ФОРТЕПИАНО С КИЕВСКОЙ МАРКОЙ

Поделиться
Когда и кем был сделан в Киеве первый клавишный инструмент (клавикорд, клавесин, пианино, рояль), в настоящее время установить трудно...

Когда и кем был сделан в Киеве первый клавишный инструмент (клавикорд, клавесин, пианино, рояль), в настоящее время установить трудно. Первые клавикорды (старинный инструмент, струны которого приводились в вибрацию ударявшими по ним металлическими штифтами, прикрепленными к концу клавиша) были завезены в Украину из Польши в XVI веке. Этот инструмент получил широкое распространение в аристократических кругах. Инструменты выписывались из Западной Европы. Доставка их в Украину была затруднительна, так как отсутствовали железные дороги. Поэтому перевозка инструментов обходилась заказчику дороже, чем сам инструмент. Кроме того, перевозка продолжалась несколько месяцев, в течение которых происходило изменение климата. Дороги были плохими, поэтому телеги часто ломались под тяжестью инструментов. Большинство инструментов, прибывших на место назначения, требовали дополнительного ремонта и настройки. Возникла идея изготовления инструментов в Киеве.

Одна из первых мастерских возникла в Киеве в 1790 году. Владельцем мастерской был Герштенбергер, который построил несколько роялей с венским механизмом в 5 октав. Интересно отметить, что в 1791 г. в Петербурге открылась знаменитая книготорговля, владельцем которой был И.Герстенберг, который был уроженцем немецкого города Гота. В его магазине продавались книги, эстампы, музыкальные инструменты, ноты и т.д. Позже занялся нотно-издательской деятельностью, а также изданием различных музыкальных альманахов. По специальности он был печатником и одновременно музыкантом-композитором. В 1787-88 гг. в Лейпциге издавались его собственные сочинения: сонаты для клавира (фортепиано), песни. Петербургский Герстенберг и киевский Герштенбергер - одно ли и то же лицо, в настоящее время установить трудно, так как неизвестны инициалы киевского владельца мастерской. В 1797 г. в Киеве состоялась первая контрактовая ярмарка, в которой принимали участие купцы из разных городов Украины, России и Польши. Они привозили сельскохозяйственные продукты, свои изделия, а покупали в том числе фортепиано, которое получило широкое распространение в аристократических и даже купеческих домах. В Киеве стали возникать одна за другой мастерские по производству музыкальных инструментов. Первые владельцы мастерских были иностранцы, а позже появляются отечественные мастера.

Киевские инструменты стоили значительно дешевле по сравнению с инструментами зарубежных фирм, но они меньше раскупались киевлянами и некоторые предпочитали фортепиано зарубежных фирм. Если мастер чувствовал, что его инструмент не уступает зарубежным по показателям, то ставил клеймо зарубежной фирмы. Его инструмент моментально покупался по более высокой цене.

В 90-х годах производство фортепиано в Киеве сосредоточилось в руках фабрикантов

А.Стробля и Г.Мекленбурга. Август Викентьевич Стробль родился в Волынской губернии. Получил за границей техническое и музыкальное образование, после завершения которого работал на лучших фабриках Западной Европы: в Вене, Дрездене, Лейпциге, Берлине и Гамбурге, где изучал производство фортепиано. Недолго работал в Варшаве. В 1873 г. переехал в Киев, где открыл маленькую мастерскую, в которой работал только столяр, а сам Стробль выполнял все остальные работы. Первые пианино были качественными и быстро раскупались киевлянами. Вскоре дела мастерской пошли настолько успешно, что А.Стробль в 1884 г. купил участок земли на улице Желянской №27. Одновременно с главным зданием были возведены мастерские, склады материалов и депо для хранения готовых инструментов: роялей, пианино и фисгармоний.

Эти мастерские обеспечивали весь производственный процесс при создании инструментов. В первой мастерской изготовлялся «раст» - корпус, или остов, инструментов. Во второй - на «раст» наклеивались заготовленные ранее мелкие фарнированные части. В следующей мастерской изготавливались и устанавливались на «растах» резонансовые деки, прикреплялись металлические рамы, натягивались струны и, наконец, производилась лакировка и полировка деревянных частей. Затем в «расты» вставляется заготовленная заранее клавиатура, а также другие части механизмов. После этого инструменты поступали в специальное отделение, в котором каждый инструмент заново разбирался на мелкие части, которые подвергались строгому осмотру, в случае надобности дефекты исправлялись. Только после тщательного осмотра инструменты заново собирались. Это отделение, по-видимому, выполняло функции современного «ОТК». Собранные инструменты поступали в отделение для настройки, затем снова полировались и направлялись в депо на продажу.

Кроме основных на фабрике имелись вспомогательные мастерские: кузница, слесарная, токарная, столярная по резьбе и гравировке дерева. Производилась также шлифовка слоновой кости, изготовление клавиатуры, обивка канителью басовых струн, выделка мехов и металлических «голосников» для фисгармонии.

А.Стробль старался применять отечественные материалы. При производстве инструментов использовались различные породы дерева: дуб, сосна, ель, клен, которые завозились из брянских лесопильных заводов. Затем деревья несколько лет сушились на воздухе, а после этого подвергались окончательной сушке в духовой камере. Первые годы существования мастерской металлические рамы изготовлялись на заводе Мордасевича в Триполье - на заводе Алексея Федоровича в Киеве на улице Кузнечной (теперь ул.Горького). Некоторые материалы, которые не производились в России или не отвечали требованиям производства, закупались за границей: резонансное дерево, слоновая кость, стальные струны, медная проволока - канитель, войлок, замша, колки и др. Все прочие материалы изготовлялись на фабрике, при этом на специальных приспособлениях, в разработке которых принимал личное участие А.Стробль. На фабрике работало 80 рабочих, причем не было ни одного иностранца, большинство из них приобрели свои профессии на фабрике, где работали по многу лет.

В среднем в 90-х годах фабрика выпускала около 350 экземпляров инструментов разных размеров и систем. Стоимость каждого инструмента была от 400 рублей и дороже; роялей выпускалось 75-80 экземпляров стоимостью от 450 рублей и дороже; фисгармоний - 100 экземпляров ценою 90 рублей и дороже. Кроме Киева фортепиано продавалось в городах: Одессе, Житомире, Днепропетровске, Екатеринославе, Чернигове и других.

Среди инструментов, выпускаемых фабрикой, привлекал внимание инструмент под названием «клавир-гармониум», сконструированный самим А.Строблем. Он представлял собой соединение органа-гармониума и пианино с несколькими ножными регистрами. Этот инструмент мог использоваться как пианино и гармониум или то и другое вместе, а также можно было сделать его клавиатуру беззвучной и использовать для упражнений. Инструменты производства фабрики Стробля участвовали в международных выставках, где получили несколько высших наград, свидетельствующих об их хорошем качестве.

Вторая фабрика, производившая фортепиано в Киеве, принадлежала фабриканту Генриху Иоану (Григорию Ивановичу) Мекленбургу, размещалась по Фундуклеевской, 34. Она была основана в 1876 г. В отличие от фабрики Стробля - эта фабрика размещалась в наемном помещении. Это играло отрицательную роль, так как Мекленбург не имел права перестроить здание по своему усмотрению.

Когда была основана фабрика, на ней работало шесть рабочих. В 90-х годах численность увеличилась до 60 человек. На фабрике производились рояли и пианино различных систем и размеров. Рояли стоили от 550 рублей, а пианино от 450 рублей и дороже. Инструментов выпускалось около 120 экземпляров в год. Мекленбург не участвовал в международных выставках. Это можно объяснить тем, что по отзывам современников качество звука инструментов было хуже, чем у Стробля.

Отличие между двумя фабриками состояло также в подборе кадров: Мекленбург приглашал иностранных рабочих. Материалами он пользовался в основном привезенными из-за границы. В 90-х годах у Г.Мекленбурга было изготовлено несколько инструментов с приспособлением, изобретенным фортепианным мастером Г.Турченко. Для внедрения своего изобретения Турченко специально переселился из Полтавы в Киев. Изобретение было зарегистрировано в департаменте торговли и мануфактур. Оно давало Мекленбургу трехлетнюю привилегию в распространении инструментов. В инструменте использовалась подставная клавиатура для продолжения звука у роялей и пианино. Для этого была применена третья педаль, при помощи которой можно было придерживать любую ноту, а также продлевать звук любой ноты в отдельности. Устройство помогало избегать неблагозвучия.

Обе фабрики функционировали до 1917 г. Сначала под руководством владельцев, а затем их наследников.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме