«ДРУГИЕ» МАТЕРИ И «ДРУГИЕ» ДЕТИ

Поделиться
«Управление социальной защиты населения Киевской областной государственной администрации не им...

«Управление социальной защиты населения Киевской областной государственной администрации не имеет законных оснований предоставить помощь одинокой матери, поскольку она не является пенсионером или инвалидом (здесь и далее подчеркнуто автором)…»

(Из ответа №03-159
от 01.03.1999 г.
на коллективное обращение одиноких матерей г.Бровары)

В Украине женщины и мужчины имеют одинаковые права и обязанности, и по нашим законам различий между женщинами разного социального положения нет. Когда женщина остается с ребенком, общество воспринимает это как ее прямую обязанность.

Указом Президента Украины Л.Кучмы в 1996 году была принята Национальная программа «Дети Украины», главная цель которой — обеспечить права ребенка родиться здоровым, выжить и иметь условия для всестороннего развития, расти защищенным социально и психологически.

В 2001 году указом Президента действие этой программы продлено на период до 2005 года. Документ призван создать надлежащие условия для всестороннего полноценного развития детей, улучшения их положения и защиты прав.

Но мы, одинокие матери, получаем государственную помощь на ребенка в размере 11 грн. 80 коп. в месяц. Можно ли прокормить, одеть, купить необходимые лекарства заболевшему ребенку, оздоровить, заплатить за коммунальные услуги, оплатить необходимые школьные расходы, музыкальное образование и прочее за такую мизерную сумму? Задавшись целью разобраться в этом вопросе, мы обратились к первоисточникам.

В соответствии со ст.46 Конституции Украины, «…помощь, являющаяся основным источником существования, должна обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом». Ст. 53 ІІ раздела закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.1992 г. гласит: «Помощь на детей в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18 лет) предоставляется в размере 50% минимальной заработной платы на каждого ребенка, если среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи за предыдущий квартал не превышает трехкратного размера минимальной заработной платы».

В ст.59 (глава 8 раздел ІІ) этого же закона с изменениями и дополнениями читаем: «Помощь на детей одиноким матерям предоставляется в размере:

100 процентов минимальной заработной платы — одиноким матерям (вдовам, вдовцам) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бывших воспитанников детских домов (школ-интернатов), имеющих детей в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18 лет);

50 процентов минимальной заработной платы — одиноким матерям, имеющим детей в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18 лет)...»

Минимальная заработная плата сейчас 118 грн., и наши дети должны были бы получать в соответствии с законом от 21.11.92 года 59 грн. ежемесячно.

Но в п.4 постановления КМ Украины №14 от 12.01.2001 г. «О размерах государственной помощи семьям с детьми в 2001 году» читаем: «... одиноким матерям, которым назначена помощь на детей, в том числе одиноким матерям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей... — 20 процентов от размера минимальной заработной платы». То есть это составляет 23 грн. 60 коп. ежемесячно.

А в таблице размеров и видов государственной помощи на ребенка (которой пользуются в облуправлениях социальной защиты) встречаем иные цифры:

Таких корректив нет ни в Конституции Украины, ни в Законе «О государственной помощи семьям с детьми», ни в постановлении КМ Украины № 915 от 27.05.99 г., ни в постановлении КМУ №14 от 12.01.2001 г.

Но ведь у наших «других» детей нет льгот в оплате ни за пребывание в детских учреждениях, ни за кружки, обучение в музыкальных школах и тому подобное, ни за медицинское обслуживание и лекарства, ни за коммунальные услуги, а помощь мы получаем в минимальном размере, —равном размеру временной помощи на несовершеннолетних детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, или в случае, если взыскание алиментов невозможно.

Не все одинокие матери имеют право обратиться за адресной социальной помощью малообеспеченным семьям, так как в соответствии с постановлением КМ Украины № 238 от 22.02.1999 г., действующим с 01.04 1999 года, на это имеет право одинокая мать, если она является пенсионеркой и у нее есть ребенок в возрасте до 16 лет (если он учится, — до 18 лет).

Правительственным постановлением среднемесячный совокупный доход повышен до 50 грн. на человека. Моя семья состоит из меня и моей шестилетней дочери, наш совокупный доход не превышает 100 грн. (2 человека х 50 грн. = 100 грн.), поэтому мы, как малообеспеченная семья, получаем через управление социального обеспечения государственную помощь в размере 11 грн. 80 коп. Если государственные виды помощи и моя заработная плата не будут превышать 100 грн. в месяц, я должна получать разницу: 100 грн. — (все виды помощи + зарплата).

Но живы мои родители-пенсионеры, и в общую сумму дохода мне необходимо внести пенсию моих родителей, так как я прописана вместе с ними. Отсюда расчет такой: 200 грн. (то есть 4 человека х 50 грн.) — (все виды помощи + моя заработная плата + пенсия моих родителей). Теперь, в соответствии с постановлением о предоставлении адресной социальной помощи, я и моя дочь не являемся малообеспеченной семьей.

Одинокая мать может обратиться за финансовой помощью в городской (районный) совет. Но в нашем городе такую одноразовую помощь из средств местного бюджета при их наличии и возможности получают лишь неработающие матери.

Думаю, многие одинокие матери работают и ищут возможность обеспечить существование своей семьи. Если же совокупный доход превышает 50 грн. на человека, то одинокая мать лишается государственной помощи малообеспеченной семье. Прибавьте еще изменения в законодательстве. Если в первом полугодии 2000 года ваша семья как малообеспеченная получала государственную помощь в размере 7 грн. 40 коп. ежемесячно, а в декабре уже 8 грн. 04 коп. и ваш совокупный доход превысил 50 грн. на человека, то в I-ом полугодии 2001 года вы не сможете получать этот вид государственной помощи в размере 11 грн. 80 коп. И возвращать придется долг не 44 грн. 40 коп. (7 грн.40 коп. х 6 месяцев), а 70 грн. 80 коп. (11 грн. 80 коп. х 6 месяцев). Кроме удивления возникают и закономерные вопросы: почему при начислении помощи во внимание принимается такой длительный срок — шесть месяцев, почему отсутствует гибкое реагирование на изменения, где находятся по полгода эти суммы, в то время как одинокая мать ждет возобновления назначения госпомощи?

Чтобы разобраться, на какую государственную помощь имеют право одинокие матери, мы неоднократно обращались к различным должностным лицам. На обращение к председателям комитетов Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, охраны здоровья, женщин, детства ответа не получили.

Почему наши дети — дети одиноких матерей — в своей стране принадлежат к категории «других»? Не потому ли, что женщина осмелилась родить и вырастить будущего гражданина одна?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме