Город с гетманским именем

Поделиться
Города строят люди. Много поколений вкладывают свой труд, свой талант в сооружение домов и улиц, мостов и площадей, сажают деревья, закладывают парки и скверы...

Города строят люди. Много поколений вкладывают свой труд, свой талант в сооружение домов и улиц, мостов и площадей, сажают деревья, закладывают парки и скверы. К сожалению, не каждому за жизнь удается увидеть окончательные результаты своей работы.

Хмельнитчанам в этом плане фантастически повезло. Практически за жизнь одного поколения — нынешних 60—70-летних — заштатный провинциальный городок Проскуров превратился в красивый современный город Хмельницкий. За полвека его население возросло более чем в семь раз и составляет ныне 258 тысяч.

Мало кто из горожан может назвать себя коренным проскуровцем: практически все жители — хмельнитчане в первом-втором поколении. О старых названиях своего города — Плоскиров или Плоскировцы («плоский ров» — от речки Плоская и рва, который в ХV веке окружал поселение) и Проскуров (так к началу ХVІІІ века трансформировалось предыдущее название) они, конечно, знают, но родились уже в Хмельницком или приехали сюда. Это название город получил в 1954 году — в честь гетмана Богдана Хмельницкого, с победами которого связано немало памятных мест и дат в истории области. С новым именем пришла и новая жизнь: оправившись от потерь и ран Второй мировой войны, областной центр Хмельнитчины начал не восстанавливаться, а строиться заново, выкарабкиваясь из тесной скорлупы окружного городка, как прекрасная бабочка из примитивного кокона.

Долгое время считалось, что история Хмельницкого начинается с первого документального упоминания о нем — в 1493 году. И 500-летний юбилей отметили, ориентируясь на эту дату. А юбиляр взял и резко — на целых 62 года — постарел: ученые нашли в варшавских архивах запись королевской канцелярии Владислава ІІ Ягайло от 10 февраля 1431 года, что шляхтичу Яну Чанстуловскому выдано 100 гривен на владение «селами Голисин (ныне Олешин Хмельницкого района) и Плоскировцы на речке Бог в Летичевском уезде Подольской земли».

Научная общественность и отцы города восприняли эту новость радостно: как бы там ни было, а солидный возраст прибавляет населенному пункту престижа. Преобладающее же большинство горожан отнеслось к известию философски. Ведь город, в котором живешь, нельзя назвать ни старым, ни юным. Он — ровесник каждого своего жителя: и столетней бабушки, и грудного ребенка. Поскольку город — это детская колыбель и школьная парта, студенческая скамья и рабочий станок, тропинка влюбленных и дорога на работу, в магазин, детсад... Город — это люди, которые в нем живут.

В Хмельницком нет ярко выраженных признаков старины. Называться памятниками «донашей» архитектуры удостоены лишь несколько зданий ХІХ — начала ХХ века в стилях модерн, барокко, эклектики. Самые заметные из них — церковь Рождества Богородицы на улице Вайсера, самое старое (1837 г.) каменное сооружение города; здание бывшего реального училища (1905 г.), где теперь горсовет и горисполком, и часть здания РАГС — на этой же улице Гагарина (до космической эры — Старобульварной): здесь в Первую мировую войну останавливался русский военачальник генерал Брусилов.

Еще несколько архитектурных старожилов на центральной улице Проскуровской, в девичестве Александровской, — в частности нарядное здание нынешнего художественного музея (в 1903 году это был банк) и городской дом культуры, где в 1892 году открылся первый в городе театр. Но и другие сооружения почтенного возраста — отреставрированные, подкрашенные, принаряженные — бесспорно, украшают современный Хмельницкий, напоминая вместе с тем, что начали они появляться в 80-е годы позапрошлого века потому, что именно тогда Проскуров по высочайшему повелению стал городом.

Кстати, еще раньше, в 1824-м, царь Александр I даже одобрил было план мероприятий по восстановлению — после страшного пожара 1822 года — уездного городка Проскуров; однако планы так и остались на бумаге, поскольку денег на строительство никто не выделил (болячка, не заживающая до сих пор!). Так что и почти через столетие Проскуров был таким же убогим и грязным, без единой мощеной улицы и водопровода, с восьмью небольшими образовательными учреждениями (62% населения было неграмотным) и одной земской больницей, зато с девятью кабаками и 45 пивнушками. Еще, правда, с театром и городской библиотекой имени Пушкина, открытой в 1901 году.

Советская власть немного цивилизовала эту картину — тем не менее практически все сделанное ею разрушила Вторая мировая война. Так что, скажем откровенно, в 50-е годы ХХ века Хмельницкий был почти чистым полем для архитекторов и строителей, на котором было где разгуляться самой богатой фантазии.

Ангел скорби
Он так и развивался — бурно. И именно в поле на воле, то есть на окраинах. Старые подслеповатые домишки в центре оставались, а окраины гудели-кипели новостройками. Заводы, фабрики, учебные заведения и больничные комплексы, транспортные развязки, вокзалы... Все это появлялось прямо на глазах: будто в самом деле вырастало из-под земли. И воспринималось как надлежащее — и только когда возвращался кто-то давно отсутствовавший в Хмельницком, у него аж глаза лезли на лоб от удивления. Заречанский, Юго-Западный микрорайоны изменились до неузнаваемости; целые кварталы новостроек выросли в Гречанах и в Раковом; появился новый спальный микрорайон — Северный. А сколько новых улиц, переулков, кварталов... Школ, детсадов, детских площадок... Метров асфальтового покрытия и зеленых насаждений на душу населения...

А душе того самого населения хотелось еще больше и еще лучше. И оно появлялось: роскошное помещение театра, например, или Дворца творчества детей и юношества; крытый рынок и междугородный автовокзал; новые гостиницы, кинотеатры, магазины... Город изменился, как меняется девочка, превращаясь в девушку: еще вчера был гадкий утенок, а сейчас — лебедь, которым все любуются.

Но в 90-х годах ХХ века размашистый марш Хмельницкого замедлился, затормозился — казалось даже, остановился совсем. Крах военно-промышленного комплекса СССР, на мощных предприятиях которого держался хмельницкий прогресс, заставил искать другие источники поступлений в городской бюджет. Их начал давать... рынок. Огромный хмельницкий толчок, образовавшийся от безысходности, подарил городу выход на новые горизонты развития. Накопление капитала на рынках (классика марксизма!) довольно быстро переориентировало экономику на развитие торговли и ее инфраструктуры, а это стимулировало потребность прежде всего в предприятиях легкой промышленности, транспортного и строительного бизнеса. Из промышленного центра Хмельницкий превратился в один из крупнейших в Украине торговых центров.

Сегодня его снова не узнать — столько появилось новых торговых, гостиничных, туристических комплексов, банков, ресторанов, парикмахерских, кафе... Реконструирован стадион, сооружена новая транспортная развязка, осовременивается Проскуровская, зоны отдыха становятся местом для комфортного досуга. В городе работают 90 промышленных предприятий. В 44 школах, девяти профтехучилищах и 15 высших учебных заведениях — в частности Хмельницком национальном университете, Национальной академии государственной пограничной службы Украины, гуманитарно-педагогической академии, университете управления и права и тому подобных — учится свыше 65 тысяч учеников и студентов. Высотные жилые новостройки становятся украшением центральных кварталов, а оригинальные проекты индивидуальной застройки облагораживают пригороды. Да и не первой молодости дома получают второе дыхание с появлением в них салонов, офисов, магазинов...

Памятник воинам-интернационалистам
Что-то и исчезло с карты города, это правда. Некоторые предприятия, скажем. Памятник Ленину с центральной площади переселился в парк. Зато появились новые памятники: Тарасу Шевченко, Богдану Хмельницкому, воинам-интернационалистам, жертвам репрессий, пожарным-чернобыльцам, милиционерам... Возобновили свою деятельность храмы разных конфессий и выросли новые величественные культовые сооружения. В филармонии звучит орган; осуществилась мечта многих поколений хмельницких музыкантов — в городе есть симфонический оркестр; камерный хор и духовой оркестр гордятся статусом «муниципальный»; художественная школа иконописи «Нікош» завоевывает престижные награды; монотеатр «Кут» каждый год созывает гостей на фестиваль «Розкуття»...

Все это появилось лишь за 16 лет независимости Украины. Между тем продолжают активную деятельность ансамбль песни и танца «Козаки Поділля», образцовый детский танцевальный коллектив «Подолянчик» с неизменным и незаменимым Юрием Гуреевым во главе, областной музыкально-драматический театр, народный ансамбль «Веселка», образцовый детский хор «Подільські солов’ї», народный коллектив бального танца «Успіх»...

Город занимает уже 8600 гектаров — и все ему мало, и хочется еще... Он снова возвращается к молодецкому шагу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме