Где потерялись «молодые» дотации?

16 мая, 2008, 13:26 Распечатать Выпуск №18, 16 мая-23 мая

Обеспечение молодых людей, получивших профессионально-техническое или высшее образование, первым рабочим местом — четкий признак социальной направленности государственной политики...

Обеспечение молодых людей, получивших профессионально-техническое или высшее образование, первым рабочим местом — четкий признак социальной направленности государственной политики. А если для этого еще и предоставлять работодателям дотации, то экономика получит важный стимул для развития, а на рынке труда будет снято лишнее напряжение. Эту закономерность украинские власть имущие поняли, изучив опыт развитых государств. В Украине соответствующий закон действует еще с 1 января 2006 года. Но в течение двух лет его реализация висела в воздухе. Не хватало инструмента, который называется так просто — деньги. Наконец в госбюджете-2008 именно на такой вид поддержки молодежи, которая трудоустраивается, предусмотрено 32 млн. грн. Если перевести эту цифру на судьбы выпускников, то в этом году первое рабочее место получат почти три тысячи из них. Но приветствовать правительство с успехом в его заботах о новоиспеченных молодых специалистах — преждевременно.

Не секрет, что рынок труда в Украине весьма разбалансирован. Что в соответствии со специальной терминологией звучит как «профессионально-квалификационный дисбаланс». «Белых воротничков» украинские вузы уже традиционно «продуцируют» более чем достаточно. Даже в маленькой Тернопольской области, по информации областного центра занятости, на 27 вакансий в очередь выстроилось 800 зарегистрированных безработных бухгалтеров, на пять свободных мест — 258 педагогов. Огромно «перепроизводство» воспитателей, юристов и других специалистов с высшим образованием. До недавнего времени область занимала третье место по количеству студентов на тысячу населения. Для многих из них единственная дорога — в безработные, а для работодателей — звездный час, чтобы повысить ставки для «решения вопроса» при трудоустройстве.

Но развитие промышленного и сельскохозяйственного производства в Украине в последние годы открыло и обратную сторону рынка труда — растет спрос работодателей на квалифицированных рабочих и инженерно-технических сотрудников. Появилась новая, почти психическая, болезнь — неудовлетворенные потребности экономики. Недавно работники службы занятости области провели исследо­вание профессиональных ориентиров одиннадцатиклассников общеобразовательных школ. Результаты поражают: среди опрошенных 898 юношей и девушек из Тернополя, городов, поселков и сел области менее 12 процентов хотят пос­тупать в профтехучилища. Получить специальность инженера были намерены 1,4 про­цента респондентов, а желающих овладеть рабочими профессиями для труда в промышленности и сельском хозяйстве (а именно из этих отраслей активно пошли заявки на специалистов!) оказалось менее процента. Перегиб в выборе престижных и высокооплачиваемых профессий требует комплексного реагирования.

Украинское законодательство, в частности базовый Закон «О содействии социальному становлению и развитию молодежи», гарантирует выпускникам государственных ПТУ и вузов, потребность в которых определена государственным заказом, предоставление работы по специальности не менее чем на три года. Но какие службы точно сформируют государственный заказ на три—пять лет вперед? А обеспечить всех выпускников работой по специальности не могут позволить себе даже экономически мощные государства. В Японии, например, традиционным является высшее образование. Но только половина получивших его граждан являются высококвалифицированными работниками. Очевидно, не должен человек считать трагедией то, что после окончания вуза довелось быть рабочим. Когда хорошо платят и есть возможность карьерного роста — это нормальный жизненный путь. Но без продуманных усилий со стороны государства изменить тенденции на украинском рынке труда будет довольно сложно.

Кабинет министров в постановлении от 19 марта этого года определил перечень специальностей, на которые для обеспечения молодежи первым рабочим местом работодателю предоставляется дотация. Это шесть рабочих специальностей (каменщика, маляра, электрогазосварщика, слесаря-ремонтника, фрезеровщика, токаря) и три инженерные (металлорежущие станки и системы, инструментальное производство, обработка металлов по спецтехно­логиям). И все. А напрасно! Разве что правительственный документ был задуман ради экономии госбюджетных средств.

Руководители Тернопольского областного центра занятости информируют на всех уровнях, что немало заказов от работодателей поступает, собственно, на представителей многих рабочих специальностей. К сожалению, в правительственном перечне нет трактористов, литейщиков, кузнецов, слесарей-инструментальщиков, швей. Но даже у тех специальностей, которым посчастливилось попасть в постановление, есть определенные коды. Смежные профессии уже не подпадают под дотационные. И неудивительно, что сегодня на Тернопольщине отобраны только 55 выпускников, которые будут трудоустроены на первое рабочее место с предоставлением работодателю дотации.

Первый заместитель директора областного центра занятости Петр Химейчук предлагает существенным образом расширить перечень дотационных профессий и специалистов. Кроме того, считает замдиректора, профессии нужно привязывать к специфике регионов. Закономерно, что для аграрно-промышленной области не будет актуальной профессия шахтера или металлурга. И наоборот, в индустриальной — тракторист или комбайнер. Тогда увеличится количество работодателей, которые будут соответствовать законодательно определенным условиям предоставления дотации.

— Законодатели необоснованно ограничили до двух месяцев срок обращения выпускников профтехучилищ или вузов в службу занятости для трудоустройства на первое рабочее место с предоставлением работодателю дотации, — убеждает собеседник. — Молодой человек сначала пытается самостоятельно искать более или менее оплачиваемую работу. Очень часто случается, что выпускник ПТУ еще не успел ее найти или не поступил в вуз, а срок упомянутого обращения уже истек. Его нужно увеличить хотя бы до полугода. И одновременно нужно вводить лучшие стимулы для работодателя...

С предложениями руководителей службы занятости Тернопольщины, уже направленными в Государственный центр занятости, согласиться можно. Логичным было бы увеличить срок предоставления дотации хотя бы до трех лет (в соответствии с Законом «Об обеспечении молодежи...» он составляет два года). А привязка расчета дотации к средней зарплате в области, сложившейся за минувший месяц, выглядит как дискриминация регионов и их жителей. В чем же провинилось конкретное предприятие и предприниматель в аграрно-промышленной отрасли перед государством, что среднестатистические заработки в их местности в полтора-два раза ниже, чем в областях, где сосредоточена крупная промышленность? Так почему не определять дотацию работодателю, исходя из средней зар­платы в Украине?

В предоставлении дотации «на первое рабочее место для молодежи» Украина сделала только первые шаги — переняв опыт развитых государств (хотя и с многими недостатками). Но, по моему мнению, наиболее действенным стимулом для трудоустройства молодых людей, предложенным работниками областного центра занятости, является снижение нагрузки на фонд оплаты труда и внедрение единого социального налога. Такой важный шаг государства «навстречу работодателям» будет побуждать их платить «новобранцам» высокую зарплату. А дотация эту заинтересованность только укрепит.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно