ГОЛОС ИЗ МОРЯ

Поделиться
Каждый год, невольно ощущая «с первого по тринадцатое пропасть между времен» в этом «круглом» январе, мы неизбежно подводим итоги...

Каждый год, невольно ощущая «с первого по тринадцатое пропасть между времен» в этом «круглом» январе, мы неизбежно подводим итоги.

Два столетия назад «грань веков» не была столь острой. Еще не все привыкли считать века от рождества Христова, а год начинать от Василия, а не от Семена (1 сентября). Тогда, в ХVIII, да и в ХІХ, вели дневники путешествий, писали письма...

Сейчас письма учатся писать заново — пользуясь электронной почтой. Дневники тоже ведут — и школьницы, и взрослые дамы, и будущие и настоящие государственные мужи. Выходят в свет дневники Вернадского и Грушевского. Скоро ли дойдет очередь до дневников, написанных куда менее известными свидетелями ушедшего времени? (Проблем сохранности архивов и чтения чужих дневников и писем не будем касаться.)

Вплоть до двадцатых годов XX века понятия «личного архива» не было. Архивы хранились в семье, называли их чаще «бумагами». Случалось, что «бумаги», письма и дневники писателей (и не только писателей) попадали на хранение не в отделы рукописей библиотек, а совсем в другие организации, называемые «компетентными органами» (это произошло, в частности, с дневником М.Булгакова, озаглавленным «Под пятой»: «арестованный», затем возвращенный и сожженный, он был опубликован сначала по машинописной, а потом по фотокопии, до сих пор хранящейся в архиве госбезопасности).

Однажды Велимир Хлебников предложил вести не дневник, а «минутник». Каждое мгновение художника, запечатленное им тогда, когда он — творец, драгоценно для потомков (хотя бы литературоцентризм и остался позади, в ХХ столетии).

Вдали от Киева, в Полтавской губернии (ныне это Черкасская область), на Ирклиивщине*, в течение шестидесяти трех лет (с 1892 по 1955 гг.) вел свои дневники крестьянин-краевед Константин Федорович Кушнир-Марченко. Можно сослаться на А.Чехова, считавшего, что иной мужик, имеющий тонкую душевную организацию, интеллигентней столичного профессора, равнодушного к интересам общества: в этом убеждает знакомство с дневниками Кушнир-Марченко. Среди его «бумаг», его архива в Институте рукописей библиотеки им. Вернадского хранится «Моя боротьба за вивчення минулого моєї батьківщини», датированная 1941 годом. В 30—40-х годах он составлял «Генеалогічні дерева селянських родів». Вместе с театральными, почтовыми, железнодорожными и базарными билетами — рукопись «Культурні пережитки на Іркліївщині. Опис календарних свят до великого посту».

Первая тетрадь озаглавлена: «Костя Хведорів Кушнір-Марченко, Щоденник з 1892-го по 1908- й рік включно. Писанний з пастушиських років, але на жаль, писав дуже короткі свої Замітки. Добре булоб, якби писав я за чіим небудь керівництвом, а то лише по своєму дуже узькому дітячому світогляду». Короткие, построчные записи: «Апрель, 13 Ходил на деяния до церкви. Юль, 20 Шо знаю то и пишу Продалы волы и купили других. Декабрь Купил в ярморку Кіевский календарь за 20 к. 1893, Юнь 11-го Дождь; 14 купили черевыки; 16 пошыв штаны. Джемадулы-Ахир (Декабрь) 9-го Був на ярморку, купил Календарь; 25 Був в церкви и 1-й раз колядовал з парубками».

На отдельном листе: «Читание книг Константина Кушнира» «От 1885 года я выучился читать книги и с того времени всегда с охотой». Книги появляются на страницах дневника регулярно. На страницах дневника есть следы занятий немецким языком, выписан греческий алфавит, даже модное увлечение — эсперанто.

Много лет спустя автор «дописывает»: «Через 25 років в 1922, жив дома, вже постарівся, маючи 45 років свого життя, був завідуючим книгозбір. читальнею у своим селі, членом сельсовіту, членом церковн. совіту».

После признания: «Прожил я 16 лет и не записывал ничего что делал следует «Летопись»:

1810 родился Дед Павел

1831 у деда сын Иван

1837 Мой отец

1861 Женился мой отец. Осенью начал попувать наш теперешн. пип и освящена церков новая

1862 родился брат Аврам

1864 сестра Анастасия

1869 брат Федор

1871 сестра Евдокия

1877 родился я

1882 сестра Мария

1886 брат Григор

Дневник 1899 года озаглавлен торжественно: «Сей год самой важный, велика перемена в жизни. Началась жизнь с женой Анной Мосеевнои Шевченко Май 1899 на службе в ратниках в Золотоноше. Отбыл я свой учебный сбор в ратниках Государ.Ополч. На 22-м году своей жизни, от 22 апреля до 18 мая При Царе Николае II-м, при военном министре Куропаткине, при коман. войск Киев. военого Округа Драгомирове, при началнике Месной Полта. бригады — Фелдмане. При Войнск.Начальнике Разгнатовском под командою нас ротой Порутч. Перовском, федфебели Гладком и взводным млад. ун-оф. Исакине и Отделенном Евфрейторе Петровом в Чине Десятника на казаками, получая свежу харч из Дому от отца и матери, по передачи молодой жены, 2 раза выезжала возом и спала со мною».

На крышке одного из переплетов (а переплетал дневники в книги автор) приклеена заметка из газеты:

«В с. Мойсенцах, Золотоношского уезда, проживает бывший волостной старшина козак К.Ф. Кушнир, большой любитель местной старины, член Полтавской ученой архивной комиссии. Он собирает по рукописным сведениям разные исторические справки о Золотоношском уезде, для каковой цели ему удалось побывать в рукописном отделе библиотеки Киевского университета и снять некоторые копии с «Румянцевской описи» 1767 года. По рекомендации Полтавских историков И.Ф.Павловского и Л.В.Падалки он был допущен в архив Полтавской казенной Палаты, где некоторым архивным материалом и воспользовался в октябре 1912 г. (...) состоя выборщиком от крестьян Золотоношского уезда. В этом архиве ему удалось снять копии с ревизских сказок ХVIII и XIX веков нашего уезда. Имея много архивного местного материала, г.Кушнир, за отсутствием материальных средств, не в состоянии издать своих трудов. В настоящее время г.Кушнир предполагает обратиться в Золотоношское земство с просьбою о материальной помощи для издания его трудов».

В дневнике за 1911 год описана поездка в Киев, начиная с пересадки в «Гребинці»: «...Пишов Университет на профессорский ход и на 2 этаже найшов библиотеку дивився на Румянцевскую опись за село Мойсенцы и получив разрещение на занятия». Помимо занятий в библиотеке, посещения Контрактовой ярмарки, книжных магазинов, панихиды в честь 50-летия со дня смерти Тараса Шевченко в Софийском соборе, было еще посещение Музея на Подоле (Киевской Духовной Академии. «З професором Петровым беседовал за старину».

При подведении финансов в 1911 году с очень подробным перечислением всех доходов и расходов (швейна машина, рыба свижа, горилка/газеты, Киев, чоботы) перерасход 88 р.43 к.

Октябрь 1917-го в дневниках не отражен «историческими событиями». Вот описание мартовское: «4-го Суббота. Спав до 6 и поравсь грив чай и пыв, чытав «Матерію и Силу», и варыв обид, суп з мясом и писав оце, на дворі сояшно но не ясно, каропл. не литають, туман и ходив в село до Самокатчиков и в їх чув, шо у Россіи пишов переворот и дома седив чытав, блызько нас стояли в землянках Драгуны, до їх проїхав їх Эскадр, к-р и прочитав, шо: «в Россіи Новые Министры, а стари уси арестовани», и уси крычалы Ура, — Ура, — Ура, — я почув и выбиг з землянкы, воны уже росх. весели, гомонять, я роспытав, но воны добре незнають, кажуть буде: Юстиція, Конституція, вечер. Мы сами балагурили, шо щось воно велике робется в ци дни, загадали на завтра, к 9 час. собраться до штабу Дивизіи, буде читаться якийсь Манифест, а нам з Олексою їхать на станц. Радзивилі и достать нових газет. Попылы чаю, а як заснув то усе успокоїлось и не снилось». Ожидание газет, их общее чтение, наэлектризованный воздух времени. «Поїхали додому, стало сояшно тепло, сниг угынався и роставав. Скризь так тыхо, любо, а десь далеко в велык. Городи ришаються судьбы Россіи и династии (...) скризь ради, шо царя нема и присягають до Нового П-ва, у мене од чужої радости ишлы слезы з очей, а не знаю як там радіє и боїтся моя симья. Получив з дому письмо, в одному конв 5 од усих синів уси звищают, що е: гроши, благополучіе и зима (5-го марта)».

Удивительно начинается 1918-й: «Рік Возрожденія Неньки України!» («Ненька» позже зачеркнута другими чернилами, как и фамилии Петлюры, Винниченко.)

«25-го недїлля лютого: ...Оттак пройшло Тарасове свято, первий раз вільне на Україні, і уперве в Мосїнцях!!?»

Далее начинаются события, о которых историки спорят до сих пор. Власть в Золотоношском уезде менялась реже, чем в Киеве, но отголоски кровавых перемен в дневнике отражены.

Остается надеяться, что найдутся люди, которые смогут объективно оценить наследие «крестьянина-краеведа» Константіна Хв. Кушнір-Марченко и предать их гласности.

* Ирклиев — село Чернобаевского района Черкасской области, 30 км от Золотоноши, теперь на берегу Кременчугского водохранилища. 1959 г. — 2000

1668—1781 — сотенне містечко Переяславського полку

1781—1796 — Київського намісництва

з 1802 — Золотоношского повиту

А сама «Іркліївщина», кажется, вся сказалась на дне «моря»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме