеспечить доступность или проконтролировать, чтобы это сделали другие, — с этим все время как-то не выходит.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме