ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ - Социум - zn.ua

ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ

8 июня, 2001, 00:00 Распечатать

В начавшемся разбеге третьего тысячелетия на фоне стремительного развития туристского бизнеса н...

Владимир Федорченко
Владимир Федорченко

В начавшемся разбеге третьего тысячелетия на фоне стремительного развития туристского бизнеса на планете, в том числе и в Украине, все очевиднее становится тот факт, что профессионально, а значит, эффективно, заниматься туризмом без наличия специального образования сложно, а в сфере обслуживания клиентов, к примеру, просто невозможно. Компании, гостиничные цепи, туристские комплексы, в чьем штате отсутствуют квалифицированные менеджеры, владеющие навыками и современными знаниями управления финансами, гостиничным менеджментом, техникой и технологией обслуживания, авиаперевозками, туроператорской деятельностью, системами бронирования туруслуг, международными стандартами обслуживания и т. д., в перспективе обречены на отставание и крах в непрерывно ужесточающейся конкурентной гонке.

По расчетам Всемирной туристской организации (ВТО), туризм вышел на первое место среди отраслей мирового хозяйственного комплекса по объему экспорта товаров и услуг.

Индустрия туризма и гостиничного хозяйства выступает и как регулятор занятости населения. Ежегодно в этой сфере создается около 3 млн. рабочих мест. К примеру, на рынке рабочих мест Европейского союза 13% занимает туризм.

Своими взглядами на это неординарное культурно-общественно-экономическое явление, по праву названное феноменом в минувшем веке, о некоторых проблемах в одной из самых прибыльных отраслей нашей экономики мы попросили поделиться президента Ассоциации учебных заведений Украины туристического и гостиничного профиля, ректора Киевского института туризма, экономики и права, члена-корреспондента УАПН, профессора Владимира Федорченко.

— Владимир Кириллович, на фоне впечатляющих цифр стремительного роста объема туруслуг, как никогда прежде, в условиях ужесточения конкуренции на мировом туристском рынке особую актуальность и значение приобретают вопросы подготовки и переподготовки специалистов туристской индустрии, не так ли?

 

— Практически использование потенциала туризма невозможно без надлежащего научного и кадрового обеспечения. На это, кстати, ориентирует и Всемирная туристская организация, членом которой является и наше государство.

В настоящее время образованием в сфере туризма в Украине занимается около пятидесяти средних и высших учебных заведений разных форм собственности. Но за «видимым благополучием» развития образования в туризме и гостиничном хозяйстве скрываются и многочисленные проблемы. Это и качество подготовки выпускников, уровень учебных планов, методических разработок и их адаптированности к условиям современного туристского рынка, где идет жесткая конкурентная борьба.

Ставя перед собой задачи повышения качества туристского образования, нужно учитывать тенденции развития мирового туризма, опыт передовых зарубежных стран в учебно-образовательном процессе, который пребывает в состоянии постоянного поиска путей совершенствования туристского образования…

— Видимо, этому и была посвящена ваша недавняя поездка во Фламандию?

 

— Да. По приглашению президента Брюссельской высшей школы гостиничного хозяйства господина Яна Эмбле, с 13 по 17 февраля нынешнего года делегация нашего учебно-научного комплекса приняла участие в подведении предварительных итогов нашего сотрудничества в соответствии с договором, заключенным в 1998 году между Министерством образования и науки Украины и министерством образования Фламандского сообщества Бельгии. Нужно отметить, что в этот период мы не только обменивались делегациями и студентами, но и осуществляли обмен на уровне преподавательского состава. И уже в этом 2001 году в рамках упомянутого соглашения разработан проект туристско-культурной программы «Культурный туризм. Место назначения — Киев; городской маркетинг».

Подытоживая результаты этой поездки, можно с уверенностью сказать, что договор дал возможность нашим студентам не только познакомиться с системой образования в области туризма и гостиничного хозяйства Бельгии, но и воспользоваться практическим багажом знаний и методикой преподавания в Бельгии.

Кстати, согласно указу Президента Украины Л.Кучмы готовится государственная программа развития туризма в нашей стране до 2010 года, рабочий вариант которой доверено разрабатывать коллективу нашего учебного заведения. На встрече в министерстве образования Фламандского сообщества была отмечена важность маркетинга и гостиничного менеджмента, что весьма существенно в свете подготовки упомянутой программы.

С целью интегрирования в мировое туристское сообщество международный рынок образовательных услуг Киевский институт туризма, экономики и права установил связи со многими странами. Среди них Великобритания, Словакия, Польша, Болгария, Германия, Россия, Белоруссия, Китай… Особо хочу отметить широкие связи с Германией. На основании специального проекта повышения квалификации в области гостиничного и ресторанного обслуживания с помощью немецких коллег в нашем учебном заведении создан и успешно функционирует многопрофильный модульный центр. В известном во всем мире институте Гете, представительство которого размещено и в Киеве, нашим студентам, изучающим немецкий язык, предоставлены льготы, а окончившие эти курсы получают довольно престижные сертификаты, дающие возможность работать, в том числе и за рубежом.

Наш институт установил связь со Всемирной ассоциацией учебных заведений в области туризма и гостиничного хозяйства (штаб-квартира расположена в Париже). К этому добавлю: мы уже являемся ассоциированным учебно-научным центром, а также членом Делового совета ВТО. Дальнейшее направление — интеграция в другие международные организации, особенно те, которые имеют прямое отношение к подготовке высококвалифицированных кадров для туристской индустрии. Одна из главных проблем — унификация учебных планов и программ подготовки специалистов, студентов в области туризма и гостиничного хозяйства.

— Кстати, состоявшийся международный семинар в вашем комплексе, по-видимому, стал одним из звеньев той цепи сотрудничества. В нем приняли участие представители туристической сферы многих стран как близкого, так и дальнего зарубежья, а также делегация ВТО, во главе с ее генеральным секретарем Франческо Франжиалли. В чем актуальность затронутой проблемы и какая связь между туризмом и Интернетом?

 

— «Воздействие Интернета и электронной торговли на индустрию путешествий и туризма: вызовы и новые возможности» — так назывался упомянутый семинар. Мы уже вошли в компьютерно-информационное пространство частично и намереваемся двигаться дальше в этом направлении. Ныне речь идет о воздействии Интернет и электронной торговли на современную индустрию путешествий и туризма, а это уже является новацией для Украины.

— В жизни туристской отрасли Украины впервые за годы существования независимого государства состоялись парламентские слушания, вызвавшие неоднозначный резонанс. Некоторые средства массовой информации пришли даже к такому выводу: а нужно ли вообще проводить такие мероприятия? Что вы можете сказать по этому поводу?

 

— Уже сам факт проведения акции на таком высоком законодательном уровне стал знаковым событием. Представьте себе: в развитых странах мира почти 50% населения постоянно пребывает в путешествиях, а численность международных туристов увеличивается на 5—6% ежегодно. Прибыль от международного туризма на протяжении последних двадцати лет увеличивается ежегодно в мире в среднем на 9%. Бесспорно, есть к чему приложить руки как законодателям, так и практикам-исполнителям.

Сама оценка важности проведения парламентских слушаний, практическая направленность предложений на дальнейшее развитие современного туристического бизнеса в нашей стране проглядывалась и ощущалась почти в каждом выступлении. В этом убедился и генеральный секретарь ВТО Франческо Франжиалли, который в те дни посетил столицу нашего государства. И как потом отметил г-н Франжиалли, выступая перед участниками семинара, парламентские слушания убедили его в том, что туризм реально становится приоритетным направлением развития экономики и культуры Украины.

— Учитывая все «за» и «против», нужно отметить: туризм, как одна из немногих отраслей нашей экономики, за импортно-экспортным балансом ежегодно имеет тенденцию позитивного сальдо. В разрабатываемой национальной программе развития туризма в Украине до 2010 года, в частности, как утверждают специалисты, будет отражен принципиальный момент — управление туристической отраслью… В выступлениях некоторых специалистов, народных депутатов да и самого вице-премьера Николая Жулинского на парламентских слушаниях проглядывалось, как мне кажется, желание возврата к бывшим структурам управления туризмом, скажем, к созданию отдельного комитета по туризму и т.п. Это так?

 

— Еще в 1993 году в переходный период шла мощная структурная перестройка. И в это весьма непростое время государство и его руководство находит возможным и необходимым создание государственного комитета по туризму. То было большим достижением и воистину государственным подходом, пониманием ситуации во имя будущего экономического и культурного развития Украины. Но позже пошли такие процессы, которые трудно поддаются логическому осмыслению. В результате частых кадровых смен и реорганизации комитета по туризму сам туризм оказался на управленческих задворках. Бывший Госкомитет по туризму, как известно, сегодня является одной из составных частей Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма, объединяющий три разных направления. Если брать аналоги подобного комитета за рубежом, можно назвать Россию да еще Белоруссию. Больше аналогов в мире нет. Существующее объединение, с моей точки зрения, — не лучшее. Но действенность проводимого реформаторского курса должна доказать сама жизнь, практические достижения на еще далеко не вспаханном поле туристских возможностей одной из привлекательнейших стран, расположенной в самом центре Европы. В продолжение этой темы хочу добавить, что в демократических правовых государствах названные структуры (если хотите — направления) всегда были и остаются самостоятельными. Несомненно, в Украине должна быть разветвленная сверху донизу сеть органов управления. Более того, она должна доходить вплоть до районного или поселкового звена… И сама идея строительства в Украине 15—18 тысяч малых гостиниц — блестящая. Их возводить должны сами люди и за свои средства, обустраивая одновременно и транспортные коридоры, о чем так много ведется разговоров. Сейчас же в стране насчитывается всего лишь где-то 3200 туристских предприятий. Их должно быть, по крайней мере, в три-четыре раза больше, и действовать они должны как в городах районного масштаба, так и поселках городского типа, и даже в селах…

Конечно же, в процессе создания и деятельности таких фирм некоторые из них будут сворачиваться, другие — объединяться, развиваться, объединять средства… Одним словом, пойдет нормальный процесс экономической ротации, что и поддерживает мировой опыт. Очень важно, чтобы в этих процессах самое активное участие принимала общественность. Ведь туризм — явление массовое. И то, что создан Всеукраинский союз ассоциаций, предприятий и организаций туристской сферы, стало лишним доказательством мотивации, способствующей созданию условий для широкого участия общественности в развитии туристского дела.

— Вы уже говорили о том, что к разработке национальной программы развития туризма до 2010 года привлечены научные сотрудники вашего учебного заведения. Готовы ли вы к выполнению такой важной государственной задачи?

 

— Уже предусмотрены и разрабатываются основные направления этой деятельности. Одна из новаций — использование информационного пространства. Речь идет, к примеру, о мотивации туриста, т.е. почему он едет именно туда. А это и есть фактор въездного туризма, о котором так много говорится, фактор особого экономического значения.

В процессе разработки программы мы уделяем внимание в том числе и такому направлению туризма, как паломничество на религиозной основе. В Киево-Печерскую лавру до революции, например, шли пешком. Там действовал постоянный гостиничный двор, организовывались благотворительные обеды для паломников. Ныне это поле для расширения туристского пространства, возрождения утраченных надежд…

Особое внимание уделяется развитию и совершенствованию детского и юношеского туризма с учетом его современных требований и возможностей. Но для всего этого нам необходима солидная законодательная база, а именно: закон Украины о социальном туризме, о детском и юношеском туризме, о туристской ренте (чисто экономический эффект, базирующийся на местных возможностях). К этому следует добавить и необходимость разработки местных программ развития. Они должны быть реально-прикладными, конкретными, с экономическим обоснованием и отдачей.

— А что в этом контексте можно сказать о роли отраслевой науки?

 

— Без нее вообще невозможно дальнейшее развитие туристической сферы. Без научных исследований и научной деятельности невозможно движение вперед в любой какой-либо сфере, а тем более в индустрии туризма, где задействовано большое количество людей.

— Интересно узнать, что нового в последнее время произошло в жизни Киевского института туризма?

 

— С большим удовольствием сообщаю, что по специальности «Менеджмент организаций» (туризм, гостиничное и ресторанное хозяйство) на основании решения Государственной аккредитационной комиссии нашему учебному заведению присвоен высший IV уровень аккредитации, и теперь, начиная с этого года, мы будем осуществлять набор из числа специалистов для подготовки магистров. С этого же года будет выходить специализированное издание «Научный вестник КИТП». Решением высшей аттестационной коллегии Министерства образования и науки Украины утверждена постоянно действующая аспирантура.

Кроме того, открыт факультет последипломной подготовки, т.е. специалист, имеющий высшее образование, может получить специальное образование в сфере туризма и гостиничного хозяйства всего за два года учебы (на базе полного высшего образования).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно