ДЕТИ АСФАЛЬТА - Социум - zn.ua

ДЕТИ АСФАЛЬТА

1 сентября, 2000, 00:00 Распечатать

Тот, кто не уехал с родителями на Кипр или в Болгарию, не встречал раннюю зорьку в селе на рыбалке, ...

Тот, кто не уехал с родителями на Кипр или в Болгарию, не встречал раннюю зорьку в селе на рыбалке, не подставлял плечи южному солнцу Крыма и не отдыхал в лагере (бывшем пионерском) — тот остался в асфальтовом плену города. Между футболом, школьным городским лагерем и телевизором. Если спросить наших детей, нравится ли им такое лето, они наверняка ответят: это же лучше, чем ходить в школу. Но есть и другой способ времяпрепровождения, которому летом во время таких больших каникул часть детей отдает свои силы. Это — работа, дающая возможность заработать на свою мечту, которую не всегда могут осуществить родители.

Детский бизнес во многих странах развит давно. Есть масса дел, где летом (и не только летом) задействованы подростки. В Америке, например, очень развито бэбиситерство, или, проще говоря, уход за ребенком. Юные гувернантки и даже гувернеры могут побыть с ребенком, занять его игрой, покормить и уложить спать, пока родители малыша вечером отсутствуют. Оставлять ребенка на бэбиситера-старшеклассника считается в США таким же обычным делом, как использовать юных американцев на бензоколонках, в обслуживании автокемпингов, где так называемые «роликовые официанты», переезжая на роликах от машины к машине, быстро обеспечивают едой десятки автомобилистов. Большинству старшеклассников колледжа не придет в голову выклянчивать у родителей пару десятков долларов на покупку, скажем, нового плеера. Такой ребенок просто заработает необходимое сам.

В Европе дети очень часто работают волонтерами в лагерях отдыха, в госпиталях, курьерами для доставки почты. Часто используется активность и молодая энергия детей в промоутеровских акциях. Рекламная кампания строится зачастую именно на том, что ее продвигают приятные детские лица и звонкие голоса.

А чем же заняты наши дети, решившие посвятить летнее время заработку?

Торговля. Поскольку это наиболее простой и доступный вид заработка, именно в нем занято большинство желающих заработать детей. Они продают на рынке дары садов и огородов с не меньшей серьезностью, чем взрослые. Конечно, особая ретивость чувствуется в тех случаях, когда родители разрешают им заработанные деньги тратить на себя. По пляжам вышагивают километры загорелые ребятишки, громко объявляя:

— Кому вареную кукурузу!

— Виноград!

— Пахлава медовая!

— Креветки экологически чистые!

— Пирожки, пальчики оближешь!

В общественном транспорте, больше всего в метро, неутомимые продавцы газет и журналов звонко, словно на линейке, выкрикивают заголовки газет, интригуя публику:

— О чем думал серийный маньяк?

— Восьмидесятилетняя аргентинка родила здорового мальчика!

Разговорившись с одним юным продавцом периодики, я узнала, что средний заработок распространителя прессы (так их именуют работодатели) составляет от 50 до 100 грн. в месяц, если занят несколько часов в будние дни, и от 100 до 200, а то и 250 грн., если работать с несколькими изданиями и особенно в часы пик, в праздничные и выходные дни.

Успеха юный бизнесмен может достичь двумя путями. Во-первых (так же, как у взрослых) — купить дешевле, продать дороже. Во-вторых, применив труд и смекалку, затем плоды труда продать. Поэтому горячая вареная кукуруза с маслом и солью, продаваемая в местах большого скопления народа (подземные переходы, выходы из метро, у рынков) или холодная фанта и мороженое на пляже, поднесенные прямо к топчану, — словом, своеобразная смесь торговли с услугой — интереснее для потребителя, а значит, выгоднее для юного продавца.

Услуги. Еще один достаточно быстрый вид заработка. Участие детей в курьерской доставке весьма облегчает жизнь многих коммерческих структур. Пусть работать здесь нужно ногами и оплата не ахти какая, зато в минуты отдыха можно присмотреться к работе в офисе, компьютерам и подумать о будущей карьере.

Мытье машин у гостиниц. Здесь годами определяется состав мойщиков, и поскольку заработки для ребенка очень большие, то установились свои правила и отношения. Но коль целью данного материала не является раскрытие подноготной, а лишь показ явления как такового, скажем кратко: мойщиком машин можно стать только по знакомству.

Рекламные агентства, которым повезло на толковых, с фантазией работников, часто нанимают старшеклассников или студентов училищ для работы в рекламных акциях. Это может быть промоушн фирмы на выставке либо раздача флаеров с печатной рекламой в метро. Часто среди ручейков и рек прохожих приходится видеть эдакий зазывный плакат на спине и груди у подростка, с восхвалением стоматологических услуг либо приглашающий в компьютерный магазин.

Музыка. Сколько юных дарований выбрали себе сценической площадкой подземные переходы наших городов! И хотя там же и тогда же поют и играют взрослые музыканты, конкуренции с юными они не выдерживают никогда. Дело тут вовсе не в качестве исполнения музыкальных произведений, а в особенностях психологии слушателей, то есть нас с вами. Когда мы слышим звуки му.., издаваемые каким-нибудь первокурсником училища имени Глиэра, мы непременно умиляемся: какой талантливый ребенок! И летит мелочь, а то и мятая гривня в раскрытый футляр скрипки, чехол гитары — на учебу и совершенствование в музыке. Это направление деятельности в последнее время получило такое развитие, что в столице практически не осталось подземных переходов, не охваченных (скорее, не захваченных) музыкантами. Дети, как уже было сказано, здесь вне конкуренции. Заработки разные, как рассказывают сами ребята, иногда можно заработать 30—50 грн. в день, а можно простоять неделю и едва набрать на хороший обед.

Тут, кстати, необходимо вспомнить и попрошайничество. В этот «вид деятельности» тоже играют дети разного возраста. У попрошайничества двойная мораль. Если спросить любого прохожего, нравится ли ему это явление, он скорее всего руками всплеснет: кому же может нравиться, когда дети ходят с протянутой рукой?! Но тот же прохожий, будучи пассажиром в вагоне метро и услышав жалобный скул: «Извините, люди добрые, что обращаюсь к вам...» подаст монетку засопливленному мальчику или девочке. Кто из нас не слышал в метро, на вокзалах и в других местах эту жалостливую «пестню»? И делаем мы это по велению сердца, не задумываясь, хотя прекрасно понимаем, что за этим малышом стоит взрослый, который и тексту научил, и маршрут определил.

Правовой аспект проблемы оставим юристам, углубимся в морально-этический. Взрослый, заставляющий ребенка выпрашивать деньги у чужих людей, моделирует в детском сознании такой стандарт жизни, когда можно иметь, не работая, получать, не созидая. Зачем нужна учеба, если можно зарабатывать и без этого? Зачем нужно что-то преодолевать, когда стоит лишь протянуть руку, прохныкать: «На хлеб не хватает!» — и, глядишь, к вечеру «нахныкал» на хлеб с маслом и колбасой. Не знаю точно, о чем думают «благополучные» дети, когда едут с родителями в вагоне метро и за одну поездку наблюдают двоих-троих своих ровесников-попрошаек, но в их глазах можно заметить странный блеск...

...Исторические примеры показывают, что в разные времена в разных странах даже в периоды кризисов общество не поддерживало саму идею нищенства. Оно тенденцию «ничего не делая, выпрашивать» пресекало. В Америке в годы Великой депрессии создавали приюты для бездомных, для сирот и инвалидов. Там обездоленный взрослый или ребенок получал кров и еду. У нас, правда, тоже есть приемники-распределители для беспризорных детей. Но само общество смотрит на попрошаек сочувственно, а следовательно, поощряет. А ведь все мы знаем мудрые слова: «Хочешь накормить голодного — дай ему рыбу. Хочешь, чтобы он больше не голодал — научи его ловить рыбу». Может, если бы взрослые не поощряли юных Остапов Бендеров и баронов Мюнхгаузенов в их безусловно талантливых фантазиях на тему отсутствия средств к существованию, а предложили бы им заработать и научили бы их, как это сделать, глядишь, и выросло бы морально здоровое поколение...

Особая тема — освоение школьниками Интернета, зарабатывание через Интернет и его посредством. Те из ребят, кто дружит с компьютером, имеют возможность в школе в классах информатики, в Интернет-кафе (их сейчас достаточно много) изучать огромные возможности Сети как глобальной коммуникационной системы. Это так называемые «шарящие юзеры», что в переводе с сетевого сленга означает «грамотные пользователи компьютера». Обладание большим количеством информации позволяет тинейджерам ею обмениваться. Например, «юзер» может отправить по электронной почте письмо практически любому молодежному кумиру или рок-группе — как правило, все они имеют в Интернете свой адрес. Эта услуга стоит от 2 до 3 у. е. Сюда же входит получение ответа, если таковой воспоследует (что бывает редко) на сайт «почтальона». Переписывание игр, компьютерных программ и прочего «софта» может быть оплачено блоком жвачки или бутылкой «Пепси». И поскольку в Интернете есть практически все, следовательно, умеющие с ним работать получают неограниченную возможность зарабатывать.

Список путей заработка можно было бы продолжить, вспомнив и разносчиков телеграмм, и юных художников, продающих свои вовсе не бесталанные работы на Андреевском спуске. Главное, что эти деньги впоследствии превращаются в магнитофоны, роликовые коньки, «крутые» велосипеды, кроссовки и прочие игрушки, без которых нет детства. Главное, что эти деньги не вынимаются из тощих кошельков мам и пап, и без того обескровленных постоянным повышением цен на продукты, проезд в транспорте, тарифов на коммунальные услуги. Главное, что эти деньги достаются не простым протягиванием руки — они заработаны, а значит, принесли удовлетворение их юному владельцу...

Загорелые школьники возвращаются с югов. Менее загорелые дети асфальта встречаются с ними во дворах и школьных классах. И тем, и другим есть чем поделиться, вспоминая лето.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно