ФЕРЗЬ—СОВЕТНИК—СОБАКА

9 августа, 1996, 00:00 Распечатать

ШАХМАТЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИИ Шахматная баталия, закончившаяся недавно в Нью-Йорке, приковала внимание не только игроков всего мира, но и тех, кто к расчерченной доске прямого отношения не имеет...

ШАХМАТЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИИ

Шахматная баталия, закончившаяся недавно в Нью-Йорке, приковала внимание не только игроков всего мира, но и тех, кто к расчерченной доске прямого отношения не имеет. Так уж повелось, что шахматы считаются не просто спортом и игрой, а как бы квинтэссенцией мысли, логики, философии. Интересно, что люди, никогда не играющие в шахматы, тем не менее отдают им должное как некоему исключительному явлению, а шахматистов рассматривают как категорию людей, причастных к особой сфере бытия.

Известно, что игра в шахматы является одной из самых старых в мире. В шахматной литературе многократно обсуждался вопрос о возникновении этой игры и возможных путях ее исторического развития. Большинство авторов родиной шахмат считают Индию. Именно здесь в 570 г. н.э. шахматы были зафиксированы как игра. В более ранних арабских хрониках, в античном письменном наследии о шахматах ничего не говорится. Правда, причина может быть в другом. Скажем, в их особом, возможно, культовом, религиозном значении, отношении к ним как к таинству.

Именно к указанному году относится первый из известных учебников игры в шахматы. Очевидно, что если в конце шестого века имелась игра с целым сводом правил и положений, то этому должен был предшествовать некоторый период ее становления. При условии, конечно, что шахматы придумал не один человек, а они развивались постепенно.

Сторонниками такой теории развития шахмат являются известные историки игры

Я. О. Рохлин и И. М. Линдер.

Существуют и другие мнения, связанные с преданиями глубокой древности. В замечательной книге Ежи Гижицкого «С шахматами через века» упоминаются мифические персонажи, которым приписывается честь изобретения шахмат. Это в первую очередь известный греческий герой Паламед. Как описывал Аполлодор, Паламед упорядочил алфавит, ввел единицы измерения, времена и месяцы года, трехступенчатое деление войска и, что самое интересное для нас, изобрел игру в шашки и кости (по некоторым другим версиям - шахматы; запомним также сочетание игр - шашки и кости, ниже мы к этому вернемся). Судьба Паламеда грустна - его побили камнями по сфабрикованному Одиссеем обвинению в измене.

Другим изобретателем шахмат называют жену царя острова Ланки. В индийской мифологии Ланка отождествлялась с Цейлоном. На острове находилось царство злых демонов-ракшасов. Жена царя демонов Раваны по имени Мандодари изобрела однажды эту игру. Для нас интересно то, что эти демоны олицетворяют собой чуждый людям мир, мир смерти.

Судя по этим источникам, честь изобретения шахмат принадлежит существам мифическим. Как обстояло дело в действительности? Видимо, коли в греческих мифах время изобретения шахмат относят, приблизительно, к X веку до н.э. (к периоду Троянской войны) и к несколько позднему отрезку времени у индусов, то несомненно, что идея шахмат существовала и ранее. Я думаю, что следует согласиться с мнением тех, кто считает шахматы плодом коллективного творчества, исторически сложившимся культурным явлением, которое органически связано с духовной жизнью общества и находится в состоянии непрерывного изменения и развития.

Итак, мы имеем следующее: 570 год - учебник шахмат в Индии, за несколько веков до этого - свидетельства «Рамаяны» и, наконец, упоминание в греческой мифологии о Паламеде.

Необходимо рассматривать два этапа. Первый - это зарождение основ игры, ее идеи. Второй - формирование окончательной структуры игры, ее условий и правил. Концом второго этапа, вероятно, и является 570 год, Индия. Мнения относительно начала первого этапа различны. Гижицкий пишет о XV веке до н.э., или даже XXX веке до н.э. в Месопотамии.

В последние пятнадцать лет появились, возможно, и более ранние свидетельства. При раскопках некоторых памятников в Средней Азии (Алтын-Депе, Анау и др.) были найдены фигурки, которые некоторые исследователи готовы рассматривать как шахматные или игры, близкой к ним.

Возраст этих памятников значительно более древний, чем Месопотамия. Но прямых указаний на игру в шахматы нигде нет ранее 570 года н.э. в Индии. По-видимому, здесь и проходил второй этап.

Индийское название игры - чатуранга - говорит о связи со структурой древнеиндийской армии: колесницы, слоны, конница, пехота. Один из исследователей шахмат на рубеже XIX и XX веков, И. Т. Савенков, отмечал, что были известны две разновидности. Одна - ход, в которой определялся с помощью метательной кости (кстати, вспомним, что Паламед занимался структурой армии и игрой, похожей на шахматы в сочетании с метательными костями). Другая («основанная на духовной силе» и как-то связанная с астрологией) более древняя. К сожалению, Савенков не расшифровывает понятия духовной силы, но можно предполагать, что этот вариант игры связан каким-то образом с древними идеологическими представлениями. Игра упоминается в числе священных обрядов полнолуния, которому предшествуют ночные бдения, игры, пения, танцы.

Для игры в шахматы использовалась расчерченная поверхность и набор фигур: король, ферзь, ладьи, кони, слоны, пешки. Доска-поле делилась на две части. По середине протекала река. Через нее ладья перевозила воина-пешку. В древних формах шахмат Центральной и Восточной Азии значение фигур было практически таким же: король-хозяин, ладья-арба или телега, конь, слон-верблюд, пешка-щенок, ферзь-собака.

Такое обилие животных на доске Савенков пытался объяснить культами звероловов, но на доске в основном одомашненные или приручаемые (слон) звери. Игра, судя по набору животных (конь, верблюд), относится к периоду скотоводчества. К более раннему времени можно отнести только собаку.

Передвижение фигур по доске могло несколько меняться, но основная задача сводилась к тому, чтобы создать шаховую, а затем и матовую позиции. Фигуры перемещались во все стороны, а пешка только вперед, пока не занимала место непосредственно возле короля, становясь ферзем.

Само слово «ферзь» означает: фирсан - советник, верзе-берзе-борзая-собака. Собака с древнейших времен занимает особое место: в погребениях многих древних культур археологи находили скелеты собак, сопровождавших хозяина в иной мир.

Итак, перед нами игра, моделирующая военизированные отношения общества периода древней истории. Завоеванная ариями на рубеже II-I веков до н.э., в позднеэллинистическое время Индия как раз и превратилась в такое государство.

Но почему поле? Почему река? Почему король такая слабая (по сравнению с ферзем - бывшим воином-пешкой) фигура?

Пытаясь найти ответы, исследователи рассматривают ряд игр, и в первую очередь шашки. В отличие от шахмат они (или похожие на них игры) известны с древнейших времен у многих народов.

В XIII в. до н.э. игра, похожая на шашки, была в Египте. Сохранилось изображение двух человек, сидящих за расчерченной на квадраты доской с фигурками.

В шашки играли в Китае, Древнем Риме, Греции, на Руси.

Отмечается, что шашки, дамки, тавлеи - древнее шахмат. Правила игры в шашки одинаковы практически везде. Противника необходимо уничтожить. Шашка, дошедшая до края доски, превращается в дамку, то есть в фигуру, которая обладает неизмеримо большей свободой передвижения по доске.

Мы можем сделать вывод, что коли шашки как игра были широко распространены в раннеклассовую эпоху, то период их возникновения и становления относится к значительно более раннему времени - доисторическому, то есть к 4-5 тыс. до н.э.

Что же общего у этих двух игр? Расчерченное поле, на котором разворачиваются события. Цель - уничтожение противника. Структура - шашка-пешка, доходя до края доски, превращается в самую сильную фигуру - ферзя-дамку. Вы помните, что слово ферзь - от иранского обозначения собаки. А Дамка, кстати, одна из очень популярных кличек собак на Руси.

Когда в конце третьего тысячелетия до н.э. началось великое расселение индоевропейских народов, на восток евразийской степи отправились индоарии, которые в конце второго тысячелетия вторглись в Северо-Западную Индию и захватили ее.

Во время похода в сложившихся мистериях-обрядах произошли некоторые изменения. По-видимому, именно в это время окончательно оформились касты: священники-брахманы, воины-кшатрии и вайшьи-рядовые общинники. Если в прежние времена ключевая роль в племени принадлежала старейшинам-жрецам (часто вождь племени он же и верховный жрец), то к концу похода, то есть в Индии, верховная власть стала принадлежать воинам.

Отголоски этого столкновения брахманов-священников с кшатриями-воинами отражены в древнейших пластах индийской мифологии. Кстати, вспомним, что в более древних вариантах игры ход определяется бросанием кости. Здесь судьба, некие силы выступают в виде регулятора игры-жизни. После того как воины захватывают власть, ходы совершаются по очереди. Это свидетельствует об увеличении роли личности в первобытном коллективе. Хозяин ритуала (бывшая главная фигура церемонии - король в игре) становится всего лишь символом власти, а главной персоной становится воин (пешка-щенок), прошедший до края и превратившийся в ферзя (собаку)-советника, спутника короля. Подобное явление нам знакомо и по средневековой истории - это война сегунов в Японии и ограничение власти короля, в котором воплощено божественное начало.

Возникшие в первобытном обществе ритуальные обряды-представления постепенно оформлялись в набор игровых позиций. По мере того как утрачивались старые (более ранние) функции-задачи, возникали новые или происходило их взаимосмешение. Обряд-игра превращался в игру-развлечение.

Наиболее простой оставалась игра в шашки. На Руси они были очень популярны, но находились в конфликте с православием. В целом ряде писем царю Алексею Михайловичу от патриарха Руси шашки были названы дьявольской игрой. Именно потому, что в основном играли в них в период полнолуния (идея умирания и возрождения), когда люди купались ночами, плясали с собаками, пели песни и сказки рассказывали. Указом 1649 года царь запретил играть в тавлеи-шашки.

Оформление значительно более сложных структур и правил игры в шахматы было вызвано тем, что к старым представлениям о походе в иной мир добавились новые идеи о роли воина и задачах племени. Многовековой поход ариев в Индию внес свои коррективы. Общество становилось все более военно-демократическим, мистерии насыщались все более военными элементами. Главное место в них занимает разгром противника и пленение короля. Само слово мат в толковых словарях означает не только ругательство, но и помутнение, введение противника в особое состояние, в котором он теряет присутствие духа, его рассудок мутится. А перед сражениями, как мы знаем, противники выходили и ругали друг друга (материли), стараясь вывести из себя.

Шахматы прошли длинный, многотысячелетний путь развития. Несмотря на то, что общество утратило значительную часть древних мистических представлений о мире и месте человека в этом мире, они остаются все той же мистерией, представлением, в котором, даже не понимая содержания, мы ощущаем особое магическое притяжение к главной тайне нашего бытия - тайне возрождения жизни.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно