ФАУ (ОРУЖИЕ ВОЗМЕЗДИЯ) И ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА АНГЛИИ

14 января, 2000, 00:00 Распечатать

ФАУ (нем. V, от Vergeltungswaffe — оружие возмездия), название управляемого ракетного оружия дальнего действия (крылатые ракеты ФАУ-1 и баллистические ракеты ФАУ-2), созданные в фаш...

ФАУ (нем. V, от Vergeltungswaffe — оружие возмездия), название управляемого ракетного оружия дальнего действия (крылатые ракеты ФАУ-1 и баллистические ракеты ФАУ-2), созданные в фаш. Германии в годы 2 мировой войны.

Военный энциклопедический словарь. — М.: Военное издательство, 1984.

...Участники польского движения Сопротивления направляли в Лондон ценные сведения о ФАУ-1 и ФАУ-2, об их производстве в широких масштабах, а также данные о самой крупной немецкой ракетной базе в районе острова Узедом и города Пенемюнде. Эти сведения существенно облегчили англичанам разработку способов борьбы с самолетами- снарядами.

История второй мировой войны 1939—1945. Т. 9. М.: Военное издательство, 1978.

Поступавшие в Англию сведения о немецком ракетном оружии носили отрывочный характер и нуждались в тщательной проверке, что было весьма затруднительно, так как после оккупации гитлеровской Германией Западной Европы налаженная до войны агентурная сеть английской разведки была в значительной степени нарушена. В этот период помощь английской разведке оказало европейское движение Сопротивления. В Англию стали поступать данные от десятков антифашистов из оккупированных гитлеровцами стран, которые стремились любыми путями помочь государствам антигитлеровской коалиции. Наибольшую роль в разведывании немецких ракет, как пишет историк, автор книги «Секретное оружие третьего рейха» А.Орлов, сыграли группа «Балтика» польского движения Сопротивления, руководимая Б.Качмареком, а также польские патриоты А.Коцьян, Я.Шредер, Я.Грошковский, Ф.Сломинский, Я.Новак и др.

В феврале 1943 г. варшавский разведцентр Армии Крайовой (подпольная военная организация польского эмигрантского правительства, действовавшая в 1942—45 гг. на оккупированной фашистской Германией территории Польши. — Л.П.) поручил авиаконструктору Антони Коцьяну выяснить точное местонахождение полигона, о котором до того имелись лишь обрывочные слухи и нечеткие фотографии, добытые британской авиаразведкой. Предпринятые его людьми систематические поиски в запретных зонах и анализ разрозненных сообщений обо всех нестандартных морских и железнодорожных грузах вскоре позволили определить, что искомые объекты располагаются где-то в районе портового города Штеттина. Туда и были направлены польские разведчики, вычислившие точный адрес: Узедом. Агенты Коцьяна, внедрившиеся в ряды угнанных на принудительные работы остарбайтеров, своими глазами наблюдали полет ракет. А вскоре ими был завербован служивший в Пенемюнде унтер-офицер люфтваффе — австриец родом, как и многие его соотечественники, настроенный против Гитлера и нацистов. Именно он начертил довольно точные планы полигона и помог раздобыть некоторые чертежи самолетов-снарядов и ракет. Через четыре месяца после начала операции бывший капитан польской армии Ян Новак под видом немецкого железнодорожника проник в Гдыньский порт, везя с собой микрофильмы, где были засняты планы и чертежи. В порту польские докеры спрятали разведчика в угольном бункере направлявшегося в Швецию парохода, и в Стокгольме Новак благополучно передал все материалы англичанам.

Поздно вечером 17 августа 1943 года немцы узнали о концентрации крупных сил английской бомбардировочной авиации над Балтийским морем. Их приближение заставило предположить, что англичане решили провести массированный налет на Берлин, и потому ПВО Берлина была поднята по тревоге. Но над островом Рюген английские самолеты, вместо того чтобы повернуть на юг в направлении Берлина, изменили курс на юго-восток. Этой ночью Пенемюнде подверглось налету 597 тяжелых бомбардировщиков, сбросивших 1593 т фугасных и 281 т зажигательных бомб. В результате было уничтожено или разрушено 50 из 80 зданий, где размещались конструкторские бюро и научно- исследовательские отделы, на 50% разрушена экспериментальная лаборатория, выведены из строя электростанции и завод жидкого кислорода.

В августе 1943 года, после налета английских бомбардировщиков на Пенемюнде, возникли проблемы контрольных пусков ФАУ-2 и обучения солдат обращению с ними. Выбор места для учебного ракетного полигона был поручен Г.Гиммлеру. Выбор пал на польский артиллерийский полигон около Близны, в 30 км к югу от Милека (Краковское воеводство). В качестве района мишеней было решено использовать Пинские болота, расположенные в 320 км к северо-востоку от Близны (Лей В. Ракеты и полеты в космос. Пер. с англ. — М., 1961, с. 178). Наблюдение за падением ракет осуществлялось с пункта, в который ракеты наводились: при этом предполагалось, что, согласно закону рассеивания, ракеты будут падать достаточно близко от этого пункта, но не попадут в него. Обычно они падали на расстоянии 1,6—5,0 км от наблюдательного пункта.

Командир партизанского отряда АК Ежи Хмелевский (до войны также авиаспециалист) выслал в подозрительные районы поисковые группы и создал на местах густую сеть наблюдателей, перед которыми была поставлена задача: любыми усилиями собрать как можно больше остатков взорвавшихся ракет до того, как места падения успеют оцепить немцы. Этот приказ, потребовавший адских трудов, был успешно выполнен: несмотря на строжайший дорожный контроль, обломки ракет увозили в Варшаву, где их тщательно изучали в подпольной лаборатории, а о результатах регулярно сообщали по радио в Лондон. А из Лондона все настойчивее требовали совершить вовсе уж невозможное: прислать ракету целиком...

Однако не зря говорится — смелым Бог владеет...

В один из дней апреля 1944 г. погода выдалась исключительно пасмурной, шел дождь, над болотами стояли туманы, и очередная ракета не взорвалась, а немецкие поисковые группы из-за плохой видимости не сразу определили место падения и опоздали...

Зато не оплошали поляки. Ракету моментально разобрали на составные части, их вывезли и укрыли в окрестных деревнях, а весивший полтонны двигатель спрятали неподалеку. Через два дня гитлеровцы прекратили поиски, решив, что ракета утонула в болотах.

Вскоре после этого гестаповцам удалось арестовать инженера Коцьяна, выданного провокатором (правда, по другому делу). Однако это уже не могло помешать операции «Мост» — отправке разобранной ракеты на самолете в Англию.

Неподалеку от древнего города Тарнува, примерно в 250 км южнее Варшавы, в лесу был тайно оборудован аэродром, окруженный четырьмя сотнями партизан командира Влодзидемежа Гедымина. Правда, в случае серьезного боя шансов у поляков практически не было, буквально в двух километрах от посадочной полосы располагались четыре тысячи эсесовцев. Оставалось полагаться на ювелирный расчет и удачу...

25 июля 1944 г. с аэродрома на занятом союзниками юге Италии взлетел самолет. К тому времени из Варшавы в лес уже доставили важнейшие детали трофейной ФАУ-2, в том числе двигатель и «мозг» — двадцатикилограммовое радиотехническое пилотирующее устройство. Самолет приземлился, буквально за пять минут был загружен... но взлететь не смог. В тот день с утра до темноты шел дождь, и импровизированная взлетная полоса размокла.

Нервы у англичан сдали, пилоты решили уничтожить машину и уйти с партизанами, уже начали обливать самолет бензином. Однако бойцы Гедымина сделали невозможное: за какой-то час срезали с полосы верхний слой мокрого дерна и выстелили множеством нарубленных веток.

На сей раз самолет благополучно взлетел и до рассвета успел вернуться на базу, пролетев 1500 км над занятой немцами территорией. Детали ракеты благополучно доставили в Лондон окружным путем — через Италию, Северную Африку и Гибралтар. Операция «Мост» была успешно завершена.

ФАУ-1



ФАУ-1 (нем. V-1), крылатая ракета (ранее наз. самолетом-снарядом), применявшаяся фаш. Германией в кон. 2 мир. войны. Двигатель — пульсирующий возд.- реактивный, система управления самолетом — автономная. Старт. масса 2,2 т, масса ВВ 700 кг, дл. 7,6 м, размах крыльев 5,3 м, скорость полета до 600 км/ч, дальность полета до 370 км. Запускалась с помощью катапульты (иногда с самолета-носителя). Первый боевой пуск состоялся 13.6.1944.

Военный энциклопедический словарь. — М.: Военное издательство, 1984.

>

Необходимо отметить, что зенитная группа самолетов-снарядов ФАУ-1 Вахтеля, передислоцированная из Франции в Голландию и Германию, применялась в основном по континентальным целям (Антверпен, Брюссель и Льеж).

ФАУ-2

ФАУ-2 (нем. V-2, A-4), одноступенчатая баллистич. ракета с ЖРД и автом. управлением на активном участке траектории, применявшаяся фаш. Германией в кон. 2 мир. войны. Старт. масса ок. 13 т, масса ВВ 800 кг, дл. 14 м, макс. диаметр корпуса 1,65 м, скорость полета в конце активного участка траектории 1700 м/с, дальность полета до 320 км. Первый боевой пуск состоялся 8.9.1944.

Военный энциклопедический словарь. — М.: Военное издательство, 1984.

В мае 1943 г. комиссия прибыла в Пенемюнде. Она должна была присутствовать при пусках ФАУ-2. Среди членов комиссии были министр вооружения и боеприпасов Шпеер, фельдмаршал Мильх, гросс-адмирал Дениц, главнокомандующий резервами генерал Фромм, а также специалисты из министерства вооружения и представители верховного командования вермахта. На раскинувшейся посреди соснового леса поляне возвышалось конусообразное сооружение высотой с четырехэтажный дом. Воздух был насыщен спиртовыми парами — верный признак того, что баки с горючим заполнены. Послышался постепенно нарастающий, похожий на рев огромного дикого зверя гул. Ракета медленно оторвалась от опоры, на какую-то долю секунды застыла в воздухе, словно опираясь на тянувшийся за ней огненный шлейф, а затем мгновенно скрылась в низко нависших над землей облаках. Лицо конструктора фон Брауна сияло от счастья, он по-прежнему от души радовался удачному взлету ракеты. Затем поднялась в воздух и другая. Это был успех.

Ракетный снаряд был внушительным техническим достижением. Тяга обеспечивалась в результате сжигания в камере сгорания спирта и жидкого кислорода, причем около четырех тонн спирта и пяти тонн жидкого кислорода сгорали примерно за одну минуту. Для подачи в камеру необходимого количества горючего требовался специальный насос мощностью около тысячи лошадиных сил. Насос в свою очередь приводился в движение турбиной, работавшей на перекиси водорода. Движение ракеты регулировалось гироскопами или радиосигналами, действовавшими на большие графитные лопасти, установленные позади камеры; отклоняя струю выхлопных газов, они, таким образом, изменяли направление движения ракетного снаряда. Вначале снаряд шел вертикально вверх на расстояние примерно 11 километров, затем автоматические приборы переводили его на подъем под углом около 45 градусов, причем скорость его непрерывно нарастала. Когда скорость оказывалась достаточной для заданного расстояния, автоматические приборы прекращали подачу горючего, и снаряд летел по гигантской параболе, достигая высоты приблизительно 90 километров и падая примерно в 300 километрах от места запуска. Его максимальная скорость составляла около 7400 километров в час, и весь полет занимал не более трех-четырех минут.

Комиссия определила недостатки и достоинства ракеты. Ракета ФАУ-2 не требовала больших сооружений на земле, могла быть запущена в любом направлении с несложной стартовой позиции, являлась неуязвимым для средств ПВО оружием и практически исключала возможность предупреждения. Она имела примерно такое же рассеивание, как и ФАУ-1, и боевой заряд такой же мощности, однако за счет высокой скорости в момент удара действие ее было сильнее. Стартовые позиции ФАУ-2 хорошо маскировались, и нанести по ним удар можно было только в момент подготовки ракеты к пуску. Смена позиций могла производиться в любой момент и не требовала длительной подготовки. К недостаткам ФАУ-2 комиссия отнесла высокую стоимость ракеты (составляла 300 тыс. марок) и ее оборудования и трудности производства и хранения компонентов топлива, что резко ограничивало боевое применение ракет. Комиссия отметила также сложность оборудования ракеты и ее обслуживания, недостаточную надежность системы управления.

8 сентября 1944 года в 18.40 в юго-западном районе Лондона Чизвик раздался оглушительный взрыв, а спустя несколько секунд послышался звук летящего в воздухе тяжелого предмета. (При падении на землю ракета имела сверхзвуковую скорость, поэтому сильный гул, создаваемый ею при полете в нижних слоях атмосферы, можно было услышать только после взрыва ракеты.) На город упала первая немецкая ракета ФАУ-2, убив троих и тяжело ранив еще около десяти человек. Через 16 секунд после первой недалеко от Эппинга упала другая ракета, разрушив несколько деревянных домов, но не вызвав никаких жертв.

В общей сложности в сентябре активные действия подразделений ФАУ-2 силами 2—3 батарей продолжались всего 10 дней (8—18 сентября). За этот период было осуществлено 34 пуска ФАУ-2 (все на Лондон), 16 из них разорвались в черте Лондона, 9 — в различных районах Англии и 2 упали в море. Системой ПВО Англии было отмечено 27 ракет. Следовательно, цель поразили только 47% предназначенных для Лондона ракет. При этом количество жертв и ущерб, причиненный ракетами, были небольшими. (Каждая ракета в среднем разрушала 2—3 здания и поражала 6—9 человек.)

К этому времени стало известно местонахождение главного завода по сборке ракет. Он располагался в Нидерзаксверфене, близ Нордхаузена (в горах Гарца), и был трудноуязвим с воздуха, т.к. размещался в двух параллельных подземных туннелях, построенных в старых гипсовых карьерах. Единственными бомбами, которые, возможно, могли причинить некоторые разрушения этим туннелям, были бронебойные бомбы «Толлбой», но таких бомб было очень мало, и их берегли для атаки линейного корабля «Тирпиц».

В начале октября пуски ФАУ-2 велись из районов Гааги и Ставерена (северное побережье залива Зейдер-Зее) по Лондону, городам восточной Англии и Бельгии. Однако 12 октября Гитлер приказал сосредоточить удары баллистических ракет только по Лондону и Антверпену — главной базе снабжения американо-английских войск.

Группа «Север» и 444-я отдельная батарея были сосредоточены в предместье Гааги — Гаагише- Бош, откуда до 27 марта 1945 г. производили пуски ФАУ-2 по британской столице, а также по Антверпену (впоследствии по Брюсселю и Льежу).

В период с сентября 1944-го по март 1945 г. в боевые ракетные подразделения было направлено около 5,8 тыс. ФАУ-2. Однако почти 1,5 тыс. из них не дошли до стартовых столов из-за различных технических неисправностей и действий авиации союзников. За это время было осуществлено примерно 4,3 тыс. боевых пусков по городам Англии и Бельгии. Однако удары баллистических ракет не дали ожидаемого эффекта и не оправдали возлагавшихся на них надежд. Так, за 7 месяцев по Англии было осуществлено 1402 пуска ФАУ-2. При этом вплоть до марта 1945 г. ежемесячное количество ФАУ-2, падавших на территорию Англии (и на Лондон в частности), постепенно (хотя и с некоторыми колебаниями) возрастало, о чем свидетельствует табл. 3.

Как видно из табл. 3, из 1402 запущенных только 1054 ракеты, т.е. 75%, достигли Англии. Следовательно, несмотря на то, что с октября 1944 г. районы базирования ракетных подразделений стабилизировались, был приобретен опыт и определено ограниченное и неизменное количество целей, гитлеровцам не удалось достигнуть массирования ракетных ударов.

Стремясь найти наиболее эффективные средства борьбы с баллистическими ракетами, английское командование изучало возможности перехвата ФАУ-2 в полете. В декабре 1944 года командующий зенитной артиллерией генерал Пайл и его штаб предложили уничтожать ракеты при их приближении к земле путем постановки завесы из зенитных снарядов. Этот проект в январе 1945 г. рассматривался комитетом «Кроссбоу», но был отвергнут как нереальный. (По расчетам специалистов, для поражения одной ракеты требовалось 320 тыс. зенитных снарядов.) В этот же период в качестве средства борьбы с ФАУ-2 рассматривался и проект противоракеты. Американская фирма «Дженерал электрик» предложила разработать проект антиракеты «Тампер» МХ-795, предназначенной для перехвата ФАУ-2. Однако она должна была обладать вдвое большей скоростью, что было неосуществимой задачей для техники того времени. Кроме того, ввиду малого времени полета ФАУ-2 до цели необходимо было за считанные секунды произвести все расчеты для определения траектории ракеты и точки встречи с ней. Это тоже было не под силу технике тех лет.

«Порт Свинемюнде и остров Узедом вместе с Пенемюнде, — пишет известный американский популяризатор ракетного дела В.Лей, — были заняты 5 мая 1945 года войсками советского II Белорусского фронта под командованием маршала Рокоссовского. Само Пенемюнде было взято штурмом подразделениями майора Анатолия Вавилова, на которого была возложена ответственность за сохранность оставшегося оборудования. Немецкие конструкторы и проектировщики эвакуировались в Баварию еще до прихода русских и провели там несколько тревожных недель. Ходили слухи, что «СС» или «СА» было приказано уничтожать их, если появится угроза пленения их союзниками. Эти слухи, возможно, были вполне обоснованными, но в это время даже в аппарате тайной полиции царила растерянность. Наконец, когда стало ясно, что все окружающие районы заняты американскими войсками, младший брат Вернера фон Брауна Магнус был послан отыскать кого-либо из американцев, кому персонал исследовательского ракетного центра мог сдаться официально».

Одновременно американские войска захватили подземный ракетный завод, расположенный близ Нидерзаксверфена, на территории, которая по соглашению должна была стать русской зоной оккупации. Разумеется, переместить подземный завод было невозможно, однако к тому времени, когда союзные офицеры приступили к исполнению необходимых формальностей, связанных с передачей завода русским, около 300 товарных вагонов, груженных оборудованием и деталями ракет ФАУ-2, находились уже на пути в Западное полушарие. Американцы позаботились и о том, чтобы заполучить себе немецких научных сотрудников, для чего была проведена операция «Пейпер-клипс», только очень немногим специалистам в области ракет удалось остаться в Германии.

Пенемюнде как исследовательская станция прекратило свою деятельность в 1945 году, но ракеты, ревевшие когда-то над тихой рекой Пене, продолжали реветь в другом месте — над водами Рио-Гранде.

Немецкие крылатые и баллистические ракеты явились эффективным средством отвлечения крупных сил авиации союзников, причем в такой период, когда перед ней стояли важные задачи по подготовке и обеспечению операции «Оверлорд» и дальнейших действий союзников после открытия второго фронта. Англо-американская авиация в борьбе с ракетным оружием противника совершила около 70 тыс. самолето-вылетов и сбросила на объекты, связанные с ракетами, свыше 120 тыс. т бомб. Потери ВВС союзников составили около 500 боевых самолетов и 3 тыс. летчиков. При этом ракетная промышленность и части ракетного оружия немцев не понесли существенных потерь.

При нанесении ударов по английским городам, несмотря на то, что достигли цели менее половины всех запущенных ракет, урон, причиненный ими, был ощутимым, если принять во внимание общие масштабы английских потерь в годы войны. Налеты ФАУ-1 летом 1944 г. причинили ущерб на сумму 47,6 млн. фунтов стерлингов, что в четыре раза превышало расходы на производство и применение немцами крылатых ракет. Людские потери от немецких ракет составили свыше 33 тыс. человек, что составляет около 23% всех потерь Англии от бомбардировок за всю войну. Было разрушено большое количество зданий. Велик был и морально-психологический эффект. В наиболее интенсивный период ракетных ударов по Англии из Лондона было эвакуировано 1450 тыс. жителей, производительность труда упала на 17%.

«Около 200 ракетных снарядов в месяц предназначалось для Лондона, — писал У.Черчилль в книге «Вторая мировая война», — большая часть остальных — для Антверпена и еще несколько — для других объектов на континенте. Немецкие данные показывают, что до конца войны на Антверпен было выпущено 8696 самолетов-снарядов и 1610 ракетных снарядов. Из них 5960 упали в пределах 8 миль от центра города и убили 3470 бельгийских граждан и 682 союзных военнослужащих. Кроме того, 3141 самолет-снаряд был выпущен на Льеж и 151 ракетный снаряд — на Брюссель».

Следует подчеркнуть, что борьба с баллистическими ракетами до сих пор для многих стран является важнейшей проблемой, на решение которой направлены значительные усилия научно- технической мысли.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно