Геральдическая мозаика. Как все начиналось

18 марта, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №10, 18 марта-25 марта

Герб… Шлем… Щит… Чем-то старым, с налетом архаики и рыцарства веет от этих слов. Нет, геральдика (от лат...

Герб знаменитого английского полководца Джона Тэлбота, графа Шрусбери (1388— 1453); «Империя истории» №2
Герб знаменитого английского полководца Джона Тэлбота, графа Шрусбери (1388— 1453); «Империя истории» №2

Герб… Шлем… Щит… Чем-то старым, с налетом архаики и рыцарства веет от этих слов. Нет, геральдика (от лат. ars heralica — искусство герольда) отнюдь не канула в Лету. Даже наоборот, перед ней, практически забытой в эпоху коммунистического всевластия, ныне открылись колоссальные перспективы, выдвигая искусство создания гербов на уровень живописи или ваяния.

Итак, геральдика… Что же это такое? Попытаемся вернуться к ее истокам.

Бытует мнение, что гербы завещаны нам германцами. Именно они издревле носили пестро выкрашенные щиты, а шлемы украшали изображениями животных и птиц. Однако и в Древнем Риме, и в Греции у воинов были боевые щиты с едиными для того или иного подразделения яркими и запоминающимися символами (прообраз будущих полковых знаков и нарукавных нашивок). Однако появление полноценных гербов относят к эпохе первых Крестовых походов (XI — XII века). Их предназначение — помочь закованным в железо рыцарям узнать друг друга на значительном расстоянии, потому первые из дошедших до нас западноевропейских гербов простые и яркие. На них преобладали отличительные символы владельца — крупные и хорошо заметные на делениях щита, становившиеся фамильными. Спустя некоторое время гербы стали принадлежностью дворянства всех стран Западной Европы.

Гербы немецких рыцарей; «Империя истории» №2
Гербы немецких рыцарей; «Империя истории» №2

Прежде чем углубиться в геральдические дебри, дадим несколько важных понятий и формулировок. Геральдика — наука о правилах составления гербов, отличительных знаков отдельных людей, городов, стран, а также общественных и политических организаций. Относится к специальным или вспомогательным историческим дисциплинам. Геральдика изучает почерк времени, ибо каждая эпоха, каждый век вносили свои неповторимые особенности в начертание тех или иных геральдических фигур. Наравне с другими формами материальной культуры народов символика и геральдика позволяют не только лучше представить облик давно ушедших эпох и цивилизаций, но и отразить особенности своего времени. Геральдическое изображение всегда символично, каждый его элемент — предмет, форма или цвет — выбран не случайно. Однако и в целом герб становится символом того, кто присваивает его себе.

Блазонирование — толкование гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и иных геральдических знаков, их прочтение, расшифровка значения и правильное описание в определенной строгой последовательности сообразно сложившейся вековой международной терминологии. Блазонирование — язык герольдов, язык столь же специфический, сколько и древний. До сих пор основой блазона являются термины, пришедшие из старофранцузского языка.

Отметим, что, помимо чисто геральдических фигур (о которых мы подробно расскажем далее), практически сразу на гербах стали появляться различные фантастические и мифологические персонажи, завоевавшие невероятную популярность. Из многочисленного ряда животных, полюбившихся феодальной геральдике Европы, особенно выделяются «царственные» хищники — лев и орел, прочно стяжавшие себе пальму первенства по популярности и частоте изображения в гербах и удерживающие её до сих пор.

Орел — символ многих государств, владетельных фамилий и крупных городов мира. Со львом ситуация схожа, правда, с ним постоянно происходят всевозможные неувязки. А дело в том, что авторы старых геральдических правил и трактатов утвердили норму, что лев в геральдике всегда должен изображаться стоящим на задних лапах, да к тому же ещё и быть повернутым в профиль. Иногда его ставят на все четыре конечности, и тогда он превращается в «поставленного льва». Если же лев ступает на три лапы, при этом приподняв переднюю, а голова его повернута на зрителя, то для геральдики это уже иное животное — леопард! Но стоит только повернуть морду этого самого леопарда в профиль, и он становится… леопардовым львом. А вот если морду гордо идущего на задних лапах царственного животного повернуть на зрителя, то лев превращается… в львиного леопарда! И никак иначе!

Так что лев, традиционный для герба российского города Владимира, на придирчивом языке блазона не что иное, как коронованный львиный леопард с крестом в лапах! Так же, как на золотом поле герба Эстляндии до большевистского переворота в 1917 году были вовсе не обыкновенные львы, а леопардовые львы, окрашенные лазурью (то бишь синие). А вот в нынешней Эстонии им одним лишь росчерком пера повернули головы в сторону зрителя, и они превратились… правильно, в лазурных леопардов!

XIV — XV века ознаменовались расцветом и наибольшим подъемом геральдического искусства, которое наложило отпечаток на внешние стороны и формы феодальной жизни и быта. Знать ходила одетой в яркой одежде в цвет поля фамильных гербов, вытканной геральдическими фигурами. Не только платья, но и попоны лошадей превратились в подобия гербовых штандартов, геральдические мотивы проникли в живопись, скульптуру, особенно в архитектуру. Более того, войны этого времени зачастую носили геральдические названия. Столетняя война между англичанами и французами, известна также как война леопарда против лилии (стоит взглянуть на гербы противоборствующих сторон, и объяснение такому названию будет понятным).

Изысканная лилия, как и многие фигуры в геральдике, стилизованная в «геральдическую лилию», была родовой эмблемой французской династии Капетингов, пресекшейся в 1328 году. Среди претендентов на вакантный престол (помните — «кто тут в цари последний?..») был и английский король Эдуард III из династии Ланкастеров. Французские феодалы тем не менее избрали своим королем принца Филиппа VI Валуа. И тогда разгневанный англичанин, не желавший уступать французам, демонстративно… изменил английский герб, разделив его четверочастно и поместив французские золотые лилии в первом и четвертом полях щита, во втором и третьем оставив тех же самых традиционных английских леопардов!

Вызов, говоря геральдическим языком, был сделан, после чего и началась Столетняя война (1337 — 1453), причем леопард почти непрерывно наступал, едва не захватив всю Францию. И сделал бы, наверное, это, не будь Жанны д‘Арк, которая возглавила народную войну против захватчиков и… вынудила англичан убрать французские лилии с их государственного герба!

А война Алой и Белой роз — кто не слышал об этой поэтически красивой с точки зрения названия средневековой бойне! В течение тридцати лет (1455 — 1485) английские дворяне деятельно истребляли друг друга и разоряли старушку Англию… Сошлись в смертельной схватке оспаривавшие корону Йорки (на их гербе была белая роза, хотя правильнее всё-таки — серебряная) и Ланкастеры (они имели в гербе красную, точнее, — червленую розу). Все закончилось весьма прозаично — обе стороны обессилели, и основатель новой династии Генрих VII Тюдор просто-напросто объединил в новом английском гербе оба враждовавших цветка. Воцарился и геральдический, и реальный мир.

Вскоре после этого англичане покорили Шотландию и Ирландию, и британский герб опять усложнился. Леопарды остались в первом и четвертом полях, во втором поле заперли окруженного червленой расцвеченной каймой червленого льва из Шотландии, а в третьем поле поместили золотую ирландскую арфу.

В следующей статье мы коснемся вопросов самого гербового щита, эмалей, металлов и прочей геральдической атрибутики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно