Искусство публичной интимности

8 апреля, 2005, 00:00 Распечатать

Привычка писать дневники — далеко не нова. К примеру, в XVIII—XIX столетиях большая часть людей, претендовавших даже не на «высокую культуру», а просто на достойный уровень грамотности, не чурались этого дела...

Привычка писать дневники — далеко не нова. К примеру, в XVIII—XIX столетиях большая часть людей, претендовавших даже не на «высокую культуру», а просто на достойный уровень грамотности, не чурались этого дела. Поджаренные на солнце офицеры Британской империи в африканских саваннах и индийских джунглях, тургеневские барышни в русских имениях — все считали уместным вести дневники. А иногда даже их публиковать. Хотя, конечно, были и намного более старшие образцы жанра. Достаточно вспомнить прославленные «Записки у изголовья» Сэй-Сёнагон. Впрочем, это, скорее, чистая литература, нежели дневник.

А вот у большинства из нас, родившихся в период «всеобщей грамотности», само слово «дневник» ассоциируется прежде всего с непритязательно разлинеенным кондуитом школьной успеваемости, ни к литературе, ни к любому другому способу самовыражения никакого отношения не имевшим.

Семимильная поступь информационных технологий, кажется, вдохнула в искусство писания дневников новую жизнь — в виде блогов. Блоги (от английского blog — web-blog, букв. «список в сети») — это размещенные в свободном доступе краткие заметки «дневникового» плана на совершенно произвольные темы: хоть о погоде, хоть о компьютерах, хоть о фашизме вкупе с нетрадиционным сексом. Заметки, по обыкновению максимально субъективные, пишутся «на одном дыхании» — часто как реакция на какое-то событие, новость и т.п. Писать и размещать их в Интернете очень просто. Нехитрое программное обеспечение позволяет свести техническую сторону дела к нажатию одной-двух кнопок — как на форумах или гостевых книгах. К каждой записи читатели и ценители обычно могут добавить свои многочисленные комментарии. Действительно интересные блоги читают сотни пользователей и в своих блогах дают ссылки на них или присылают своим друзьям рекомендацию сходить по соответствующему адресу. Если приходят друзья — количество читателей интересного блога возрастает порой до сотен тысяч за несколько дней.

О количестве блогов можно сказать одно — «очень много», поскольку более точную статистику вести почти невозможно. Блоги есть как на громадных, предназначенных для ведения блогов, порталах (www.livejournal.com, www.blogger.com, www.xanga.com и десятки других), так и на тысячах небольших сайтов, десятках и сотнях тысяч домашних страниц. Снискав сумасшедшую популярность в англоязычном секторе Интернета, они активно завоевывают и национальные сегменты.

Причины популярности блогов довольно прозрачны. Во-первых, чтобы создать блог, не нужны никакие особые ресурсы. Не нужно, как в случае с домашней страницей, покупать хостинг и учить «язык гипертекста» (или идти на бесплатно-рекламный Народ.ru и покупать за 10 гривен «почти лицензионный» Frontpage — для тех, кому расходовать деньги и учиться не позволяет жизненная позиция). С блогом все просто: несколько минут на регистрацию — и уже можно писать «что-нибудь в Интернете». Во-вторых, блог — замечательный способ привлечь к себе внимание, без чего некоторые люди существования своего не мыслят. Все знакомые, с которыми не удается пообщаться по телефону в связи с ограниченным количеством часов в сутки, могут, по крайней мере теоретически, зайти на соответствующую страницу и ознакомиться со свежими мыслями и впечатлениями. В-третьих, блог — превосходный способ отметить собственную оригинальность и особенность, ощутить свое отличие от других. Вероятно, существует большое количество разных «в-четвертых» и «в-пятых» — но все это слишком уж индивидуально.

В некоторых ситуациях блог может сыграть со своим автором злую шутку. Например, ситуации, когда людей в западных компаниях выбрасывали с работы за слишком уж неодобрительные и откровенные опусы о начальстве, стиле управления в компании и т.д., уже давно перестали быть единичными. Это при том, что на глаза широкой общественности попадались случаи с более или менее откровенными формулировками. Но, видимо, существуют и многочисленные когорты безымянных блоггеров, которые стремились осуществить попытку публичного определения видовой принадлежности коллег или руководства, наряду с диагностикой их нетрадиционных болезней, а вскоре были уволены по профнепригодности, за нарушение дисциплины или что-нибудь еще, разумное, доброе и вечное. Когда говоришь, что думаешь...

В конце концов, карьерные неурядицы — далеко не самое страшное, что может случиться с человеком. В начале февраля в Иране был арестован Араш Сигарши, редактор одной из иранских газет, за то, что позволил себе в своем веб-дневнике подвергнуть критике власти за арест другого журналиста. Приговор «революционного суда» был скор и убедителен — 14 лет тюремного заключения за «контрреволюционную деятельность». По мнению многочисленных правозащитников, столь жесткая реакция была обусловлена желанием устроить показательную порку и запугать других журналистов и блоггеров. Такая вот косвенная форма признания популярности нового вида СМИ.

22 февраля международный Комитет защиты блоггеров провел акцию в защиту Араша Сигарши. Сайт акции посетило более десяти тысяч пользователей, из которых 10% были иранцами. Руководитель Комитета защиты блоггеров Курт Хопкинс заявил, что «глаза восьми миллионов блоггеров сфокусированы сейчас на Иране. Муллы не смогут сделать ни одного движения без того, чтобы оно не было замечено всей блогосферой». Как именно всевидящие глаза «блогосферы» смогут повлиять на беспредел религиозных лидеров, Хопкинс, к сожалению, не уточнил. Хотя не стоит исключать, что ощущение поддержки и внимания со стороны «большой земли» если и не сократит срок тюремного заключения, то принесет хоть немного утешения в неволе.

Кстати, уже легендарными стали блоги жителей Багдада, написанные во время американских бомбардировок. Люди писали о страхе, боли и страдании — о том, чем они жили и что их по-настоящему волновало. И это, кажется, был единственный способ взглянуть на эту войну изнутри — ведь и в популярных телерепортажах CNN, и на значительно менее популярных сайтах иракских официальных учреждений все почему-то выглядело радикально иначе...

С этой точки зрения блоги являются изобретением чрезвычайно полезным. По мере того как не только традиционные радио и телевидение, но и мощные новостийные сайты становятся все более зависимыми от финансовых и политических кругов, именно такой экстремально простой и общедоступный способ передачи информации может стать удобным для всех сомневающихся в «официальной линии». И если информация будет правдоподобной, интересной и по возможности хорошо написанной, она обязательно найдет своего читателя.

Хотя, к сожалению, 99% современных блогов ни интересностью, ни актуальностью не отличаются. Ведь наполнены они, в лучшем случае, незамысловатыми впечатлениями от прочитанных новостей и, кроме того, реляциями о победах над зеленым змием и нытьем над собственной тяжкой офисно-менеджерской долей, которые чередуются с понятными и интересными лишь узкому кругу посвященных сплетнями.

А вообще, наблюдая за ростом популярности блогов, можно заметить определенные «исторические закономерности». Первые авторы, чаще всего разносторонне (и орфографически, кстати, тоже) образованные люди, использовали удобную технологию для того, чтобы поделиться с миром своими, обычно интересными, мнениями и впечатлениями. Это когда блогов было тысячи или десятки тысяч. Вместе с ростом популярности пришла следующая волна блоггеров, желавших быть похожими на первых. По мере сил они развивали и углубляли темы самых популярных блоггеров, время от времени предлагая что-то свое, новое и уникальное. Это когда количество достигло сотен тысяч. А потом хлынула последняя, самая массовая волна пользователей, просто желавших обладать блогом, чтобы почувствовать себя причастным к высоким технологиям и иметь возможность порисоваться перед друзьями либо для чего-то еще, но вовсе не потому, что им было что сказать миру. Как следствие — подавляющее большинство блогов начало блистать литературными перлами вроде: «Как мы вчера оттянулись! Не так, конечно, как две недели назад (см. стр. «Две недели назад»), но значительно круче, чем позавчера (см. стр. «Позавчера»). Ну просто отпадно оттянулись!» И так сто тысяч раз — с разницей только в количестве и месте орфографических ошибок.

В конце концов, удивляться тут особо не приходится. Блог — не заменитель отсутствующего литературного или журналистского таланта и даже не какая-то принципиально новая область литературы. Это всего лишь удобное средство, позволяющее донести свои мысли до аудитории, довольно широкой, — при условии, что они эту аудиторию все-таки заинтересуют. Способ технически несложный, значительно более экономный, нежели веб-сайты (не говоря уж о газетах или телевидении). Поэтому, если кому-то хочется и можется сказать что-то пользователям Интернета — близким и далеким, знакомым и не очень, — не стоит терять время, нужно регистрировать блог!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно