Два борца за независимость

Поделиться
История человечества знает множество мифов и легенд, связанных с независимостью государств и народов...

История человечества знает множество мифов и легенд, связанных с независимостью государств и народов. Некоторые из них стали составной частью массовой культуры и большинством воспринимаются как абсолютная истина.

Вильгельм Телль, один из символов Швейцарии, олицетворяет ее мужество, силу и стремление к свободе. Его история выглядит следующим образом: в 1307 году большей частью будущей Швейцарии правили монархи из династии Габсбургов (их столицей была Вена). Один из наместников повесил на площади города шляпу австрийского герцога и отдал приказ, чтобы всякий проходящий кланялся шляпе. Телль отказался это сделать и был немедленно арестован. Однако ему была обещана свобода, если он выстрелом из арбалета собьет с головы своего сына яблоко. Телль преуспел в этом деле, но снова повздорил с австрийцем, заявив, что если бы попал в мальчика, то следующей стрелой убил бы наместника, и был отправлен в тюрьму. По дороге он бежал, что стало поводом для начала восстания, которое завершилось успехом, причем Телль был одним из лидеров восставших. Австрийцы были разбиты в 1315 году, и на политической карте Европы появилось новое государство — Швейцарская Конфедерация.

Вильгельм Телль, который ранее расквитался с жестоким наместником (естественно, он убил его выстрелом из арбалета), героически погиб в 1354 году, пытаясь спасти тонущего ребенка. В дальнейшем Вильгельм Телль стал героем литературных произ­ведений, их авторами были такие титаны, как Фридрих Шиллер и Макс Фриш. А пьеса Шиллера положена в основу сюжета оперы Джоаккино Россини.

Однако это, судя по всему, только легенда, красиво иллюстрирующая подлинную историю. Первые письменные упоминания о героическом швейцарском стрел­ке появились лишь через пол­тора века после появления Телля на авансцене событий и грешат многочисленными противоречиями (лишь историю с яблоком описывают, в целом, одинаково).

Современные историки (например, Фриц Матис и Жан-Фран­суа Берже) считают, что основой этой истории были древние германские саги, превратившиеся в сказки, персонажи которых были переименованы и помещены в условия, более подходящие для средневековых швейцарцев. Авторы рассказов о Виль­гельме Телле, скорее всего, успеш­но совместили старые мифы и новую реальность. В частности, Телль никак не мог быть стрелком из арбалета, потому что этот вид оружия впервые появился в Швейцарии лишь век спустя пос­ле описываемых событий. Сохранившиеся исторические хроники, которые описывают перипетии борьбы за независимость, также не упоминают Телля, называя совершенно иные причины начала восстания и приводя иные имена его руководителей.

Махатма Ганди (Мохандас Ганди) — идеолог движения ненасильственного сопротивления, которое в 1947 году позволило Индии получить независимость от Британской империи. Ганди стал одной из икон современного пацифизма, а день его рождения (2 октября) Генеральная Ас­самблея ООН провозгласила Международным днем ненасилия. Кроме того, он является одним из символов индийской государственности: не случайно этой страной долгое время управляли его родственники и потомки, он изображен на индий­ских банкнотах, день рождения Ганди является национальным праздником Индии, в стране также существует государственная премия его имени.

Однако реальный Ганди несколько отличался от своего стереотипного образа. Некоторые историки (например, Джанни Софри, автор книги «Ганди и Индия») утверждают, что, не будь его, Индия получила бы независимость намного раньше. В частности, Махатма не был организатором движения за независимость — он был лишь одним из его лидеров. Показательно, что его партия — Индийский Национальный Конгресс — была основана в 1885 году, когда будущему лидеру было всего 16 лет. Последователи Ганди были лишь небольшой частью значительно более мощного и активного движения. В Индии авторитет Ганди долгое время подвергался сомнению, поскольку в ряде случаев он был на стороне колонизаторов: например, отказывался проводить давно назначенные акции протеста в ситуациях, когда, по его мнению, это могло усугубить трудности колониальных властей. Ганди, который постоянно декларировал равенство всех религий под солнцем, тем не менее откровенно не доверял мусульманам, что ослабило движение за независимость и привело ко многим проблемам в будущем.

Более того, представление о том, что Ганди всегда и последовательно выступал против войн и насилия, также не соответствует действительности. Джоан Бондуран в книге «Завоевание насилием: философия конфликта в понимании Ганди» приводит следующие факты. Например, в 1899 году он поддержал Британ­с­кую империю, которая начала войну с бурами (белые обитатели современной ЮАР, в конце XIX столетия создавшие свои республики). Эту войну осуждали практически все гуманисты мира и многие государства, однако Ганди не просто поддержал ее, но и активно помогал британским войскам (участвовал в создании санитарного отряда). В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Ганди временно отказался от организации акций протеста и призвал поддержать военные усилия Великобритании, несмотря на свой пацифизм. Аналогичным образом он поступил в 1939 году, когда началась Вторая мировая война, призвав индусов вступать в британскую армию.

Washington ProFile

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме