ИЮЛЬ. ПОЛОЦК

11 июля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 11 июля-25 июля

...Можно сесть на берегу Двины и отдохнуть. Ибо здесь я поставил многоточие в поиске своих Софий. Мо...

...Можно сесть на берегу Двины и отдохнуть. Ибо здесь я поставил многоточие в поиске своих Софий. Можно сказать, что самое важное для себя я увидел — возле Софии Киевской я вырос, возле Софии Охридской провел немало времени, прогуливаясь по берегу озера или обедая в славном местном ресторане под таким же названием — «Святая София», в Софии Новгородской прятался от неожиданного ливня и видел радугу в дверях храма. И была еще София Константинопольская — София Софий, первое, что я увидел в Стамбуле... И вот теперь София Полоцкая — храм, невероятно похожий и вместе с тем на удивление не похожий на Киевскую и Новгородскую Софии... Последствия разрушения и перестройки были неожиданными — этот храм, теперь православный, перед этим долго функционировавший только как концертный зал, кажется воплощением греко-католического прочтения «софийской идеи». С Полоцкой Софией вообще творится что-то необычайное: когда видишь ее впервые, с берега, она кажется больше костелом, а не православной церковью, вся ее архитектура невообразимо западноевропейская, она — как стремительный парусник, готовящийся к плаванию — и, скорее всего, не по этой спокойной реке, а по недалекой Балтике... Но обойдя храм, оказываешься на тихой полоцкой улочке и видишь знакомые контуры Софии Киевской и Новгородской...

Очевидно, когда князь Ярослав закладывал эти две Софии, он ориентировался на главный храм в Константинополе. Сейчас этот храм в его настоящем виде можно увидеть разве что на рисунках и в собственном воображении. Но может помочь София Охридская — храм, менее у нас известный, но сохраненный полностью — даже с неотреставрированными фресками времен своего возведения. Именно София Охридская — маленький «двойник» константинопольского храма. И прогуливаясь здесь или посещая изысканные концерты фестиваля «Охридское лето», осознаешь, как эта София отличается от русских, — сама энергетика храма другая, и он действительно кажется носителем византийской цивилизационной идеи. А храмы в Киеве и Новгороде сохранили в себе Русь, существовавшую во времена их основания. На самом деле это была очень отличающаяся от государств-преемниц страна, отличающаяся именно по духовным взглядам, — религиозность здесь была еще не фанатически-московской, не цинично-демонстративной, а сориентированной на осознание мудрости, на объединение национального и мирового космоса. И поэтому главными храмами и Киевской Руси, и Новгородской стали именно Софийские соборы. А Полоцкая София — иллюстрация того, что случилось с этой цивилизацией, когда она продвинулась немного западнее, туда, где православие не столько конкурировало, сколько сотрудничало с католицизмом. Ведь первый пример такого сотрудничества представили именно на территории Великого Княжества Литовского, одним из форпостов и духовных центров которого стал Полоцк. И стоит ли удивляться, что европеизация Москвы пошла именно из этого маленького уже города — когда царским воспитателем стал знаменитый монах Симеон Полоцкий. А это также происходило в годы, когда московские цари и патриархи приглашали в свои столицы киевских мудрецов — тех, кто продолжал молиться в нашей Софии... Следовательно, софийские соборы всегда играли в истории какую-то особенную, даже мистическую, роль, ибо самим фактом своего существования принуждали делать выбор между мудростью и всеобъемлемостью — и приземленным, линейным восприятием мира... Все же интересно, что в начале русской государственности люди были намного проникновеннее и точнее своих потомков...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно