«Город, дружественный к детям», или Предновогодняя сказка, написанная по страницам ЮНИСЕФ

Поделиться
Представьте себе, что среди бесконечного количества похожих друг на друга серых городов существует город, щедро наполненный детьми. На его улицах дети видны и слышны даже тогда, когда они учатся или спят.

Представьте себе, что среди бесконечного количества похожих друг на друга серых городов существует город, щедро наполненный детьми. На его улицах дети видны и слышны даже тогда, когда они учатся или спят. Почему? Детсады в нем напоминают пряничные домики, вокруг которых «пасутся» горки-бегемоты, «растут» полосатые качели и «гуляют» домики-слоны. Общеобразовательные учреждения там тоже не совсем обычны: главная двигательная сила учебного процесса в них — это личностно ориентированный подход, благодаря которому никто не нарушает прав ребенка. При этом сами школьники не только активно изучают свои права, но и учатся правильно их реализовывать. Так, согласно уважаемой всеми жителями этого городка Конвенции о правах ребенка (КПР), никто не имеет права незаконно вмешиваться в личную жизнь детей, посягать на неприкосновенность их жилища (читай — комнаты, угла), нарушать тайну корреспонденции (читай — письма или дневника). Это право гарантируется каждому ребенку, но для его закрепления подросток должен самостоятельно наводить порядок в своей комнате, следить за чистотой родного «угла». В свободное же от учебы и приработков время большинство жителей этого необыкновенного городка отправляются в созданные специально для них (!) спортивные центры, различные творческие студии... Что это? Утопия и сказка? Оказывается, нет. Ведь еще в 1992 году в Дакаре на конференции ООН была выдвинута инициатива «Мэры — защитники детей» как способ привлечения властей к защите прав ребенка. Начиная с 2000-х годов, концепция города, дружественного к детям, начала распространяться во всех странах мира, неся за собой не только знания о правах детей, но и определенную программу действий, основанную на конкретных «строительных блоках», нацеленных на реорганизацию тех шаблонов общества, которые уничтожают гарантированные детям от рождения права. Говорят, когда-то к этой глобальной инициативе ЮНИСЕФ присоединилась и наша Украина…

В настоящее время очень немногие государства могут похвастаться тем, что строят города, дружественные детям (ГДД). По­тому что их возведение связано не столько с материальными затратами, сколько с готовностью признать правомочность детских голосов. Согласно принятому в 2002 году на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН документу под названием «Мир, при­годный для жизни детей», стратегию города, дружественного к детям, каждая страна должна реализовывать самостоятельно. ГДД — отнюдь не утопическая модель. Говорят, напротив, что это вполне жизнеспособная система местного самоуправления, в рамках которой каждый ребенок города должен получить возможность свободно реализовывать свои права. Возможно, нам, украинцам, это кажется смешным, но во всем мире к концепции построения такого города подходят как к стратегической задаче, разработать и внедрить которую — приоритет взрослых всех рангов и «мастей». Согласно ГДД, дети имеют право не только «подавать голос» в семье, но и влиять на районные и городские решения, например, вносить практические коррективы в благоустройство своего двора, настаивать на строительстве бассейна или парка. В нашей стране, где каждая вторая детская площадка напоминает разрушенную крепость, внедрение действенных механизмов по защите прав детей может стать лучшей инвестицией в детство.

Говорят, что город, дружественный к детям, стоит на трех китах: спина первого испещрена государственными законами, гаран­тирующими малышу из любой семьи право на самое лучшее начало жизни. Спина второго покрыта «ссылками» на качественное образование самых разных форм, а пестрота узоров третьего является лучшим подтверждением тому, что мир, пригодный для жизни детей, — это когда любого ребенка «слышно и видно». Как сделать эти цели достижимыми? Для этого, по словом специалистов, городские власти должны постоянно наблюдать за жизнью своих маленьких сограждан: собирать разнообразные статистические данные, проводить опросы, семинары, тренинги и т.д. Далеко не последнюю роль в рождении и становлении города, дружественного к детям, играет и координация усилий между различными государственными учреждениями. Как выяснилось, без согласованности их шагов сократить дистанцию между власть имущими и обычной семьей, воспитывающей малыша, нельзя. Но понятие «сплоченность» никогда не было нашей отличительной чертой. Вплоть до сегодняшнего дня все попытки украинского политикума работать в унисон в лучшем случае напоминали дейст­вия Сиропчика и Пончика — друзей Незнайки, когда те старательно «…катили грушу, но груша не хотела катиться туда, куда нужно, а катилась, куда вовсе не нужно». Посему то, что просто и понятно для Западной Европы и других стран мира, не всегда с такой же легкостью может быть реализовано в нашей стране.

Итак, кто и когда в Украине начал развивать концепцию ГДД и в какие формы она вылилась сегодня? В нашем государстве про­ект города, дружественного к детям, реализуется в рамках всеукраинской программы «Украина — государство, дружественное к детям», подготовленной и разработанной киевским Институтом развития интеллекта ребенка (ИРИР) совместно с Академией педагогических наук Украины, Институтом педагогики и психологии НАНУ им. М.Драгоманова, отделом проблем здоровья семьи Института педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины. Сам ИРИР — это научно-практическое учреждение, объединяющее усилия ученых, педагогов и врачей, которые на сегодняшний день занимаются проблемами раннего развития ребенка. Прог­рам­мой «Украина — государство, дружественное к детям» предусмотрено не только создание гармоничного для жизни детей городского пространства, но и работа по целому ряду других подпроектов. Например, «Учиться никогда не рано» (создание региональных центров раннего развития ребенка), «Семья — территория, дружественная к ребенку» (разработка и издание специальных пособий для родителей), «Инвестиции в будущее» (проект центра помощи молодой семье), «Староконстантинов — город, дружественный к детям».

Интересно, что адаптацией и, фактически, материализацией города, дружественного к детям, занялось в нашей стране учреждение, основные усилия которого сосредотачиваются на работе с маленькими детьми. Почему? Оказалось, что глобальная инициатива по возведению города, дружественного к детям, тесно связана с первыми месяцами жизни новорожденных детей. «Где-то в конце 90-х годов прошлого века, — говорит заместитель директора ИРИР Светлана Че­ред­ниченко, — в мире резко вспых­нула «эпидемия» социального неблагополучия: наркомания, СПИД, алкоголь, сигареты и т. д. Причем она с одинаковой скоростью распространялась как в богатых, так и в бедных странах. Социологи и политологи пришли в изумление от того, что не смогли сразу вывести никакой закономерности. Как оказалось позже, причина глобального социального неблагополучия кроется в том, что во всех странах мира родители в первые 36 месяцев жизни ребенка уделяли ему недостаточно внимания. Де­ло в том, что до трех лет все, что видит, слышит и чувствует ребенок, записывается в его под­соз­нании как позитив. Японцы говорят, что до трех лет ребенок — гений, до восьми — талант, а после 12-ти — посредственность. Понятно, кто его таким делает? К сожалению, в нашей стране все еще нет единой государственной программы, в рамках которой украинским папам и мамам компетентно рассказывали бы о том, как правильно развивать ребенка и какие права он имеет с момента своего рождения. В нынеш­нем году наш парламент впервые за 17 лет своей работы попытался принять план действий по претворению в жизнь Конвенции о правах ребенка, но, в силу политического противостояния, ничего не получилось. Хотя попытка была. В 2003 году наш институт разработал проект «Староконстантинов — город, дружественный к детям», который выиграл грант ЮНИСЕФ и был включен в Программу совместных дейст­вий правительства и Детского фонда ООН на 2003—2005 годы. Начало проекта было чрезвычайно успешным. Инициативу Староконстантинова поддержали Рени, Славутич, Комсомольск, Кировоград и другие города. Однако из-за политических событий финансирование проекта прекратилось.

Проект «Город, дружественный к детям» интересен тем, что привлекает детей к управлению государством, и они сами думают над тем, что нужно сделать в своих семьях, учебных заведениях и в своем «дворе», чтобы их город стал дружественным к детям. При этом инициатива исходит от мэра, который создает так называемый комитет по защите прав ребенка — информационный орган, которому никто не подчиняется, но который занимается формированием соответствующей идеологии, отвечает за нововведения. К работе в этом комитете (в качестве социальных работников) привлекаются специалисты по вопросам детства: врачи, педагоги, психологи, юристы и т.д. Над всеми ними назначается руководитель — единственное лицо, работающее на платной основе. Месяц работы такого комитета сразу же показывает, кто, где и в каких объемах нарушает права детей. На основании этих данных мэр вместе с руководителем комитета создает специальную программу, в которой прописывается, с кем и как в городе нужно работать в первую очередь. Наравне с мэрией работает и детский парламент…

— …для Украины, честно говоря, это звучит слишком фантастично.

— Именно поэтому и надо что-то менять! Детский парламент и мэр сообща составляют проект «Город, дружественный к детям», в котором прописывается работа и для взрослых, и для детей. Но это совсем не означает, что дети наравне со взрослыми строят стадион. Скорее, они действуют как катализаторы.

— А какие проекты предлагаются нашими детскими парламентами? Чего украинским детям не хватает?

— У каждого города свои особенности. Так, в Переяславе-Хмельницком дети единогласно попросили бассейн, в городе Староконстантинове (Хмельниц­кая область), некогда военном городке, они обратились с прось­бой создать центр по борьбе с насилием в семье и школу лидеров — современные подростки слишком мало знают о своих правах, им не хватает психологических и юридических знаний. В городе Славутиче по инициативе детей сегодня создается скейт-парк и развлекательно-спортивный центр для молодежи. В городе Рени Одесской области в рамках проекта был создан замечательный Центр раннего развития детей с великолепным спортивным залом, библиотекой, игротекой, инновационной программой обучения молодых семей и их детей. Однако с приходом в 2006 году другой власти центр ликвидировали, а помещение передали новым арендаторам.

— На плечи кого ложится финансовое сопровождение этого проекта и готово ли наше государство выделять средства, чтобы «материализовывать» города, дружественные к детям?

— Каждый город, как и страна в целом, тратят очень много денег на детей, другое дело, что никто не следит за их использованием. Например, какую-то сумму из госбюджета отдали в медицину на детей, а там за эти деньги взяли и купили дорогой рентгеновский аппарат для взрослых, а о пеленальных столиках для новорожденных и тех элементарных средствах по уходу за малышом, которые должны быть в каждой поликлинике и больнице, «забыли». Но в мире существует совсем другая практика. На основании всех «каналов», по которым идут деньги для детей, создается единый детский бюджет, который выделяет средства под конкретные мероприятия — прививки, приобретение нового оборудования, покупку литературы и т. д. То есть сумма средств, выделяемых на «детство» из государственного бюджета, не увеличивается ни на копейку, но при этом деньги действительно расходуются исключительно на детей».

По большому счету, для любой европейской страны создание города, дружественного к детям, — это простая реализация положений Конвенции о правах ребенка под руководством местных органов власти. Но для нашего общества, где всегда и за все приходится платить, работа на социальных основаниях не всегда столь эффективна. Нам сложно с вдохновением работать там, где уровень ответственности не подкреплен соответствующими материальными благами — пряничные домики невозможно выпекать тогда, когда девять из десяти поваров ходят полуголодными. Возможно, именно поэтому среди наших чиновников до сих пор нет полной уверенности в том, что имеющийся сегодня формат модели ГДД — это дейст­вительно самый лучший путь к развитию и поддержке детства в Украине. Кроме того, некоторое «буксование» в этом вопросе связано еще и с тем, что затраты на программы раннего детства и детей младшего возраста не дают быстрых результатов, поэтому «выигрыш» заметить нелегко. …С системой детства в нашем государстве действительно серьезные проблемы, а это означает, что ей нужно реформирование. Во-первых, для создания гармоничного для детской жизни городского пространства нужна прочная законодательная база, во-вторых, достойные материальные вливания, а в-третьих, — широкомасштабные просветительские кампании, раскрывающие аспекты уважения к мнению ребенка со стороны взрослых всех рангов и «мастей». Кроме того, было бы замечательно, если б изучение КПР действительно включили в школьную программу, которая сегодня нашпигована всем, кроме ценностей семьи. Выучил строение инфузории-туфельки? Понимаешь, что такое коллаборационизм? Знаешь уравнение Эйнштейна? Молодец! А вот понимать, что такое «педагогическая компетентность семьи» тебе еще рано. Потому, наверное, и получается у нас как у Сиропчика с Пончиком — если и удается сдвинуть «грушу» с места, то она упорно не хочет катиться туда, куда нужно, а катиться туда, куда вовсе не нужно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме