ДРЕВНИЙ КИЕВ: УМОЛКШИЕ ГОЛОСА

16 апреля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №15, 16 апреля-23 апреля

Несколько лет назад, прокладывая траншею на Большой Житомирской улице, строители наткнулись на человеческие скелеты...

Несколько лет назад, прокладывая траншею на Большой Житомирской улице, строители наткнулись на человеческие скелеты. Приглашенные ими археологи заложили раскоп и выяснили, что обнаруженное погребение относится к XI-XII векам - древнерусскому периоду. Останки людей, живших на территории нынешнего Киева, особенно его центральной части, находили многократно. И это естественно. Ведь наши предшественники - князья и дружинники, бояре и ремесленники, монахи и скоморохи - отсюда никуда не ушли. Все они внизу, под нами - в матушке-земле, на которой теперь стоят дома, проложены улицы, разбиты парки.

О тех, кто жил на территории современного Киева много столетий назад, о наших предках, ушедших в небытие, корреспондент «Зеркала недели» беседует с крупным знатоком Древней Руси, директором Института археологии Национальной академии наук, академиком Петром Толочко.

Тени забытых предков

- К сожалению, мы не часто вспоминаем о своих предшественниках, ходивших по этой земле много веков назад, - говорит Петр Петрович, - а ведь нас связывают с ними тысячи незримых нитей: предки оставили нам в наследство великую культуру. Мы, сами того не замечая, стали продолжателями многих традиций, рожденных в Древней Руси.

- Сколько людей за тысячу лет жило на территории нынешнего Киева? Понимаю, что более-менее точно подсчитать их количество невозможно. Но хотя бы приблизительно.

- Население города в разные периоды истории было неодинаковым. На ранних этапах в Киеве насчитывалось 40 тысяч человек, потом 50. Позже количество жителей стольного града увеличилось до 100 тысяч. Затем - ближе к нашим временам - население Киева удвоилось, а после и утроилось. Но если взять «на круг», скажем, 100 тысяч и умножить на 1000 лет, цифра получится внушительная. И останки всех 10 миллионов (как минимум!) покоятся на территории, которую занимает сегодня столица Украины.

- Выходит, мы живем на гигантском кладбище?

- А почему, собственно, это вас удивляет? Подобная ситуация характерна и для других древних городов Европы - Рима, Парижа, Лондона, Москвы. Когда мы говорим, что, например, в таком-то районе Киева строить нельзя - дома будут стоять на костях, мы немного спекулируем на уважении к памяти предков. В нашей столице где ни копни - везде будут кости. Древние кладбища были на территории Софийского собора, в районе Кирилловской церкви, между нынешними улицами Богдана Хмельницкого и Прорезной и там, где сейчас разбиты надднепровские парки...

В Киеве насчитывалось почти 40 древнерусских храмов, из которых сегодня осталось только четыре. А сколько церквей - столько при них было и кладбищ. Сейчас на многих таких территориях проложены улицы и построены дома. Не забудьте еще и о том, что под рядом районов находятся пещерные, катакомбные кладбища. В 60-е годы нынешнего века некоторые из них исследовала общественная комиссия, созданная при городской газете.

- По характеру застройки ученые делают вывод, что древний Киев строился по определенному плану. Значит ли это, что в стольном граде имелось лицо, выполнявшее обязанности, как мы теперь говорим, главного архитектора?

- Да, в городе был человек, который наблюдал за строительством. Назначал его князь. Такой специалист занимал высокое положение и пользовался большим авторитетом. Еще недавно мы бы сказали, что он был «княжеской номенклатурой», - улыбается академик Толочко. - Древний Киев имел определенную систему застройки и, как мы теперь выражаемся, модульную планировку. В роли архитектурных доминант выступали Софийский собор, Десятинная церковь и другие храмы, которых было немало. Очевидно, у верхнего города была четкая радиально-кольцевая планировка. От ворот в оборонительных валах, опоясывающих Киев неправильным кругом, улицы сбегались к центру - Софийскому собору. Ну а на Подоле планировка в значительной степени зависела от особенностей рельефа.

Городники (так в древности называли архитекторов) должны были следить и за благоустройством. Как и сегодня, тогда много хлопот доставляли оползни. Раскопки на Подоле свидетельствуют, что вдоль берегов более-менее крупных ручьев вбивали дубовые сваи, а их русла обшивали досками. Сейчас мелкие речки упрятаны в бетонные желоба, а в древности они текли в деревянных. Это делалось по общему плану, и, вероятно, каждому хозяину вменялось в обязанность отвечать за подобные объекты возле его усадьбы.

- Где же городники получали необходимые знания, ведь инженерно-строительного института тогда не существовало?

- Мы подчас очень примитивизируем жизнь своих предшественников. А построить Софию или Десятинную церковь было легко? Разве для этого не требовалось специального образования? На первых порах в древнем граде работали византийские мастера. Вот у них-то и учились наши строители и архитекторы. Это вполне естественно. Прошло некоторое время, и на Руси появились свои специалисты очень высокой квалификации, даже по нынешним меркам. Сейчас в Киеве есть главный архитектор - Сергей Бабушкин. Так вот, начиная с IX-X веков свой Бабушкин был практически при каждом князе.

- Согласно многим источникам, в Киевской Руси было немало образованных людей. Где в те времена можно было учиться?

- Уже начиная с княжения Владимира Святославича (вторая половина Х века) существовали школы, куда отдавали детей, как тогда говорили, «на учение книжное». Но обучали их не только грамоте. Эти школы готовили не дьяконов и пономарей, подчеркивал в свое время академик Б.Греков, а государственных деятелей, которые могли на равных общаться с представителями европейских стран.

Кстати, некоторые князья знали по пять языков. Так, сын Ярослава Мудрого Всеволод, кроме древнерусского и греческого (языка жены-гречанки), очевидно, владел половецким или печенежским и какими-то еще сопредельными наречиями. «Сидя дома, изумеи 5 язык», - говорил о нем Владимир Мономах. Иными словами, за границу он не ездил. Школы, где можно было освоить несколько языков, находились в Киеве. Однако не один же он сидел там «за партой». Рядом с ним были дети киевской знати. Впоследствии из этих боярских отпрысков выходили и воеводы, и тысяцкие, и те же городники.

Особенно процветало «учение книжное» при Ярославе Мудром. Это были своеобразные древние интернаты при некоторых монастырях. Боярские жены пролили немало слез, когда их любимых чад отрывали от семьи. В данном отношении любвеобильные мамаши, жившие тысячу лет назад, ничем не отличались от нынешних. Такую школу, вероятно, прошел и сам Мономах, бывший прекрасным литератором, даже публицистом. Об этом свидетельствует его знаменитое «Поучение» детям, где их отец рассказывает о своей жизни, о том, как надо беречь родную страну, заботиться о смердах, неустанно трудиться и, не передоверяя все дела своим помощникам, вникать в них самому. В труде Мономаха содержатся философские обобщения. Князь хорошо понимает, что жизнь далеко не бесконечна, что сегодня ты живешь, а завтра - «в гробе». Поэтому, считает он, следует творить добрые дела.

- А сколько языков знал Ярослав Мудрый, ведь само его прозвище говорит об интеллекте и образованности?

- Точно сказать не берусь, но несколько - наверняка. Народная молва полушутя окрестила Ярослава Мудрого «тестем Европы». Одна из его дочерей была замужем за французским королем, другая за норвежским, третья за венгерским. Но Ярослава можно было назвать и «свекром Европы». Ведь один его сын женился на дочери могущественного императора Византии Константина Мономаха, а второй - на немецкой принцессе. Представьте себе, какой авторитет должен был иметь этот князь, живший в первой половине ХI века, чтобы короли европейских стран почитали за честь с ним породниться.

- В последнее время некоторые коллеги-журналисты пытаются поставить под сомнение исторические заслуги Ярослава Владимировича, доказывая, что Мудрым его-де сделали наши историки...

- Их нигилистическое оригинальничание ничего, кроме досады, не вызывает. Исторические факты со счетов не сбросишь, как бы этого ни хотели любители литературного и исторического эпатажа.

Разведенные королевы

- В летописях в основном говорится о деяниях светских и духовных правителей. Но ведь историю делали не только князья и митрополиты... Сохранились ли сведения о каких-то других лицах, например боярах или монахах?

- Да, мы знаем кое-что о жизни некоторых монахов, например Нестора-Летописца - автора знаменитой «Повести временных лет...». А до него был летописец Никон Печерский, прозванный Никоном Великим. Есть подозрение, что это не кто иной, как митрополит Илларион, ушедший после своего «разжалования» в монастырь и ставший историографом. Еще нам известно о крупном летописце Сильвестре, который в Выдубецком монастыре редактировал «Повесть временных лет...».

Если же говорить о боярах, то были целые династии, состоящие при князьях, - им служил отец, потом сын, затем внук. К примеру, летопись донесла до нас имя боярина Вышаты, состоявшего при Ярославе Мудром. В 1043 году он с княжеским сыном ходил в поход на византийцев. Предпринятая ими кампания окончилась неудачей. Вышата попал в плен и был отпущен лишь через несколько лет. Есть известие, что дружинники, плененные вместе с ним, вернулись на Русь ослепленными. А сын Вышаты - Ян Вышатич прославился как информатор первых киевских летописцев. Записывая с его слов какие-либо предания, они непременно отмечали: «Как сказал Ян Вышатич». По некоторым сведениям, он умер девяноста лет от роду и для многих был, если можно так выразиться, живой историей. По существу, прожив почти все XI столетие, он являлся связующей нитью между Х и ХII веками. Ян Вышатич и сам многое видел, и от отца немало слышал.

- Мы со школьной скамьи помним о былинных богатырях-защитниках Руси. Что положено в основу былин? Можно ли, к примеру, утверждать, что Владимир Красное Солнышко - это Великий Киевский князь Владимир Святославич - креститель Руси?

- Безусловно. Большинство былинных героев, в частности Алеша Попович, Микула Селянинович, а уж тем более Илья Муромец, - вполне реальные люди. Они, естественно, героизированы и наделены сверхъестественной силой. Но я уверен, что это не собирательные образы. Их прототипы существовали в действительности. Кстати, как известно, мощи Ильи Муромца покоятся в Киево-Печерской лавре.

- Несколько лет назад его мумию исследовали два киевских профессора-рентгенолога Т.Топчий и ныне покойный В.Милько. Так вот, они обнаружили ярко выраженные изменения в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, что позволяет предполагать: Илья Муромец в течение какого-то времени не мог ходить и был прикован к постели. А ведь в легенде говорится, что богатырь болел и пролежал 33 года, после чего выздоровел и отправился сражаться с врагами. Кроме того, при рентгеновском исследовании мумии ученые выяснили, что витязь страдал редко встречающимся заболеванием гипофиза, которое проявляется так называемым акромегалоидным синдромом, ставшим причиной характерного изменения его внешности. У легендарного богатыря были огромные стопы ног и кисти рук. А на его большом, широком лице выделялись выпуклые губы и крупный нос...

- Думаю, недаром у слов «былина» и «быль» один и тот же корень.

- До сих пор мы говорили в основном о мужчинах. Но, наверное, кроме прославленной княгини Ольги, и другие женщины оставили след в нашей древней истории?

- Можно вспомнить Янку Всеволодовну - сестру Владимира Мономаха, основавшую в Киеве в 90-е годы ХI века Андреевский, или, как его еще называли, Янчин монастырь и открывшую при нем школу для девиц из боярского окружения ее отца - князя Всеволода. Как пишет историк В.Татищев, они обучались «пению, швению, писанию и иным полезным ремеслам».

Родную сестру Янки - Евпраксию выдали замуж за германского императора, который ей изменял, развратничал и заставлял молодую жену сожительствовать со своими друзьями и собутыльниками. В конце концов Евпраксия обратилась в Церковный собор. Подробности, которые она там приводила, были такими, что святые отцы чуть не падали в обморок. Собор признал, что она права, и разрешил развестись с развратником-мужем, после чего Евпраксия возвратилась в Киев и постриглась в монахини.

Очень известной в то время женщиной была и племянница Янки и Евпраксии - дочь Владимира Мономаха Евфимия. Ее выдали замуж за венгерского короля Коломана, от которого у нее родился сын. Но престарелый монарх заподозрил Евфимию в неверности и отправил домой. Тут, при дворе киевских князей, она воспитывала сына Бориса Коломановича, который затем претендовал на венгерскую корону и участвовал в походах на эту страну, но своей цели не добился.

- Останки людей, о которых вы рассказали, покоятся на территории нынешнего Киева. Но известно ли, где их могилы?

- Да, все они тут, под нами. Но где именно - мы не знаем. Сегодня нет и в помине большинства церквей и монастырей, в которых были похоронены князья и их близкие. Остались саркофаг Ярослава Мудрого в Софии и могила Юрия Долгорукого в Киево-Печерской лавре (да и то условная). В Софийском соборе были погребены Всеволод Ярославич и Владимир Мономах. Но где их могилы, никто уже не ведает.

По роду своих занятий я, пожалуй, больше общаюсь с людьми, чьи голоса умолкли много веков назад, чем с ныне живущими современниками. Я мысленно слышу разговоры, которые вели между собой наши предшественники, знаю всех киевских князей. Они для меня - живые люди. Я написал книгу о Владимире Святом и Ярославе Мудром. А сейчас задумал рассказать о тайнах великокняжеского двора. В древнем Киеве было, конечно, много возвышенного, благородного и героического, но немало и суетного, и низменного, интриг и коварства. Наших предков, их жизнь и деяния не нужно идеализировать.

Эти люди не канули в небытие. Остались их мысли и дела. Мы строим свое независимое государство на мощном фундаменте тысячелетней цивилизации. И подчас только диву даешься, как прошлое неожиданно проявляется в нашей сегодняшней жизни. Без тех, чьи голоса умолкли много веков назад, она была бы намного беднее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Petr Ermakov Petr Ermakov 2 вересня, 19:05 ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО КИЕВА ДО 1000 года Ермаков П П, профессор По данным информационной космической диагностики ИКД первое поселение в Киеве возникло 3 апреля 21 года на месте золотых ворот, когда в эти места пришло 8 человек. К 100 году в этом поселении жило 24 человека. В 200 году уже жило 326 человек. 4443 человек жило в 300 году. 3444 человека жило в 400 году, уменьшение численности произошло вследствие того, что многие погибли в результате войны. В 367 году погибло 2,3 тысяч киевлян при обороне Киева от северных соседей, за тысячу лет это были самые большие потери при обороне Киева. 21104 человека жило в Киеве в 500 году. 34401 человек жил в Киеве в 600 году. 32 тысячи человек жило в 700 году. В это время наступила засуха, стало жарко. 40% населения занималось земледелием, а 60% - охотой. Урожая не было, в лесах на 30% уменьшилось количество животных. В 689 году был самый большой неурожай, 30% людей умерло от голода. В 800 году в Киеве в 5 тысячах домов жило 54 тысячи человек. В 900 согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно