ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА НА АМЕРИКАНСКИХ ГОРКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

13 июля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 13 июля-20 июля

Темпы развития мирового туризма потрясают воображение. Согласно прогнозам специалистов, количес...

Валерий Цыбух
Валерий Цыбух

Темпы развития мирового туризма потрясают воображение. Согласно прогнозам специалистов, количество путешествующих уже в ближайшее время сравнится с населением Китая, а поступления от туризма достигнут одного триллиона долларов США.

Не обошли эти тенденции и Украину. За последние десять лет количество туристических предприятий увеличилось почти в 1000 раз. В одном только ЗАО туризму и экскурсиям «Укрпрофтур» — наибольшем туристическом объединении Украины — действуют 77 туристических хозяйств, 69 бюро путешествий и экскурсий и другие подразделения. В прошлом году они обслужили 1,1 миллиона туристов на сумму около 80 миллионов гривен. Не менее активно работают и другие туристические организации Украины.

Но можно ли считать это достаточным, если, например, в Турции, где туристическая деятельность — один из важнейших источников бюджетных поступлений (37%), прошлогодний доход составил почти 10 миллиардов долларов?

Об этом разговор с председателем Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины Валерием ЦЫБУХОМ.

— Валерий Иванович, как, по вашему мнению, можно оценить влияние законодательной и исполнительной ветвей власти на развитие отечественного туризма?

 

— С одной стороны, государством на всех уровнях законодательной и исполнительной власти делается все необходимое для дальнейшего развития туризма. Но, с другой стороны, отдельные шаги, осуществляемые законодательными и исполнительными органами без предварительной проработки со специалистами, приводят к негативным последствиям, прежде всего для экономики страны. Так, например, был принят Закон Украины «О культурном наследии» и соответствующие изменения к Закону Украины «О налогообложении», абсолютно противоречащие указам Президента, постановлениям Кабинета министров и Верховной Рады, направленным на развитие внутреннего и въездного туризма. Введение экскурсионно-туристического сбора, последовавшее за принятием этих документов, стало настоящей удавкой для многих субъектов туристического предпринимательства. В конце концов после многочисленных обращений наших общественных организаций Верховная Рада исправила эту ошибку. Но сколько было затрачено времени и усилий специалистов, для которых можно было найти более достойное применение?

Кстати, Государственная налоговая администрация Украины поддержала предложение Туристической ассоциации Украины и Укрсоюзтура отменить этот сбор, учитывая нечеткое определение терминов и отсутствие экономической эффективности от его введения, а наши консультанты четко и наглядно объяснили «оппонентам», как на законных основаниях можно не оплачивать экскурсионный сбор, продолжая в то же время экскурсионную деятельность. Это довольно весомый аргумент против принятия невзвешенных решений без участия специалистов и профессиональных общественных объединений,

Предвижу и другую проблему, которую большинство предприятий страны будут вынуждены решать в обход закона, чтобы его не нарушить. Имею в виду внедрение кассовых аппаратов в туристическую деятельность при расчетах наличными. При этом подразумеваются не санатории, отели или мощные туристические предприятия (практически все они имеют прикрепленные от банков кассы), а турфирмы, в которых трудится от трех до семи человек.

— Так в чем же проблема?

 

— В соответствии с законодательством, туристические предприятия должны применять регистраторы расчетных операций (кассовые аппараты) при осуществлении расчетов наличностью. Но каким образом они смогут проводить режим предварительного программирования наименований и цен на услуги, как того требуют наложения статьи 3, п.11 упомянутого закона? При продаже туристических услуг их стоимость зависит от ряда факторов, связанных с сезонностью, категорией размещения, питанием, перечнем экскурсионных и транспортных услуг, которые, как правило, являются индивидуальными для каждого клиента и фиксируются в соглашении, заключаемом с туристом в соответствии с требованиями Закона Украины «О туризме». Кроме того, довольно широко практикуется формирование туристического продукта в соответствии с запросом туриста с последующим определением и согласованием цены. Применяя кассовые аппараты, туристические предприятия не в состоянии обеспечивать режим предварительного программирования конкретных услуг.

В ответ на соответствующий запрос Укрсоюзтура ГНАУ предлагает часть услуг программировать в режиме текущего программирования. Но термин «текущее программирование» в Законе отсутствует, он однозначно предусматривает лишь режим предварительного программирования. Если даже согласиться с предложением налоговиков, то это фактически приведет к сугубо технической замене приходного кассового ордера фискальным чеком кассового аппарата и не обеспечит дополнительного контроля. А законодательно нечеткое определение механизма применения кассовых аппаратов лишь увеличит количество недоразумений, возникающих при проверках туристических предприятий.

Кроме того, по подсчетам специалистов, из более чем 3 тысяч лицензированных туристических предприятий кассовыми аппаратами обзаведутся лишь 200—300. Ведь крупные фирмы имеют соответствующие соглашения с банками о расчетах наличностью, а большая часть малых, например, будет направлять туристов вносить наличные непосредственно на банковский счет. Возможностей обойти положения Закона на вполне законных основаниях достаточно.

Поэтому, учитывая проблемы, которые возникнут с введением кассовых аппаратов, мы обращаемся к Государственной налоговой администрации и Минэкономики с просьбой включить туристические предприятия в перечень предприятий сферы торговли, общественного питания и обслуживания, которым разрешено проводить расчетные операции без применения кассовых аппаратов.

— Но, несмотря ни на что, количество туристических организаций в стране продолжает увеличиваться. Кому принадлежат полномочия на выдачу лицензий, позволяющих заниматься туристической деятельностью и в одинаковой ли степени этот госорган доступен для всех желающих ее получишь?

 

— Лицензии на туристическую деятельность выдаются Государственным комитетом молодежной политики, спорта и туризма. Вместе с тем в Киеве, Одессе, Ужгороде, Автономной Республике Крым, где сконцентрированы мощные органы управления туристической деятельностью, эту работу можно было бы осуществлять более эффективно. На местах и ситуацию знают лучше, и люди, возглавляющие предприятия, как на ладони, и информация различных заинтересованных органов под рукой. Кстати, подавляющее большинство жалоб от граждан и организаций, запросов следственных и судебных органов направляются именно на места, ведь там легче разобраться в ситуации. Вместе с тем почти формальное оформление разрешения, являющееся по существу лишь технической проверкой наличия необходимых документов, остается прерогативой центра.

По мнению Укрсоюзтура, для повышения роли и расширения возможностей местных органов, отвечающих за развитие туристической деятельности, было бы целесообразно передать право на выдачу лицензий упомянутым городам и АР Крым. Поэтому мы рассчитываем на поддержку и помощь профильного комитета Верховной Рады с целью внесения изменений в соответствующее законодательство. Уверен, что это помогло бы не только консолидировать возможности региональных туристических предприятий, но и содействовало бы повышению их ответственности за качество туристического продукта.

— Неудовлетворительное качество услуг, предоставляемых туристам отечественными гостиницами и базами размещения, стало притчей во языцех. Что, на ваш взгляд, могло бы существенно в обозримом будущем изменить ситуацию к лучшему?

 

— Действительно, эти проблемы существуют, о них знают и работа по их устранению ведется. Но главной причиной нареканий, в первую очередь со стороны иностранцев, является не низкий уровень отелей, а гипертрофированный разрыв между качеством услуг и тарифами на них. В подтверждение сказанного мною наведу конкретный пример: во время проведения в Киеве очередного собрания Европейского банка реконструкции и развития нареканий на размещение практически не было, главным образом потому, что оплата этой услуги была централизованной.

Однако отели не могут снизить цены на размещение из-за непомерных налогов и отчислений.

Недавно этот вопрос рассматривал Комитет по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма Верховной Рады Украины. Поводом послужило обращение посольств иностранных держав в нашей стране в связи с нарушением статьи 23 Конституции Украины. В соответствии с ней, иностранные граждане, пребывающие на территории Украины на законных основаниях, обладают равными правами с украинскими гражданами. В то же время цены в гостиницах для них намного выше тех, которые предлагаются украинцам.

Сегодня, благодаря продуманной позиции российских коллег в ценообразовании в гостиничном хозяйстве, среднегодовая загруженность отелей Москвы составляет 80 процентов, а Санкт-Петербурга — 95.

Еще одна проблема для гостиничного бизнеса — налог на землю, непосредственно увеличивающий стоимость размещения в отелях, санаториях и оздоровительных учреждениях.

Действующие санатории и оздоровительные комплексы имеют значительные прилегающие территории, за которые должны платить налог. Если в сезон особых трудностей не возникает, то в межсезонье, когда наплыв клиентов значительно уменьшается, оплачивать его очень трудно. Как правило, у предприятий не остается средств на текущий ремонт, подготовку к очередному сезону и приведение в надлежащее состояние той же прилегающей территории.

— Следовательно, без соответствующего экономического анализа эффективности уменьшения гостиничного сбора и налога на землю для туристических предприятий убедить Минэкономики и Минфин в целесообразности такого шага практически невозможно?

 

— Именно поэтому считаю, что назрела насущная необходимость создания соответствующего научного центра туризма. Это содействовало бы и научному обоснованию статистики туризма как синтетической сферы, деятельность которой влияет на развитие множества отраслей экономики страны, и окончательному признанию туризма как экономической сферы деятельности.

В марте этого года в Москве Всемирная туристская организация проводила региональный семинар для стран СНГ «Статистика туризма. Внедрение вспомогательных расчетов для туризма». Именно применение расчетов, уже внедренных во многих странах, дает возможность определить в цифрах влияние туризма на экономические взаимоотношения различных отраслей. После семинара, в котором принимали участие представители как НБУ, так и субъектов туристической деятельности, была достигнута договоренность с Министерством экономики Украины предусмотреть, во-первых, в будущем бюджете страны отдельно строку «туристическая деятельность» и, во-вторых, провести совместное заседание коллегий Минэкономики и Госкоммолодежьспорттуризма на тему «Влияние туризма на экономику страны».

— Как обстоят дела с организацией въездного туризма и пребыванием иностранных туристов в нашей стране?

 

— Туристические предприятия и государство заинтересованы в увеличении потока иностранных туристов в Украину. Это и прибыль для туристических предприятий, и увеличение валютных поступлений, и пополнение бюджета. Первым существенным шагом в этом направлении стал совместный приказ Министерства иностранных дел Украины и Госкоммолодежьспорттуризма об отмене референса. Следующим шагом, по мнению специалистов, должно стать внесение дополнений в постановление Кабинета министров от 5 мая 2000 года «О внесении дополнений в правила оформления визовых документов для выезда в Украину» и включение в перечень виз, предоставляемых без наличия какого-либо приглашения, туристической визы с литерой «Т», третьим — введение так называемой «полицейской визы» или разрешений на въезд в Украину, особенно в Симферополь (Крым).

Мы считаем целесообразным поддержать предложение Совета министров АР Крым о проведении эксперимента по открытию виз для иностранцев из стран ЕС, Канады, США, Японии, Швейцарии, Австралии непосредственно в аэропорту г. Симферополь, что имеет огромное значение для дальнейшего развития туризма. Вопрос рассматривается уже второй год, но, как говорится, воз и ныне там.

Заслуживает внимания еще один аспект деятельности туристических предприятий. Во времена Советского Союза традиционными маршрутами, популярными у иностранных туристов, были путешествия Ленинград—Москва—Киев —Одесса (в различной последовательности). Интерес к подобным турам у иностранцев жив и сейчас. Однако проблема въезда в Российскую Федерацию и Украину сдерживает потенциальные возможности туристических организаций обеих стран. Очень важно привлечь внимание министерств иностранных дел РФ и Украины к решению этой проблемы.

Вопрос уже обсуждался при участии Укрсоюзтура и руководителей национальных туристических ведомств стран СНГ в ходе рабочих встреч в Москве во время проведения туристической выставки в марте этого года. В мае в Крыму было принято совместное решение Совета по туризму стран–участниц СНГ при участии РАТА и Укрсоюзтура обратиться к Исполкому стран СНГ с предложением рассмотреть вопрос о введении единой визы для въезда граждан стран Европы, США, Канады, Японии, Австралии в Украину, Россию и Беларусь. Мы понимаем, что этот вопрос имеет непростую финансовую подоплеку и требует серьезного изучения, но отдача дня экономики стран значительно превысит поступления от оформления виз.

— А что вы можете сказать о сотрудничестве с зарубежными посольствами в Украине по оформлению въездных виз в их страны украинскими гражданам?

 

— К сожалению, ситуация здесь не радует. Посольства стран Шенгенской зоны довольно нелицеприятно относятся к нашим туристическим предприятиям и отдельным гражданам, игнорируют многочисленные обращения о необходимости упорядочения процесса получения виз. В то же время ни одно из них не предоставляет информации, какие именно туристические предприятия нарушают их требования, чтобы мы могли адекватно реагировать. Считаю, что пора принимать серьезные мери по прекращению подобной дискриминации. Здесь мы рассчитываем на поддержку МИД Украины, намереваемся задействовать возможности Укрсоюзтура для обращения к туристическим организациям этих стран и работы с зарубежными средствами массовой информации. И, наконец, мы оставляем за собой право даже бойкотировать посольство одной из стран и отказаться отправлять в нее туристов.

— Валерий Иванович, какие пожелания хотелось бы вам высказать, подводя итог нашему разговору?

 

— Вернусь к тому, с чего начинал. Проблемы, сдерживающие развитие чрезвычайно перспективной для нашей страны туристической индустрии, требуют безотлагательного решения. Я подчеркиваю — индустрии, так как в нее входит свыше 50 отраслей национальной экономики. Но при разработке тех или иных законодательных актов, касающихся туризма, следует широко использовать знания и опыт специалистов предприятий туристической сферы. Это особенно важно именно сейчас, когда продолжаются дебаты вокруг проекта налогового кодекса, готовится проект кодекса туристического.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно