Герои «офисного» времени

29 апреля, 2010, 14:03 Распечатать

Ради Бога, манжеты наденьте, что-нибудь им скажите: они спрашивают, есть ли у нас культура. П.Тычина ...

Ради Бога, манжеты наденьте, что-нибудь им скажите: они спрашивают, есть ли у нас культура.

П.Тычина

Существование «офисной культуры» в Украине — синкопированной профессиональной терминологией вроде «офисной жизни» и «офисного планктона», — а также стенания по поводу ее чуждости в условиях отечественной ситуации не выдерживают никакой критики. А все потому, что этот сегмент урбанистической окружающей среды, по сути, не отображен ни в одном из художественных форматов дня нынешнего. В общем, сложно отображать то, чего нет, по крайней мере, в том ракурсе, на который сегодня претендует явление под названием «украинская офисная культура». Украинская? Что ж, вполне возможно, но почему все-таки нет (именно украинской), рассмотрим чуть погодя. С «культурой» тоже несложно определиться, ведь ее наличие предполагает чуть больше социокультурных артефактов, нежели просто представительская личина вроде «деловой речи», «особого юмора» или «профессионального сленга». Равно как Академия наук Украины и премия им. Т.Шевченко — это, согласитесь, еще не вся украинская культура. Остается такой иноязычный признак этой самой культуры, как «офисный», и он, по-видимому, должен свидетельствовать об урбанистической подоплеке того явления, которое, собственно, означает. И вот тут начинаются проблемы. Поскольку Украина по определению — сельское государство, то откуда здесь взяться такому «урбанистическому сегменту», как «офисная культура»? Может, что-то не так с упомянутым выше «сельским» определением и нужно откорректировать существующую ситуацию?

Харьков, Харьков, где твое?..

Как бы то ни было, но жизнь обычно сама вносит коррективы во все ситуации этнокультурного образца и легко развязывает узлы любой геополитической сложности. Вспомним, как в свое время Украина уже дважды пережила перерегистрацию собственных «ментально-экономических» ценностей, и каждый раз ситуация складывалась отнюдь не в пользу ее «урбанистического сегмента». Так, даже в «первой столице» Украины, т.е. в пролетарском Харькове, во времена посттоталитарного «дефолта» конца 1990-х обнищание и распад порядочно поразили этот, до недавних пор мощный, экономический узел всего украинского Востока. Как-то неожиданно выяснилось, что заводы и фабрики в Харькове не работают не потому, что нет топлива и денег, а потому, что все местные монстры еще недавно всесоюзной индустрии оказались не нужны крестьянской по своей природе Слободской Украине. Все это когда-то было выгодно для процветания Советского Союза, но отнюдь не для местного аборигена, который, потеряв место на трикотажной фабрике или на танковом заводе, с легкостью вернулся к своему огороду в родном селе. В воздухе снова запахло землей и недалеким югом, как писал в свое время Чехов, доехав до Харькова. Окраинный люд приободрился, припав к пашне и не обращал внимания на парламентскую чехарду. Таким образом, в административном плане город уже во второй раз стал провинциальным: первый раз, когда перестал быть официальной столицей УССР в 1934 году, а второй — в упомянутые времена конца 1990-х, когда городской голова, именно так определив место своего бывшего хозяйствования, перенесся в Киев.

Нужно добавить, что к образу Харькова как отжившего города ничего не добавилось, кроме малозначимых косметических моментов вроде новой станции метро имени маршала Жукова или памятника замученным в 1930-х годах кобзарям. В свою очередь он потерял, кажется, все то, что ему было не к лицу, прежде всего малороссийских культурщиков, перенесшихся к новым столичным кормушкам. Ей-богу, существуют города-герои, которые становятся лучше в гробу. Впрочем, в 1990-х эта красота оказалась временной и неустойчивой, за нею таилась страшная картина распада и полной деурбанизации города. Посреди бывшего засилья архитектурных мелочей почему-то вспоминается исчезновение именно таких исторических памятников, как бывшая взорванная филармония или «масонский дом», переделанный в современный офис...

Конечно, появилось и «офисное» наполнение упомянутого выше рыночного механизма. Но если и ждали чего-то от этого «независимого» поколения, то вместо предлагаемого и даже прогнозируемого чуда его представители сподобились только на открытие «кафе». «Независимое» существование оказалось для них лишь возможностью хоть на миг блеснуть в бурном потоке современной жизни, но исключительно по рецепту «нацарював рублів сто і втік». Неудивительно, что в феноменологическом смысле «рыночное» поколение периода «стихийных девяностых» не оставило в современной украинской культуре особого следа. И не только в культуре. Ведь, исходя из определения украинского «пана-господаря» как лица индивидуалистического, т.е. не предрасположенного к коллективизму, особого успеха и ожидать было нечего. Поскольку любая «офисная культура» предполагает координацию, организацию, администрирование и способность создавать коллективы, работающие над одной — общей идеей. Любой «оригинальный» проект быстро становится ширпотребом, ведь это корпоративное искусство существования.

За соседским забором

Кстати, не так просто с «корпоративностью» у наших ближайших соседей, но об этом, по крайней мере, говорится в художественных произведениях представителей новейшего российского поколения. Например, тамошний культовый автор Сергей Минаев, издав романную трилогию («Духless», «Medіa Sapіens» и «Р.А.Б.») в лучших традициях соцреализма с его производственными романами, даже стал основателем такого жанра в истории постсоветской литературы как «офисный роман». И зря первую из его книг называют похмельной исповедью человека, не имеющего за душой ничего, кроме этого самого похмелья, плюс небольшой опыт в маркетинге, а это, мол, не дает права позиционировать себя как представителя «потерянного» поколения 1970—1976 годов рождения, «чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена». Поскольку во втором романе этого автора уже представлена идеология «офисного» поколения, — мол, это «ненависть к тем, кто думает, что они умнее меня, и, выходит, ненависть не деструктивное, а созидательное чувство». А в третьей книге этот производственный сегмент и вовсе разложен на ментальные составляющие, и даже его недалекое апокалиптическое будущее предусмотрено.

Словом, имеем полный жанрово-стилистический фарш, а литературному феномену Минаева можно только позавидовать. Самый успешный коммерческий дебют в новейшей российской беллетристике, интервью в «Таймсе» и «Плейбое», полумиллионные тиражи, нереальные суммы гонораров. И это при том, что сам автор — российский бизнесмен и сибарит — о литературном поприще даже не мечтал! Просто чужой опыт «случайного» успеха слишком соблазнителен, если вспомнить историю бестселлера «Generatіon Икс» Стюарта Коупленда, который вырос из заказной журнальной статьи о поколении
90-х. Свой первый роман Минаев тоже написал случайно: по совету друзей собрав в кучу собственные газетно-журнальные колонки и напечатав все это у знакомого издателя. В результате получилась трехтомная «офисная» сага о цинике-романтике, который устал бороться со скукой и ежедневной корпоративной рутиной, — чумного от кокаина, выпивки, бесцельных тусовок, пустых друзей и безмазовых выходных. Из этих «сезонных» книжек мы узнали, как модно, существуя в «офисной культуре», изображать, вроде бы у тебя каждый день воскресенье и пить коктейль из веселья пополам с тоской. Нам показали мир столичной богемы, где у клерков больше похоти, чем денег, где уборщицами работают кандидаты наук и где главные герои каждый день гибнут от собственной пошлости, цинизма и равнодушия.

А был ли мальчик?

К счастью или несчастью, в Украине ничего подобного не наблюдаем. Что же касается темы генезиса поколений, то здесь довольно популярны или родственные саги поколений, как в «Темі для медитацій» Л.Кононовича, «Солодкій Дарусі» М.Матиос или в «Музеї покинутих секретів» О.Забужко, или надрывные исповеди, как в «Інфекції» С.Процюка, «Клясі» П.Вольвача і «Пациках» А.Днестрового, или малолитражные репортажи «из себя» типа «Депеш Мод» С.Жадана или «БЖД» А.Ушкалова. Описательных признаков «офисной культуры» в этих книгах, конечно, нет, разве что где-то найдем способы ее уничтожения, как у упомянутого «анархичного» Жадана. В общем такое жанровое «однообразие» — это вневременное имманентное свойство украинского мировоззрения, свидетельствующее о его безоглядной «хуторянской» устойчивости, несмотря на всевозможные моды, каноны и «офисные» пертурбации нашего коллективного настоящего.

Во второй раз после «дефолта» конца 1990-х существование в Украине «офисной культуры» жизнь поставила под сомнение во время недавнего финансового «кризиса». Вспомните, как наша столица быстро избавилась от приезжего «офисного планктона», который вынужден был возвратиться из Киева в свои родные, не обязательно сельские, но преимущественно все-таки провинции. Упомянутые пертурбации в который раз напомнили, что мир новых социокультурных отношений реально существует, поскольку, оказывается, уже подросло, словно драконьи зубы на засеянном «демократическими» сдвигами поле, то новое компьютерное поколение, которое, вместо глубокомысленных буфетных разговоров за пивом или за рюмкой на кухне, выбирает пепси и интернет-торговлю. Конечно, это поколение реально мыслящих людей, которые действуют в плане ортодоксии и в русле живого плаката, но их реальный «офисный» мир, к сожалению, слишком локален в отношении всей системы «украинской культуры». Едва ли они смогут понравиться своему народу, хотя якобы и работают ради него. Впрочем, не зная его близко, вряд ли станут в этом смысле универсально-историческим явлением. Хотя это, бесспорно, те самые «новые люди», из которых складывается будущее Украины, и большинство из них в самом деле относятся именно к тому мистическому сегменту, который сегодня принято называть «офисной культурой».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно