ЭКЗАМЕНЫ — НЕ ВОЙНА, С НИХ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

21 мая, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 21 мая-28 мая

Весной, когда начинается расцвет природы, для наших детей наступает период напряженной работы — сдача экзаменов переводных и вступительных...

Весной, когда начинается расцвет природы, для наших детей наступает период напряженной работы — сдача экзаменов переводных и вступительных. Это всегда сопряжено со стрессом, повышенными нервными нагрузками и часто приводит к ухудшению здоровья. Напряжение во время подготовки и сдачи экзамена можно сравнить с работой на пределе физических возможностей. Как защитная реакция, стресс стимулирует, помогает сконцентрироваться здоровому ребенку, больного же, особенно страдающего нервными и психическими заболеваниями, приводит в ступор. Абсолютно здоровых детей сейчас не более 30%, а среди выпускников — менее 10%. В этот период повышается артериальное давление, обостряются хронические заболевания. На ЭКГ, записанной у молодых людей во время экзамена, часто регистрировались изменения по типу предынфарктного состояния.

Каждый ребенок живет в своем индивидуальном мире, у каждого свой темперамент, отношение к жизни и школе, которое зависит от отношений в семье, учителей к детям. Напряженный ритм жизни родителей, старающихся обеспечить материальное будущее своих детей, часто не оставляет времени для общения с детьми, откровенных разговоров, помощи в подготовке уроков. В этой ситуации ребенок, казалось бы, всем обеспеченный, остается один на один со своими проблемами. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях (которых сейчас достаточно много), страдают от отсутствия внимания и заботы одного из родителей, что также неблагоприятно сказывается на их психологическом состоянии.

Учителю, к сожалению, часто легче запугать ребенка плохой отметкой, унизить в присутствии одноклассников или назначить дополнительные (не бесплатные) занятия, ставя в прямую зависимость от посещения этих занятий текущую и экзаменационную оценку, чем терпеливо объяснить непонятый материал. Это приводит к снижению самооценки у ребенка со слабо развитой психикой. Психологи утверждают, что тревожность у подростков сегодня выше, чем была 30 лет назад у их сверстников.

В выпускном классе сын моей подруги отказался от дополнительных занятий по некоторым предметам, совершенно обоснованно считая, что у него достаточно знаний для сдачи экзаменов без их посещения. В отместку классный руководитель создал ситуацию конфронтации остальных учеников в классе по отношению к нему. Это чуть не привело к нервному срыву мальчика. И только помощь родителей, которые не оставили его один на один с этой проблемой, помогла ему успешно сдать экзамены и поступить в вуз.

Мой сын с детства любил математику, с удовольствием учился в начальной школе. Перед сном, когда я хотела почитать ему очередную книгу, он просил придумать для него математическую задачу (чем ставил в тупик маму, которая с математикой всю жизнь не в ладах). В старшей школе его определили в математический класс. И что же — теперь он, мягко говоря, не любит математику, потому что учительница, владея материалом, не может спокойно объяснить его детям, часто кричит и унижает учеников. И вообще, наблюдаю прямую зависимость увлеченности предметом от личности учителя.

Часто во время выпускных экзаменов дети переживают не из-за плохих знаний, а из-за отсутствия информации о том, как будет проходить экзамен, кто будет на нем присутствовать, о методах психологической подготовки. Что же делать родителям, ученикам и учителям, чтобы минимизировать негативное влияние стресса, связанного с экзаменом? Прежде всего настроить себя на то, что экзамены — это неизбежный период в жизни. Полезно правильно распределить время для занятий, отдыха, прогулок на свежем воздухе. Ребенку до 16 лет заниматься нужно с 10-минутными перерывами, через каждые 40 минут старше 16 лет — полтора часа и 15-минутный перерыв. После 4—5 часов занятий в таком режиме полезен перерыв на полтора-два часа. Не забывайте о том, что чередование физической и умственной деятельности благоприятно сказывается на последней. Закончить занятия полезно за два часа до сна. Считается, что материал, выученный в ночь перед экзаменом, запоминается лучше всего, однако воспроизвести его вы сможете только через 10—12 часов, поэтому ночью учиться лучше за сутки-двое перед экзаменом. Начинать повторение надо с тех вопросов, которые кажутся неинтересными или были самыми трудными. Во время изучения материала полезно записывать или выделять важные фрагменты и узловые понятия. Накануне экзамена еще раз просмотрите свои записи, отдельно повторите материал, в знании которого вы не уверены. Перед экзаменом нужно хорошо выспаться и не возобновлять с утра «зубрежку». Исследования психологов показали, что в этом случае в памяти остается только материал, прочитанный утром, все остальное благополучно забывается.

Вопросы питания и психологической поддержки ложатся на плечи родителей. Повторю всем знакомые советы: во время экзаменов в рацион подростка полезно включать продукты, богатые магнием, калием, селеном, фосфором, витаминами А, В, Е, которые обладают антистрессовой активностью. Они содержатся в молоке, бананах, орехах, изюме, салате, морепродуктах, селена много в мясе. Можно позволить больше шоколада, так как помимо глюкозы, необходимой для питания мозга, он способствует общему повышению настроения и снижает негативное влияние стресса на организм. Полезно пить больше воды или соков. Крепкий чай или кофе в качестве стимуляторов нервной системы не рекомендуется.

Что же касается психологического состояния, говорит Ирина Анатольевна Выгонская — психолог Центра детской и семейной психологии журнала «Мир семьи», то давать общие рекомендации достаточно сложно, ведь каждый ребенок — индивидуальность. Прежде всего важен позитивный настрой в семье на удачный исход экзаменов. Тревожность матери передается школьнику — он начинает сомневаться в своих силах, нервничать. Даже если мать внешне выглядит спокойно, ребенок чувствует ее внутреннее переживание. Поэтому нужно спокойно и откровенно обсуждать с детьми вопросы подготовки к экзаменам, выяснить, какие могут возникнуть проблемы, причину страхов (если они присутствуют) и неуверенности в себе. Совместными усилиями решить, что можно сделать за оставшееся время для решения проблем — либо дополнительные занятия, если ребенок плохо знает материал, возможно — помощь психолога для ребенка, неуверенного в своих силах, со сниженной самооценкой. Нужно постараться создать атмосферу полного взаимного доверия, а также объяснить, что даже в случае плохого результата трагедии не случится и родители всегда поддержат.

Американские психологи провели эксперимент. В течение недели перед экзаменом мама мысленно или вслух произносила многократно фразы «все будет хорошо», «мой ребенок отлично сдает экзамены» и т.д. В результате — дети этой группы имели стопроцентно положительный результат сдачи экзаменов, в отличие от контрольной группы. Мамы — делайте выводы.

Однако главное, на мой взгляд, это сотрудничество всех участников процесса — учителей, родителей и детей. Только в этом случае сложный период пройдет без осложнений. И ребенок сможет пойти в дальнейшую жизнь с уверенностью в собственных силах, твердо стоя на ногах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно