ДЛЯ КОГО И ВОДОПРОВОД — ДИКОВИНКА

5 апреля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 5 апреля-12 апреля

Процесс «проедания» семейного бюджета, который наблюдается на протяжении довольно длительного п...

Процесс «проедания» семейного бюджета, который наблюдается на протяжении довольно длительного периода времени, является одним из наиболее опасных признаков снижения уровня жизни населения, — говорится в опубликованном на днях национальном докладе «О положении семей в Украине» по итогам 2000 года. Как отмечается дальше, наименее обеспеченные семьи практически все средства тратят на питание, удовлетворяя при этом свои потребности в лучшем случае на уровне физиологических норм.

Средняя украинская семья оставляет в продуктовых магазинах и на базарах 64,9% своих доходов. Траты на хлеб превышают общие траты на непродовольственные товары, включая как товары ежедневного спроса, так и одежду, обувь и бытовое оборудование. Средняя украинская семья выделяет на непродовольственные товары около 21 грн. в месяц на человека, в то время как на хлеб — 22,5 грн.

Энергетическая ценность питания почти 30% населения не достигает принятых мировых стандартов ВОЗ (2100 ккал — это при рациональном питании), а 36% — нормативов Минздрава Украины. При этом о рациональности питания не задумываются не только бедные семьи, но и более-менее обеспеченные. Анализ рациона питания населения показал, что с повышением благосостояния увеличивается потребление все того же хлеба, хлебопродуктов и картофеля, а не более полезных овощей, фруктов и соков.

Часть трат на услуги сократилась более чем на 2%. При этом самыми весомыми остаются траты на жилищно-коммунальные услуги — 6,9% от общих расходов. Несколько меньшими были траты на транспорт — 1,6% общих расходов, услуги связи — 1,4%, на медицинские услуги и оздоровление — 1,8%. Меньше всего расходует население на услуги образования и воспитания — 0,9% общих расходов, бытовые услуги — 0,9%, а также культуру и спорт — 0,1%.

Если говорить о наличии в отечественных семьях бытовых товаров длительного потребления, то картина складывается следующая. Оказывается, для многих семей недостижимой роскошью являются даже такие привычные предметы, как холодильник или телефон. Последний имеется лишь у 42,9% семей, а первый — почти у 90%. Стиральные машины есть у 71,7% семей, цветные телевизоры — у 65,9%. 24 семьи из 100 имеют автомобиль, 7 из 100 — видеокамеру, а 5 из 1000 — спутниковую антенну.

По расчетам специалистов, большинство украинского населения проживает и в значительно меньшем по площади и менее комфортабельном жилье, нежели в развитых странах. Так, в европейских странах на каждого жителя приходится 25 кв.м общей площади, в США — 30 кв.м. В Украине же насчитывается 116 тыс. коммунальных квартир, в которых проживает по 2—3 семьи, не связанные родственными отношениями.

Оставляет желать лучшего и наличие современных удобств в большинстве квартир и частных домов. В сельской местности лишь 24,8% семей проживают в домах с водоснабжением, в том числе всего 0,6% имеют горячую воду или газовую колонку; канализацией оборудованы только 19% домов. Каменный век!

Между тем, в тех же США люди давным-давно не тратят по 70—80% семейного бюджета на питание. Самая большая сумма семейного бюджета американской хозяйки — около 40% — уходит на жилье, в том числе на его покупку, аренду или страховку. Отопление, снабжение газом и электроэнергией, водопровод, канализация и уборка мусора обходятся в 5%. Еще 4,8% американцы выкладывают за уют — от мебели и занавесочек на окнах до домашнего инструмента и ремонта.

Много уходит на транспорт — 17,6% всех затрат. Однако если у нас в понятие «транспорт» входит стоимость проезда на метро или автобусе до работы и обратно, то у американцев — аренда и страховка автомашин, покупка запчастей и бензина, а также ремонт и прочие «прелести», связанные с содержанием личного авто.

На еду и питье, включая алкогольные напитки, американцы выделяют всего около 17%. Еще где-то 5% уходит на медицинские услуги, причем лишь те, которые оплачиваются из собственного кармана.

На возможность отдохнуть и потешить домашних любимцев приходится еще 6%. Столько же на образование и связь, в том числе сотовую. Чуть меньше 5% «съедают» одежда, обувь и украшения. Но и после всего у американцев остается в карманах около 4% «на прочие расходы».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно