Дом из песка и тумана, или «оранжевая» мечта социального работника

Поделиться
Второе десятилетие Украина строит новое государство. И каждый из прорабов этой масштабной стройки привнес в сие действо особый штрих...

Второе десятилетие Украина строит новое государство. И каждый из прорабов этой масштабной стройки привнес в сие действо особый штрих. Так, Леонид Макарович на импровизированной стройплощадке основной упор сделал на возведении фундаментальных основ — независимости и самоопределения. Леонид Данилович, 10 лет мастерски орудуя инструментами корректировки генерального плана, так и не определился в основном вопросе: на запад или восток смотреть главному окну сооружения. А вот нынешнему главе «стройплощадки» вообще не позавидуешь: левой рукой он решительно «прорубает окно в Европу», а правой карает «бригады», растащившие стройматериал.

Однако есть и то, что объединяет усилия национальных зодчих. Все это время Украина строит социальное государство. Что, кстати, закреплено и Конституцией. То есть мы с вами, автоматически прописавшиеся здесь после развала Союза, по идее должны быть уверены, что новое государство полюбило нас «такими, какие мы есть», а значит, подставит плечо в любой трудный момент. Подкрепить подобный оптимизм, по-видимому, призваны и регулярные заявления местных политиков о налаживании в Украине действия законов социально ориентированной экономики, социального партнерства и социальной защиты. Так, сегодня правительство Тимошенко, определяя свой бюджет-2005 как социальный, реально повышает зарплаты и пенсии, но дает лишь устные гарантии сдерживанию процессов инфляции. Не надо быть великим экономистом или социологом, чтобы верить или не верить власти. Достаточно: а) заглянуть в собственный кошелек (желательно после похода на рынок); б) вспомнить, как тебя в два дня рассчитали с работы без оглядки на «карманный» профсоюз; с) в очередной раз ужаснуться виду малолетнего бомжа и,.. с учетом пункта «а», пройти мимо.

Говорить об отмывании души в стране, где принято отмывать деньги, дело неблагодарное и не престижное. Комфортно там, где успех, известность, здоровье, сила и власть. А оттуда, где проживают старость, болезни, бесславие и одиночество, хочется бежать со всех ног. И бегут, но не все. В числе малочисленной группы оставшихся и те, чья профессия называется скромно — социальный работник. Маневрируя на грани «человек — общество», они презентуют позиции сразу нескольких сторон — государства, НПО (неправительственных организаций так называемого третьего сектора) и морали.

О последней в этой сфере рассуждать не принято, мораль — по умолчанию. О роли же государства и НПО, кстати, на 90 процентов финансируемых зарубежными фондами и благотворительными организациями, говорить можно до бесконечности. Слишком велик спектр проблем, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Слишком объемен перечень задач, которые призвано решать общество, заявившее о намерении строить социальное государство, то есть такое, где чувство защищенности у его граждан превалировало бы над неуверенностью и страхом оказаться ненужными. Возможность работать в таком государстве — розовая мечта каждого профессионального социального работника, суть которой не меняется. Вот только цвет… зависит от настроения профессиональных политиков, пришедших к власти. Об этом и разговаривали с различными представителями социального направления. Различными — по статусу, положению, взглядам, приоритетам в работе. Едиными — в желании помочь осуществить теперь уже «оранжевую» мечту.

Светлана Толстоухова, директор Государственного центра социальных служб для молодежи, заместитель министра по делам молодежи и спорта:

— 13 лет назад в Украине отсутствовала модель социальной работы. Мы даже не имели представления о том, что это такое на практике. Изучили опыт почти всех европейских стран. Познакомились с развитием этого направления в Англии, Германии, Италии, Франции, Дании, где социальная работа развивается на протяжении 50 лет и уже созданы модели предоставления услуг через государственные и негосударственные институты. В последние годы изучили опыт Польши, России и Молдавии. Во многих странах модели социальной работы на самом деле очень демократичны, поскольку организовано взаимодействие всех структур, занятых в этой сфере. Четко выделены два уровня — организация (менеджмент) и практическая реализация (предоставление услуг). Вначале социальная проблема изучается, осуществляется мониторинг, обеспечивается финансирование, проводится тендер. Негосударственные организации, которые его выиграли, претворяют в жизнь проект и предоставляют клиентам социальные услуги. Сравнивать подобную работу с нашей пока просто невозможно... Однако, изучая зарубежный опыт, мы можем избежать ошибок, меньше времени потратить на апробацию проектов.

На сегодняшний день в Украине уже действуют сотни социальных служб, которые предоставляют бесплатные услуги детям, молодежи, семьям, военным, несовершеннолетним, заключенным… Выстроена их организационная структура. В этом году вместе с Национальным педагогическим университетом им. Драгоманова и Министерством образования и науки завершаем разработку стандартов подготовки социальных работников. Сегодня уже можно говорить о социальной работе как об учебной дисциплине: кафедры и специальные факультеты действуют во всех учебных заведениях Украины.

Наработаны очень интересные технологии, методики и формы социальной работы с самыми разнообразными категориями населения. Наши находки интересны не только для нас и наших клиентов, но и для международных партнеров… Я убеждена, что нужно не только перенимать чужой опыт в этой сфере, но также вырабатывать и совершенствовать собственную модель, отвечающую современным условиям жизни и требованиям людей, их культуре и ментальности.

Что касается ближайшей перспективы, то приоритетными направлениями развития социальной работы в Украине я бы назвала, во-первых, усиление и координацию сотрудничества с общественными организациями для реализации государственных программ, проектов, грантов, инновационных программ. Только общими усилиями мы сможем предоставлять качественные услуги в большом объеме. Во-вторых, социальные службы в Украине должны стать территориальными органами — на уровне области, города, района, поселка и села. Это даст возможность провести реорганизацию механизмов финансирования системы, начиная с государственного и местных бюджетов, выделенных отдельной строкой.

Ирэна Грига, руководитель Школы социальной работы Национального университета «Киево-Могилянская академия», кандидат медицинских наук:

— Судьба каждого отдельного человека — это учебник для специалиста, работающего в социальной сфере. Последний близкий мне случай — знакомство с талантливой девушкой-художницей Антониной Чайковской, которая ныне прописана в городской психоневрологической клинике №1 Киева. В два года Тоня стала сиротой. Потом интернат, внушительный список диагнозов и традиционное для таких, как она, направление «учиться на швею-мотористку». Отказавшись от работы по специальности, Тоня потеряла право жить в общежитии. Единственным способом решения жилищной проблемы стало направление в психиатрическое отделение.

Можно много говорить о несовершенстве интернатной системы в Украине, которая калечит личность, однако нынешние проблемы Тони связаны уже с отсутствием жилья. Психиатрическая клиника не может быть местом проживания. Понятно, что, не имея родственников, друзей, девушка может рассчитывать на социальную защиту. Но сегодня в Украине нет системы предоставления социального жилья. Почему? Ведь проблема бездомности после развала СССР стала очень актуальной. Она существовала и раньше, но тогда бродяжничество каралось законом. Безработицу и тунеядство осуждала общественная мораль. Люди без определенного места жительства рано или поздно попадали в режимные учреждения, ими занимались правоохранительные органы или же они оказывались в психиатрических больницах.

Теперь законодательством Украины бродяжничество не преследуется. К административной ответственности привлекаются лишь те, у кого нет документов. Но при этом действенных альтернативных подходов к решению проблемы государство не имеет. Не существует соответствующих социальных структур и институтов. Созданы лишь приемники-распределители и редкие приюты.

На мой взгляд, необходимо последовательно создавать организации, объединенные единой цепочкой: приют — отдел реинтеграции — общежитие — гостиница (социальное жилье). Такой принцип реализован Благотворительным фондом реабилитации и социальной адаптации граждан без определенного места жительства в Одессе «Дорога к дому» (в рамках проекта социального предпринимательства, который поддерживает зарубежный фонд). В Киеве же строительство сети поддержки бездомных женщин началось со «среднего звена» — с создания отдела реинтеграции для женщин, которые способны возобновить социальное и профессиональное функционирование. С этической и даже практической точки зрения это не совсем логично.

Однако Главное управление социальной защиты населения Киева заботится о развитии учреждений для бездомных людей: продолжается строительство Дома социальной опеки для бездомных, планируется организация общежития или социальной гостиницы, где могли бы проживать женщины после прохождения программы реинтеграции и те, кто имеют низкие доходы и не в состоянии оплатить аренду жилья.

Я так подробно остановилась на конкретной проблеме, потому что сегодня в Украине отсутствует системный подход к решению социальных задач. Очаговые вспышки государственных и общественных инициатив, в основном подкрепленных средствами международных организаций и не сведенных в единый подход, существуют практически в каждом социальном вопросе. Это и реабилитация людей с ВИЧ, и раннее сиротство, и многое другое.

Наш университет готовит социальных работников высшего звена — менеджеров и управленцев. Естественно, нашим выпускникам, как и выпускникам других вузов, предстоит принимать участие в решении социальных проблем, остро обозначившихся в обществе. При этом, замечу, что сегодня большинство ребят отправляются профессионально решать эти проблемы в негосударственные структуры, создавая собственные общественные организации и добывая деньги на реализацию проектов за границей: государственная машина очень инертна, да и зарплата маленькая. Еще одна социальная проблема.

Елена Карагодина, руководитель кафедры социальной работы Академии труда и социальных отношений:

— Несмотря на целый ряд трудностей в сфере социальной защиты, за последнее время в украинском обществе произошли серьезные позитивные изменения. Обозначилось встречное движение двух позиций — носителей проблем и государства. И это действительно перспективная стратегия решения социальных задач. Кроме того, активисты общественных организаций сами становятся специалистами в той сфере, интересы в которой лоббируют. Они с пониманием дела апеллируют к государству, предлагая конкретные пути решения. Люди работают на себя, потому вряд ли станут воровать, прикрываясь каким-нибудь благотворительным фондом.

Яркий пример — негосударственная общественная организация «Джерело», которая уже не один год занимается решением проблемы реабилитации в обществе детей с умственной отсталостью. Сегодня это целая ассоциация организаций, действующих по всей Украине. У «Джерела» ряд проектов с Киевской администрацией, гранты от различных международных организаций.

Ежегодно наша академия выпускает более 50 социальных работников, готовых оказывать услуги на трех уровнях: личность — ближайшее окружение — общество в целом. Что до желания найти себя на службе у государства, то в процессе обучения присутствует тезис о том, что государственное учреждение — хорошая школа жизни, где можно понять суть взаимоотношений человека и общества. Иногда влияет.

Любовь Долгова, директор специализированного учреждения для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (Подольский район г. Киева):

— Идея создания подобного дома родилась очень давно. В обществе всегда были и есть одинокие люди, за которыми некому ухаживать. К сожалению, сегодня их стало больше. Ограниченность жизненного пространства автоматически вычеркивает стариков из планов молодых семей. Жестокость, отчасти спровоцированная государством.

Таких учреждений в Украине больше нет. Это не просто дом престарелых, где человеку выделяется койка в общей комнате. Мы предоставляем квартиру со всеми удобствами, заботу социальных работников, бесплатное питание и покой. Взамен — собственное жилье в коммунальную собственность. Всегда есть желающие поспорить на сей счет. Однако это совершенно цивилизованный европейский подход. Районная администрация вложила в реконструкцию нашего здания 2 млн. гривен, 700 тысяч дал город. У нас двадцать квартир. Свободны три, документы желающих рассматривает районная комиссия.

На мой взгляд, существование подобного заведения — идеальный вариант, достойный распространения. Однако вряд ли где-то в регионе сегодня найдут средства для его строительства и содержания.

Лидия Банник, руководитель Территориального центра Управления труда и социальной защиты Подольской районной администрации:

— В нашем терцентре 11 подразделений. Отделения надомного обслуживания: стирка, уборка, покупка продуктов и лекарств для пожилых людей. В отделениях дневного пребывания находят себя более «молодые» подопечные. Художественная самодеятельность, лекции и даже…танцы — реальный шанс для большинства чувствовать себя нужными после ухода на заслуженный отдых. В отделении бытовых услуг работают наши сотрудники, волонтеры и ребята, которые проходят альтернативную службу. Ремонт квартир, генеральные уборки, горячее питание, парикмахер… Все это — оперативно по вызову. Отделение гуманитарной помощи обеспечивает льготников натуральной помощью. Продуктовые наборы, медикаменты, раздача благотворительной помощи от общественных организаций и фондов. Только в прошлом месяце на все нужды центра ушло 527 тыс. гривен. Из них 270 тысяч — деньги райадминистрации.

На учете 1200 пожилых людей. Среди работников практически нет профессионалов, в основном по велению души и за мизерную плату. С одной стороны, все правильно. Ведь найти подход к человеку, который пережил войну, голод, одиночество, принять его проблемы — задача, которая по силам только неравнодушному. С другой стороны — «не сгореть», помочь оформить документы, отстоять права пожилого льготника — для этого необходимы знания. В этой связи тесно сотрудничаем с Академией труда и социальной работы.

Особо хочу сказать о детском отделении терцентра, где проходят реабилитацию дети, страдающие ДЦП. Общественная организация «Церебрал» возникла в 1998 году и существовала на средства зарубежных благотворительных организаций. Лидеры — родители больных детей. Благодаря их активности проект поддержала городская власть. Сегодня район полностью содержит отделение, включая аренду помещения в детском саду, питание, развивающие программы, коммунальные услуги и зарплату работникам. Отделение небольшое — восемь ребят от двух до шестнадцати лет. Есть очень тяжелые. Благодаря совместным усилиям родителей и социальных работников они получают шанс стать полноценными членами общества. Насколько, конечно, это возможно в нашем далеко не самом гуманном обществе. Тем не менее существование подобного проекта в рамках государства говорит о наличии позитивных социальных процессов.

Надежда Пукас, исполнительный директор Лиги социальных работников Украины:

— Мы существуем с 2000 года. Ячейки Лиги сегодня действуют в пятнадцати областях страны и насчитывают более 3000 членов. В основном это профессиональные социальные работники и волонтеры. Действуем в тесной взаимосвязи с Государственной социальной службой. Охотно сотрудничаем с благотворительными организациями и фондами, в том числе и зарубежными. Среди приоритетов — развитие образовательных программ и поиск средств на их финансирование. Проводим семинары и тренинги. Хотим донести знания до самой глубинки, где социальные работники в одиночку тянут непосильный груз проблем неблагополучной семьи, молодежи, детей. Сегодня уже имеем в штате собственных высококвалифицированных тренеров.

«Армия спасения»

В плане философских и практических основ социальной работы показательна деятельность Международной религиозно-филантропической организации «Армия спасения», созданной в Англии в 1865 году в период научно-технической революции, когда тысячи людей оказались выброшенными на улицу. Спустя 13 лет она была реорганизована на военный лад английским проповедником Уильямом Бутом, ставшим ее первым генералом.

Вскоре Армия спасения распространила свою деятельность на многие страны, оказывая материальную и моральную помощь обездоленным. Солдаты Армии спасения проповедуют христианскую веру.

Еще в начале XX века были сформулированы принципы, которые легли в основу социальной работы организации:

— нет безнадежно павших, безвозвратно погибших. Как бы низко ни пал человек, он имеет право на помощь, если в нем есть желание исправиться;

— таким людям следует помочь, ставя их в положение помочь самим себе. Из них не следует делать нищих, давая им милостыню, и, если они в силах работать, не следует предоставлять им возможность добывать себе содержание не работая;

— простое улучшение обстоятельств жизни человека мало действенно, если в его нравственном облике не произошло очищения посредством нравственного воспитания.

Кроме того, основатель Армии спасения выделил семь основных принципов планирования социальной работы, которыми организация руководствуется при составлении социальных программ и планов для индивидуальной работы с людьми:

1. Планом должна быть предусмотрена коррекция личности, если именно характер или поведение человека составляют основу его неудач.

2. План предусматривает мероприятия по изменению обстоятельств жизни человека, если они являются истинной причиной его тяжелого положения и находятся вне его контроля.

3. План должен соответствовать ситуации, в которой предстоит действовать.

4. План должен отражать постоянную, «перманентную» на протяжении определенного времени работу, а не единичное судорожное усилие справиться с несчастьями сегодняшнего дня.

5. План должен быть выполнимым практически.

6. Косвенное влияние действий, предусмотренных планом, не должно причинить вред человеку, для помощи которому этот план составлен.

7. Помощь одному классу или группе общества не должна подвергать опасности благополучие других.

Деятели Армии спасения понимают осуществление социальной работы как уникальное сочетание определенных знаний и умений с одной стороны и внутренних ценностей социального работника, реализуемых в процессе оказания помощи людям, с другой. При этом ценностные ориентации рассматриваются как основание, на котором знания и умения интегрируются в практику. Вне ценностных ориентаций социальная работа сама по себе стала бы просто технической или научной деятельностью. Именно ценностные ориентации формируют социальное поведение человека в рамках какой-либо культуры.

Эта организация сегодня действует и в нашей стране. При наличии сугубо церковной ветви современная Армия спасения имеет также социальное крыло, работа которого направлена на все слои населения вне зависимости от вероисповедания.

— Таким образом, — говорит Елена Кудрявцева, старший сержант корпуса «Маяк» (г. Киев), — у нас работают программы оказания помощи бездомным (питание, одежда). Есть и договоренность с некоторыми городскими больницами, куда мы помещаем бродяг в случае необходимости. Программа «Привет детям Чернобыля» предусматривает оздоровление пострадавших ребят на курортах Франции. Работаем и в направлении целевой помощи конкретным семьям. Наши волонтеры помогают одиноким пожилым людям. Налажены отношения с местной властью, есть даже ряд совместных социальных проектов. Конечно, наш вклад — всего лишь капля в море решения проблем, существующих в Украине.

…На сегодняшний день специалисты выделяют три вида общественных инвестиций — экономические, политические и социальные. Экономические вложения, особенно в малый и средний бизнес, приносят прибыль уже через два-три года. Политические мы инвестируем во власть, которая в течение четырех-пяти лет должна возместить наши затраты в той или иной форме. Социальные же инвестиции приносят прибыль в виде повышения рождаемости, увеличения продолжительности жизни, укрепления института семьи… Все это может проявиться минимум через 10 лет. Исходя из нынешней ситуации в вышеперечисленных сферах, вывод можно сделать один — в самом начале своего становления Украинское государство не сделало ставку на развитие социальных вложений. В результате — отсутствие системы, спонтанность подходов и несогласованность действий с общественными организациями, которые подпитывает международное сообщество.

Однако не стоит забывать, что, развивая у нас бурную деятельность, многочисленные донорские структуры придерживаются позиции «дополнительности». «Мы не решаем за вас, что вам делать, мы только рекомендуем». В свою очередь рекомендации подкрепляются ощутимыми финансовыми вливаниями, а, как известно, социальную политику в государстве формирует тот, кто оплачивает реализацию социальных программ. Вот и получается, что Украинское государство, с учетом «солидности» вложений, реально как бы и не при делах, однако несет груз ответственности за происходящее в стране. Зарубежные же спонсоры «безответственно» продолжают решать наши проблемы. И спасибо им за предлагаемые варианты. Однако подавляющее большинство иностранных проектов прекращают свое существование в Украине, как только заканчивается финансирование. Потому подобная благотворительность наконец-то должна стать частью структурированной, продуманной и четко выверенной государственной системы социальной защиты. Как, впрочем, и множество тех социальных программ, которые сегодня озвучивают с телеэкранов Президент и правительство в рамках осуществления «оранжевой социальной мечты».

Только в этом случае социальные работники перестанут служить буфером между потребностями каждого конкретного человека, переживающего кризисный период, и неспособностью государства системно, а не спонтанно помочь ему. Только тогда долгострой «из песка и тумана», в котором всем нам довелось жить, обретет прочность и реальную перспективу на блестящее завершение социального проекта под названием «Украина». Ведь дело здесь уже не столько в деньгах, сколько в способности их привлечь и разумно распределить.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме