ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ТУРИЗМ — ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ОСВОЕНИЯ РЫНКА И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

22 января, 1999, 00:00 Распечатать

Венгрию с ее 10-миллионным населением ежегодно посещают около 40 миллионов иностранцев, половина из низ - туристы...

Венгрию с ее 10-миллионным населением ежегодно посещают около 40 миллионов иностранцев, половина из низ - туристы. В то время, как в Украине лишь разворачивается процесс формирования рынка традиционного туризма, в Венгрии туристическая отрасль, осваивая новые сферы, вступает в высший этап развития. Согласно концепции развития иностранного туризма на предстоящие 10 лет, разработанной министерством экономики Венгрии, базой его роста и результативности в предстоящие годы станет эксклюзивный туризм. Смещение акцента объясняется не столько истощением возможностей традиционных форм туризма - здесь еще есть немалые резервы, сколько необходимостью повышения конкурентоспособности в период присоединения Венгрии к Европейскому союзу, где сформированы иные условия, действуют свои законы.

Венгрия для определенной части иностранных туристов ассоциируется с такими понятиями национальной принадлежности, как «Балатон», «всадник», «гуляш», «пуста», «чардаш». Безусловно, эксклюзивный туризм во многом связан с венгерскими народными традициями. Но, опираясь на нынешние реалии, он прежде всего учитывает интересы потребителей.

Балатон знакомый и незнакомый

«Венгерское море», как называют крупнейшее в Центральной Европе озеро, дает государственному бюджету ежегодно не менее 140 млн. долларов США налоговых поступлений. Это притом, что поток иностранных туристов в последние годы несколько снизился и, по мнению специалистов, львиную долю прибыли упрятывает «теневая экономика». Организацией досуга и обслуживанием отдыхающих, кроме множества малых и средних предприятий, занимаются три крупные туристические фирмы. Скажем, АО «Шийотур» (16 кемпингов, 5 баз отдыха, 8 приемников, 2 гостиницы) может одновременно разместить 17 тыс. гостей и еще 4-5 тыс. - в арендуемых помещениях. Его оригинальный

45-гектарный историко-этнографический туристический и культурный центр в Сантовпусте, удостоенный премии «Европа Ностра», ежегодно посещают более 150 тыс. человек. В целом же нагревающаяся летом до 28 градусов темно-зеленая гладь Балатона притягивает в сезон более 10 млн. отдыхающих венгров и зарубежных туристов.

Венгрия, как зеницу ока, бережет это чудо природы, служащее важным источником доходов страны. Разработанная на основе био- и гидромониторинга водозащитная система озера - одна из совершеннейших в мире. Ее цель - минимизация отрицательных воздействий на экологию, возрождение, самоочищение озера и его бассейна и вместе с тем развитие ориентированного на охрану природы массового и специализированного туризма.

Составной частью этой системы является Малый Балатон с его богатейшим миром растений, диких животных и птиц. Это - единственный такого рода в Европе уголок природы, который, с одной стороны, подпитывает чистой водой Балатон, с другой - формируется как самостоятельный туристический центр для любителей природы, ученых-экологов, других специализированных групп. Под программу по гармонизации природных условий Балатона и его окрестностей с 1996 года вкладывается инвестиций на сумму 5 млн. форинтов (один доллар = 215 форинтов) в год. Вложенный капитал обещает оправдать себя не только облагораживанием природной среды. По подсчетам специалистов, доходы от балатонского туризма возрастут с пяти до десяти процентов валового внутреннего продукта Венгрии.

Охотничий туризм

«Второе дыхание» в Венгрии получает некогда популярный в стране охотничий туризм. В 1997 году выручка от него составила 8,7 млн. форинтов, 70% которой получено за счет иностранных любителей охоты, оказанных им услуг, проданной дичи. (Один пример: в прошлом году Венгрией лишь на рынках Италии и Франции продано 40 тыс. зайцев.) В стране насчитывается 1200 приспособленных для охоты угодий, находящихся в ведении почти 150 специализированных предприятий. Иностранцев привлекает сюда не только высокий уровень услуг.

Венгерская порода рогатой дичи - косуль, оленей, ланей - одна из лучших в мире. Не случайно рога, добытые в Венгрии, котируются наряду с болгарскими, румынскими, югославскими трофеями. Притягивает и возможность отстрела большого количества дичи, а также относительно невысокие цены. За уложенного выстрелом оленя с 5-6-килограммовыми рогами положено уплатить 2000, отстрел косули с

300-граммовым трофеем - 500, убитого в загоне фазана - 18-20 немецких марок. Но встречается и дичь с рогами стоимостью выше миллиона форинтов.

Ежегодно Венгрию посещает более 20 тыс. охотников-иностранцев. Большинство из них приезжает из немецкоязычных стран, а также из Италии. В последнее время интерес проявляют также специализированные группы из стран Бенилюкса, Испании, Франции.

Сельский туризм

«Если вам осточертели смог, толкотня, достижения цивилизации, домашняя толчея, пение запертых в клетки птиц - бегите подальше от обыденной обстановки, будничных забот. Вдохните свободы! Вместе с семьей, друзьями, совершив замечательное путешествие, ознакомьтесь с миром природы! Не обязательно ходить далеко, совсем близко вы сможете окунуться в сельскую жизнь, познать традиции, наше культурное наследие и, не в последнюю очередь, гостеприимство людей провинции». Такими поощрительными словами обращается к читателю, приобщая его к сельскому туризму, одно из изданий «Всевенгерского союза сельского туризма» (ВССТ). В межвоенный период венгерский сельский туризм достиг очень высокого уровня. Но после 1945 года он полностью умер, так же, как и в странах Западной Европы. На Западе - в основном в Австрии и Германии - с 60-х годов он начал оживать вследствие перепроизводства сельскохозяйственной продукции. Как своеобразную компенсацию за потерянные в связи с этим доходы, крестьяне получили государственную поддержку для развития сельского туризма. В Венгрии же побудительными мотивами возрождения этого вида туристической отрасли стало бурное жилищное строительство на селе, развернутое в 70-80-е годы. Современные, больших размеров семейные дома проектировались в расчете на совместное проживание нескольких поколений. Но во многих случаях - то ли дети уехали жить в город, то ли родители умерли раньше - колоссальное количество жилых помещений, усадьб оказалось неиспользованным. Здравый смысл подсказал выход - развернуть на базе полупустующих домов и усадеб сеть сельского туризма. Ключевой фигурой в его возрождении следует считать бургомистра одного из сел, ныне председателя ВССТ Антала Берчек, который в 1990 году посредством развития туризма вдохнул новую жизнь в село, насчитывающее 1280 человек. Сейчас ВССТ объединяет более 90 региональных организаций. Они в нескольких тысячах сел могут предоставить гостям до 30 тысяч мест. Выбор - широчайший. Цены же на проживание намного дешевле гостиничных: от 600 до 1500 форинтов в сутки за человека. Качество жилья и услуг квалифицируется по четырем основным категориям, обозначенным не «звездочками», а «подсолнечниками». Основой для классификации служат гостиничные критерии, но принимаются во внимание и другие факторы. Такие, например, как: есть ли возле каждой комнаты ванная, туалет, а в доме - старинная мебель, утварь; может ли гость разместить здесь собаку; насколько далеко от дома находятся авто- и железнодорожная станции или остановка автобуса, поезда; близко ли магазин и прочее. Некоторые ностальгирующие туристы ищут, скажем, усадьбу, где колодец с «журавлем», домашние животные. По желанию гость может жить вместе с хозяевами, принимать участие в сельскохозяйственных работах, уходе за животными.

Организация сельского туризма регулируется некоторыми законодательными нормами. Согласно введенной в 1998 году поправке к закону, налогом не облагается получаемая в этой отрасли прибыль до 400 тыс. форинтов. Одно из распоряжений правительства разграничивает понятия «сельский туризм» и «платное гостиничное обслуживание». Согласно его предписаниям, объект сельского туризма может состоять максимум из пяти комнат и десяти мест, не должен находиться на территории городов и особых зон отдыха. По оценке специалистов, сельским туризмом увлекаются в основном представители младшего и старшего поколений. А зря! Ведь его возможности адаптации к требованиям клиента неограничены и в полной мере могут удовлетворить интересы самого взыскательного гостя.

Наедине с природой - все так просто!

«Термыйсетяровк» - «ходоки в природу» - так дословно зовут в Венгрии тех, кто свой отпуск или выходные посвящает загородным экскурсиям и путешествиям. Они - эти ходоки - очень близки по духу и привязанностям к нашим «зеленым туристам». «Союз венгерских ходоков в природу», куда входят также скалолазы, любители лыжного и велосипедного катания, морского и речного плавания, насчитывает почти 50 тыс. членов, объединенных в 600 первичных ячейках. Он организовывает и такие зарубежные путешествия, которые не предлагаются традиционными туристическими бюро. Основное условие - чтобы формы отдыха предусматривали движение, увлекательные приключения.

После распада пионерских и комсомольских организаций «Союз венгерских ходоков в природу» проводит всевенгерские встречи любителей природы. Их участников, независимо от того, красные ли, голубые или коричневые галстуки они носят, объединяет единственная цель - чтобы все чувствовали себя хорошо. В составе союза функционирует и объединение врачей, педагогов, но встречаются также известные банкиры, словом, - пестрая палитра любителей природы. В союзе нашли свое место многие одинокие, покинутые, даже падшие люди - те, которым нужна поддержка и которые могут приобрести здесь друзей, установить дружеские связи, найти утешение, радость в единении с природой. Основной принцип ходоков в природу - «Перебороть, превзойти себя!» Венгерский писатель Жигмонд Моринц писал: «Идите в природу, узнайте друг друга там, где человек становится откровенным». Все так просто.

«На коня!» -

конек венгров

Венгры - прирожденные всадники. На конях их далекие предки, преодолев несколько тысяч километров, приехали из Азии в придунайскую низменность, где обрели свою родину. Примечательно, что конный туризм начал развиваться спонтанно за счет частной инициативы и, как отрасль, начинает формироваться лишь сейчас. Весной 1998 года создан «Венгерский союз конного туризма» (ВСКТ), затем - «Национальное общество конного маркетинга». В развитие конного туризма уже вложено около 20 млрд. форинтов инвестиций - в основном частного капитала. Учитывая исторические традиции, благоприятные климатические и грунтовые условия для коневодства и конного спорта, перспективность коневодческого туризма, государство начало осуществлять акцентированную поддержку новой отрасли. Пятилетний план развития, утвержденный Государственным комитетом по иностранному туризму, предусматривает выделение для ее укрепления 800 млн. форинтов.

Численность поголовья лошадей в стране уже достигла 90 тыс. и продолжает расти. По утверждению председателя ВСКТ Готхарда Мауса, ежегодно 60 тыс. иностранцев посещают венгерские школы верховой езды, клубы коневодства, ипподромы. В 366 венгерских клубах коневодства туризмом занимаются более 200 организаторов. Сеть объектов конного туризма, три четверти которых обеспечивает своих гостей и ночлегом, обслуживает почти 3 тыс. человек. Пока что прибыльность отрасли из-за низкого коэффициента использования мест (около 20%) невелика, но уже в 1998 году выручка за счет размещения гостей и конноспортивного обслуживания составила около 3,6 млрд. форинтов. Путешествие верхом на коне по романтической пусте (венгерской степи), охота на конях, прогулки в каретах, конные представления и аттракционы, фольклорно-игровые программы, конноспортивные праздники - все это оставляет незабываемые впечатления у туристов. Новшеством венгерского конного туризма стало использование т. н. терапевтической езды. Уже 20 пансионов специализируется на этой специфической форме лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вне всякого сомнения, за конным туризмом в Венгрии, где верховой ездой увлекаются 40 тыс. наездников, большое будущее.

Конференционный туризм

Венгрия по количеству проведения международных конференций входит в мировую двадцатку, что считается очень высоким показателем. Ежегодно, в основном в Будапеште, организовывается более 200 конференций (всего в мире 9 тыс., из них половина - в Европе). Специалисты к конференционному туризму причисляют различного рода профессиональные встречи, крупные политические, деловые совещания и т.н. incentive-путешествия. К последним, как правило, относят групповые туры, которыми поощряются в порядке стимулирования отличившиеся работники производства. Интерес к Венгрии как стране, где имеет смысл проводить международные конференции, повысился вследствие рыночных отношений, сложившихся в ресторанно-гостиничном комплексе, частный капитал которого развил необходимую для этого инфраструктуру. В столице Венгрии еще в 80-е годы построен Будапештский центр конгрессов, сформировано 28, а в провинции - 17 объектов, пригодных для проведения международных совещаний, симпозиумов и другого рода международных встреч. В текущем году планируется строительство 26 конференц-центров, на что будет израсходовано около 1,1 млрд. форинтов, 15% из которых берет на себя государство.

Конференционный туризм - сверхприбыльное дело. Ведь один участник совещания ежедневно тратит, включая оказанные ему услуги, в среднем 245 долларов - в семь раз больше, чем обычный турист. В 1998 году лишь будапештские отели гостинично-ресторанного АО «Таверна» приняли почти 60 тыс. гостей (около 170 тыс. чел./ночей). Выручка составила более 3,2 млрд. форинтов. В целом же треть гостей пятизвездочных гостиниц столицы Венгрии составляют участники конференций и incentive-путешественники. Согласно данным Бюро венгерских конференций, ежегодная выручка от этого вида туризма превышает 170 млн. долларов - около 8% общего объема выручки, полученной от всевенгерского туризма. Признанием заслуг Будапешта стало присуждение ему в 1998 году премии Global Achievement Award, вручаемой самому популярному из организаторов конференций городу мира.

Концепция иностранного туризма

Перспектива развития иностранного туризма, где приоритет получил эксклюзивный туризм, определена в концепции на 2000 - 2009 годы, разработанной министерством экономики Венгрии. На расширение базы эксклюзивного туризма ежегодно предусматривается использовать 250 млн. форинтов. Всего же в эту отрасль предусматривается вложить 10 млрд. форинтов капиталовложений. Основные источники финансирования - общегосударственный и местный бюджеты, средства программы Европейского союза «PHARE», а также инвесторов. Сервис, стимулированный кредитами, будет развиваться на рыночных основах. Концепцией предусмотрено повышение эффективности отрасли не за счет наращивания массового туризма, а путем лучшего использования имеющегося потенциала, повышения качества и расширения услуг. Большие возможности, в частности, кроются в транзитном туризме (Венгрия граничит с семью странами). Притягательной силой считаются богатая и своеобразная венгерская культура, естественные богатства - Балатон, Хортобадь и другие национальные парки, лечебные, термальные воды, а также родственные связи. Ведь за пределами страны живет около 5 млн. венгров - треть всех венгров! Как предполагают составители концепции, 1999 год станет периодом конкретизации ее основных положений, а с 2000-го - ее поэтапной реализации.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно