ХАЗАР ПОТОМКИ

29 января, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 29 января-5 февраля

Руками храмы выбиты в скале, Прошли века и пролетели годы, Но помнят камни Джуфт-Кале След малого, но гордого народа...

Руками храмы выбиты в скале,

Прошли века и пролетели годы,

Но помнят камни Джуфт-Кале

След малого, но гордого народа.

Г.Ефетов

Для кого пирожки - национальное блюдо?

Что общего между Киевским домом актера и Тракайским замком?

И с какой это стати Гитлеру вздумалось назначать комиссию экспертов для определения расовой принадлежности малочисленной этнической группы?

Ответы на эти, казалось бы, не связанные между собой вопросы сходятся в судьбах небольшого народа с загадочным прошлым, уходящим в глубь веков, с интересными обычаями, самобытной культурой и своеобразной религией.

Ровно 600 лет назад - в 1399 году великий князь Литовский Витаутас (Витовт, Витольд) во время своих крымских походов захватил и переселил в Литву несколько сот караимских семей. Покинув свое историческое родовое гнездо Джуфт-Кале (Чуфут-Кале, Кырк-Ер), караимы рассеялись по всему свету. Народ, проявивший колоссальную жизнестойкость в жестоких исторических испытаниях, сегодня находится под угрозой полного исчезновения, превращается в человеческий реликт. Ныне всех караимов мира можно было бы, наверное, расселить в небольшом жилом микрорайоне. Однако многое из прошлого караимов так и остается до конца не выясненным.

Дело -

не только табак

В конце прошлого века в Киеве, почти на самом Крещатике, а точнее - на улице Лютеранской, вовсю заработала табачная фабрика. Хозяином фабрики был Соломон Аронович Коген - личность во многих отношениях замечательная, человек, оставивший заметный след в истории города.

Караим по национальности, потомственный табачный предприниматель, Коген прибыл в Киев в 1861 году из Крыма, имея твердое (и, как мы видим, осуществленное ) намерение «раскрутить» собственное дело.

Но «не табаком единым» жив человек. Приверженец веры своих соплеменников, вдохновленный киевским газзаном (караимским священником) Иосифом Султанским, Соломон Коген решил удовлетворить их и свои собственные духовные запросы. И сделать это капитально. Он задумал построить для всей караимской общины Киева, насчитывавшей в то время 800 человек, достойный храм - караимскую кенаса. (По-караимски - именно так, без склонения и с ударением на последнем слоге). До этого киевские караимы для своих молитвенных собраний брали помещение внаем.

Коген взялся за дело со свойственным ему размахом: в 1896 году выделил 35 тыс. руб. для покупки земельного участка под строительство кенаса и жилого дома, доходы с которого могли бы идти на благотворительные нужды караимской общины. Активной предпринимательской и благотворительной деятельности Соломона Ароновича не помешал тяжелый недуг: в 1897 году Когена разбил паралич, однако он продолжал лично руководить своими предприятиями.

Проект кенаса был заказан популярному архитектору Владиславу Городецкому, ее сооружение началось в 1898 году.

В 1900 году Соломон Коген умер. В своем духовном завещании он предусмотрел средства для выдачи в приданное молодым караимкам, для учреждения бесплатных кроватей в больнице Мариинской общины Красного Креста. И, конечно, для завершения строительства кенаса. Дело Соломона Когена продолжал его брат Моисей. Всего на постройку было израсходовано около 200 тысяч рублей.

Торжественное освящение кенаса совершил 27 января 1902 года гахам Таврический и Одесский Самуил Пампулов - верховный светский и духовный глава караимов. На церемонии присутствовали вице-губернатор, городской голова, ректор университета, другие «официальные лица». Всех восхищала красота постройки и роскошь отделки в мавританско-арабском стиле.

Кенаса, в которой ныне разместился Дом актера, по сей день остается украшением города. Однако сегодня ей не хватает небольшой, но существенной детали - сферического купола со шпилем, что явно нарушает стиль постройки, задуманный ее авторами.

Караимы

и караимы

Так кто же такие караимы?

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Однако, несмотря на явно тюркское звучание, слово «караим» происходит от древнееврейского «карай» - «чтец», тот, кто признает только писаный закон.

Во второй половине VIII в. н.э. Анан бен-Давид объединил ряд антираввинистских сект и основал свою секту ананитов, то есть, последователей Анана. Позже приверженцы этого направления стали называть себя караимами, поскольку они признавали только исходный текст Библии и отрицали ее позднейшие толкования, в том числе и Талмуд.

Караимизм, караизм (учение караимов или караитов ) получил распространение среди евреев Персии, Вавилонии, Палестины, Египта, Испании, Византии и в других регионах.

Обычно иудаизм ассоциируется с еврейской культурно-языковой средой - с тюркскими языками мы привыкли ассоциировать ислам.

Но нет правил без исключения. И одним из таких исключений был Хазарский каганат. Принятие хазарами иудейской веры связывают с именами еврейского проповедника Исаака Сангари и хазарского царевича Булана.

Впрочем, Лев Гумилев утверждал, что никакого «обращения» хазар не было. Иудеи играли в Хазарии существенную, а с некоторых пор - ведущую роль. К концу VIII века смешанные хазарско-еврейские браки стали обыденным явлением. Но общественное положение детей, рожденных в таких браках, существенно зависело от того, кто мать, а кто - отец, поскольку принадлежность к еврейской общине определялась по матери.

Далее процитируем Л.Гумилева («Древняя Русь и Великая Степь»):

«Получалось, что сын хазарина и еврейки имел все права отца и все возможности матери. Его учили еврейские раввины, члены общины помогали делать карьеру... А сын еврея и хазарки был всем чужой. Он не имел прав на наследование доли отца в родовом имуществе, не мог обучаться Талмуду... Этим беднягам не было места в жизни. Поэтому они ютились на окраине Хазарии - в Крыму - и исповедовали караизм... Их потомки составили крошечный этнос крымских караимов, антропологические черты которых совмещают тюркский и ближневосточный типы. Симпатии их были обращены к аборигенам: хазарам, болгарам, готам, аланам, а не к двоюродным братьям, делавшим в богатом Итиле «карьеру и фортуну»...

Но коль скоро так, караимы выпали из еврейского суперэтноса. Они были отвергнуты своими бывшими единоверцами и соплеменниками...»

Версия Гумилева вполне объясняет «метисный» характер караимской культуры - священные книги, намогильные надписи, ученые и литературные труды на древнееврейском, множество еврейских, вернее, библейских имен. И в то же время - тюркский язык караимов, обилие тюркских имен, в том числе на надгробных камнях, обряды и обычаи, свойственные тюркским народам.

Конечно, версия - всего лишь версия. И в толковании события тысячелетней давности трудно поставить последнюю точку. Но, по крайней мере, хазарское происхождение караимов сегодня ни у кого не вызывает сомнений.

Так что слово «караим» имеет два значения - обозначение религии и название народности.

Кстати, есть евреи-караимы (по вере). Это евреи, исповедующие учение Моисея и не признающие Талмуд священной книгой. Они считают себя неотъемлемой частью народа Израиля. С караимами - потомками хазар их объединяет общая вера, многое из общего духовного наследия.

Вопросы

графа Воронцова

До революции караимы мало интересовались своим историческим прошлым. В царской России люди определялись не по национальной принадлежности, а по религии. Караимам достаточно было доказать, что их религия - не религия евреев, то есть не раввинский иудаизм, чтобы избежать тех ограничений и притеснений, которым подвергались евреи. В 1795 году императрица Екатерина II освободила караимов от двойного налога, налагавшегося на евреев, и разрешила им получать земли во владение. Таким образом было положено начало разделению евреев и караимов в отношении гражданских прав.

В 1837 году было учреждено Таврическое караимское духовное правление, в «Положении» о котором Сенат провел полную иерархическую аналогию с мусульманским духовенством. Муфтию у татар был поставлен в соответствие гахам у караимов.

Спустя два года новороссийский и бессарабский генерал-губернатор князь Михаил Семенович Воронцов решил разобраться в происхождении караимов. Через таврического губернатора он обратился в Караимское духовное правление с серией из шести вопросов, касающихся истории и религии караимов.

Сима Соломонович Бабович, известный общественный деятель, филантроп и меценат, ставший первым караимским гахамом, созвал караимских ученых и передал им вопросы князя Воронцова. Однако оказалось, что вразумительных ответов на них не может дать никто. Нужно было провести основательные исследования.

И не было более подходящей кандидатуры для такого дела, чем Авраам Фиркович.

Ошибка

Хаджи-Баба

Авраам Фиркович был удивительно колоритной фигурой. Гигантского роста, богатырского сложения, обладавший огромной физической силой, он мог рукой остановить мельницу на полном ходу.

Вместе со своим отцом, происходящим из литовских караимов, он занимался хлебопашеством и до 20 лет не помышлял не то что о научной, а и вообще о какой-либо интеллектуальной деятельности.

Однако, женившись в 20 лет и сделав неудачную попытку вести самостоятельное хозяйство, он решил обратиться за советом к своему родственнику - учителю и старшему газзану Луцка М.Султанскому. Тот, подметив у молодого богатыря незаурядные умственные способности, посоветовал ему заняться своим образованием. И вот, уже будучи отцом нескольких детей, Фиркович пошел в караимскую школу. За пять лет он настолько преуспел в учебе, что мог переводить Библию с древнееврейского (караимы предпочитают говорить «древнебиблейского») на караимское наречие западных караимов.

Быстро продвигаясь по службе, он стал в конце концов домашним учителем и воспитателем детей гахама Бабовича. Одновременно Фиркович занялся общественно-просветительской, научной, литературной и издательской деятельностью.

И тут он совершил одну ошибку, в которой сам неоднократно каялся публично. Но было уже поздно. И опрометчивый поступок черной тенью лег на все научное творчество Фирковича. Дело в том, что он выпустил два сочинения, в которых обличал Талмуд, талмудистов, а заодно и весь еврейский народ. Эти книги, особенно «Масса-у-мерива» («Покушение и споры») были написаны в такой резкой, неуважительной к оппонентам форме, что вызвали возмущение даже у караимов, что и говорить о раввинистах.

Сима Бабович также осудил поступок своего протеже, но не нашел никого, кто лучше Фирковича справился бы с поручением графа Воронцова.

Выполняя нелегкую, а подчас и опасную работу по добыванию и изучению различных караимских рукописей и письменных памятников, Фиркович несколько раз исколесил весь Крым, объехал Кавказ, Турцию, Палестину и Египет, в результате чего собрал богатейшую коллекцию (около 300) караимских, еврейских и самаритянских рукописей, разобрал, расшифровал и издал 770 надгробных надписей со старых караимских кладбищ в Чуфут-Кале, Мангуб-Кале, Солхат-Кале, Феодосии.

После смерти ученого была развернута кампания по обвинению его в фальсификаторстве. Особенно настойчивым обвинителем стал А.Гаркави - хранитель коллекции Фирковича в С.-Петербургской публичной библиотеке.

Тем не менее, ценность трудов и находок Фирковича была признана многими как караимскими, так и еврейскими учеными.

За свою научную, духовную, просветительскую деятельность Авраам Фиркович получил у крымских караимов и мусульман почетное прозвище «Хаджи-Баба» - Святой отец.

И той стражи нет надежней

Надо сказать, что все князья литовские, начиная с Витаутаса, очень хорошо относились к караимам. Великолепные воины, прекрасные всадники, караимы отлично дополнили войско князя. Не зависящие ни от кого, кроме князя, неподкупные караимы оказались самыми надежными стражниками. Основным местом их поселения в Литве стал г.Тракай. Позже караимы стали селиться в Паневежисе, Пасвалисе, Вильнюсе и других городах Литвы. Часть караимов из Литвы мигрировала в Польшу и Украину. Но еще раньше, в 1246 году, при княжении Данилы Галицкого на земли Галича переселилось около 100 караимских семей. Духовным и культурным центром литовских караимов стал (и продолжает оставаться) старинный Тракай. В 1441 году караимская община Литвы получила право на самоуправление (магдебургское право). В религиозном и культурном отношении она была подчинена крымскому гахаму, а с 1857 года - караимскому гахаму Литвы.

Караимы Литвы заботятся о сохранении народных обычаев. В Тракае функционирует Караимский музей. В Тракайских кафе можно отведать блюда караимской кухни, в частности, знаменитые караимские пирожки. В народных сказках, легендах сохранилось уважение к «Ватат-бию» - князю Витаутусу, к храбрым и мудрым предкам современных литовских караимов, служившим в княжеском замке на озере Гальве и занимавшим высокие государственные посты.

Персидская быль

Во все времена предметами гордости караимов были честность и порядочность. Не только литовские князья, но и правители других стран охотно брали караимов к себе на службу, зная, что эти люди достойны высшего доверия.

Вот, например, история из совсем недавних времен.

В привилегированном училище при наследном принце Персии преподавал ученый караим Хаджи Серайя Хан Шапшал. Под руководством знающего и умелого учителя наследник престола принц Мухаммед-Али весьма преуспел в изучении турецкого и русского языков, а также других наук. Когда же после смерти своего отца Мухаммед-Али-Хан стал правителем Персии, он понял, что и в дальнейшем ему будут полезны советы его мудрого учителя. Он пригласил Шапшала в свой дворец в Тегеран и присвоил ему целый ряд высших придворных титулов. Однако, видимо, эти свои милости шах считал недостаточной наградой своему учителю и ждал случая, чтобы воздать полной мерой. И такой «случай» представился.

Заболела жена шаха. Ей потребовалась операция по удалению катаракты. По закону женщина, тем более жена правителя, не имела права показывать свое лицо постороннему мужчине. Помощь врача-мужчины исключалась. По поручению шаха его доверенное лицо отыскало в Париже женщину-офтальмолога Веру Кефели, караимку, которая хорошо знала тюркский язык. Операция прошла блестяще. Шах был в восторге, только никак не мог придумать достаточно высокой награды, чтобы полной мерой выразить свою благодарность. И наконец придумал! Как говорится, две награды - в одной! Дальше история приобретает несколько комический характер.

Шах приглашает врача:

- Учитель, вы возьмете эту женщину в жены. Она заслужила такого мужа! А вы достойны ее! Можете идти. Вместе!

Кто знаком с «тайнами персидского двора», знает, что перечить было бы бесполезно. Тем более, что шах был уверен в щедрости раздаваемых наград.

Эту быль рассказал одесскому краеведу И.Чоппу внук Шапшала К.Фуки.

Советский ориенталист

Так называет Шапшала энциклопедия «Литва». К сожалению, в других советских энциклопедиях, в том числе и в БСЭ, мне найти это имя не удалось. Хаджи Серайя Хан Шапшал действительно ученый. Действительно ориенталист, то есть специалист по Востоку, автор капитальнейшего труда «История тюрков-караимов в Крыму, Литве и Польше». Впрочем, в ученой среде, да и в быту он больше известен как Серайя Маркович. Его долгая, полная событий жизнь поинтереснее любого романа. И рассказанный выше эпизод - лишь маленький пример. Но его жизнь - это и огромный подвиг во имя своего народа, оказавшегося перед лицом смертельной опасности.

С.Шапшал родился 20 мая 1873 года в Бахчисарае в патриархальной интеллигентной караимской семье. В 1899 окончил Петербургский университет по арабо-персидско-турецкому разряду, а в 1900 году получил приглашение правительства Персии. Вернувшись через семь лет в Петербург, Серайя Маркович активно занялся научной, педагогической, издательской, дипломатической и общественной деятельностью.

В 1915 году двадцать караимских общин Крыма и Одессы единогласно избрали Шапшала своим гахамом. Работая на этом посту, Шапшал превратил Евпаторию в духовный и культурный центр караимов не только Одессы и Крыма. Сюда ехали из Вильнюса, Тракая, Москвы, Петербурга.

Деятельность Шапшала была прервана революцией и гражданской войной. Ему, имевшему тесные контакты с царской семьей, удалось избежать расстрела и тайно эмигрировать в Турцию. Из эмиграции Серайя Маркович вернулся в 1928 году, когда польско-литовские караимы избрали его своим гахамом.

С началом войны над караимами нависла угроза полного уничтожения. Для фашистов не составило бы труда ликвидировать немногочисленный народ. Сейчас можно только удивляться тому, что Серайя Марковичу удалось добиться направления из Германии группы специалистов по расовым вопросам. Эти специалисты, поработав с истинно немецкой пунктуальностью, пришли к выводу, что караимы не относятся к семитской расе. Теперь нельзя было терять ни минуты времени. Шапшал бросился в Берлин, в министерство культов и получил там документ о том, что караимы - не евреи и не подлежат заключению в гетто. Затем отпечатал 1000(!) копий этого документа и разослал во все места, где жили караимы. Только в Краснодар и Новороссийск письмо не успело дойти, и там караимы были расстреляны вместе с евреями.

За родство с тюркскими народами караимам тоже пришлось платить. Хотя караимы и не подлежали депортации, но в некоторых районах Крыма местное руководство «проявило инициативу» и выселило караимов вместе с татарами.

Самому Шапшалу грозили «меры» за «сотрудничество с оккупантами». Однако, видимо, учитывая преклонный возраст и высокий международный авторитет ученого, его не тронули.

«Бирюльки» Майкапара и другие

Может быть, самое удивительное в судьбе караимов то, что при всей малочисленности они оставили столь заметный след в мировой истории и культуре. Караимам хорошо известны имена запорожского полковника Эльяша Караимовича, контр-адмирала российского флота Кефели, художника Эгиза.

Кто из начинающих пианистов не играл «Бирюльки» и другие детские пьески Майкапара?

Но, наверное, никто не подозревал, что Самуил Моисеевич Майкапар - по происхождению караим. Занимался он и музыкальной фольклористикой - записывал караимские народные мелодии. К сожалению, караимские тетради Майкапара пока не найдены. Но в своем деле он не был одинок. Записью караимских мелодий занимался известный киевский музыковед и фольклорист Моисей Береговский.

Молодой киевский композитор Алексей (Аланкасар) Кефели подготовил сборник караимских религиозных и светских мелодий, записанных им самим и Николаем Коджаком, теперь ищет средства для его издания.

«Догунма» означает «Возрождение»

Драматична судьба караимского народа. Не имеющий собственной государственности, обреченный жить среди иных наций, он всегда становился верным другом и братом народам, принявшим его в свое лоно, никогда не изменял правителям, оказавшим ему свое гостеприимство и покровительство. И при всем том сумел сохранить свою национальную идентичность, свой язык, сберечь свои культурные и духовные традиции.

Народ-воин, он терял своих сыновей в походах князя Витовта, в войнах русского царского правительства, в гражданской, первой и второй мировых войнах.

Если по переписи 1897 года караимов в России насчитывалось 12.894, то в 1989 году их проживало во всем бывшем СССР 2809 человек, из них 1396 - в Украине.

Во многих городах Украины - Галиче, Луцке, Бердянске, Евпатории, Симферополе, Феодосии, Одессе, Киеве и других были построены кенаса - интереснейшие сооружения, имеющие большую историческую и художественную ценность. Все они были национализированы, превращены в лучшем случае - в клубы, в худшем - в административные, технические здания, склады или просто разрушены.

С началом перестройки активизировалась деятельность караимских общин. В Крыму создана караимская ассоциация «Крымкалайлар», налаживающая связи с караимами различных регионов. В Одесском историко-краеведческом музее по инициативе И.Л.Чоппа состоялась выставка «Караимы и Одесса» - вторая (через 105 лет после первой!) экспозиция, посвященная истории, культуре и быту одесских караимов.

В Киеве не так давно зарегистрировано Караимское национально-культурное общество «Догунма», что означает «Возрождение». Председатель общества - Татьяна Георгиевна, жена Алексея Кефели.

Алексей Васильевич - не только композитор. Он ученый, специалист по караимике, автор ряда научных трудов. Занимался расшифровкой надписей на памятниках караимского кладбища в Галиче, их переводом с древнееврейского. Сейчас Кефели ожидает выхода в свет составленного им сборника караимских народных сказок.

Собственно, все это - элементы деятельности общества «Догунма». Общество поддерживает тесные связи с караимами литовскими, галицкими, крымскими, турецкими, израильскими.

Требований о возвращении Дома актера караимам «Догунма» не выдвигает. Да и не под силу караимам взять «на баланс» это прекрасное здание. По последней переписи караимами в Киеве себя назвали всего 100 человек. Однако фактический круг общения киевских караимов и того меньше. Поэтому приходится полагаться на доброе отношение дирекции Дома актера. Здесь проводилась презентация фильма о караимах, устраиваются концерты, встречи, другие мероприятия.

Так куда же идут караимы?

Ответим на этот вопрос словами «Караимской народной энциклопедии»:

«Будущее караимов зависит от того, смогут ли они рассказать и объяснить своим детям, кем были их предки, напомнить имена некоторых героев войн из их племени, рассказать о людях, прославившихся в прошлом и настоящем, а главное, объяснить их веру и этническое происхождение...»

«Кысмэт болса» - любят добавлять мудрые караимские патриархи.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно