День рождения Кентавра

10 февраля, 2012, 14:51 Распечатать Выпуск №5, 10 февраля-17 февраля

Долгожданное художественное соло — выставка «Другие берега» Ольги Петровой — «будет звучать» в пяти залах, посвященных счастливым встречам мастера с мировой культурой Запада и Востока.

11 февраля 2012 года Киевский национальный музей русского искусства представляет выставку заслуженного деятеля искусств Украины, кандидата искусствоведения, доктора философских наук Ольги Петровой. В широких культурологических кругах она известна как самобытный художник, острый публицист, критик, историк искусства, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия». С изданием «Зеркало недели. Украина» ее связывает давнее сотрудничество. 

Долгожданное художественное соло — выставка «Другие берега» Ольги Петровой — «будет звучать» в пяти залах, посвященных счастливым встречам мастера с мировой культурой Запада и Востока: «Французская провинция», «Испания без корриды», «Сестры самурая», «Украина — сад», «Восток-горизонталь». Это части своеобразной эпопеи живописных путешествий по «иным берегам». Хотя несколько неожиданным представляется присоединение к «иным» берегам зала, посвященного Украине. Но, по словам художницы, принимая во внимание современное состояние общественной мутации, для многих и родина становится «иным берегом».«Гуцульский алтарь. Невеста»

В истории культуры объединение исключительных творческих способностей в области живописи и вместе с тем в науке — довольно редкое явление. В этом понимании мастер последовательно поддерживает традицию Вазари—Бенуа—Богомазова и немногих других людей, которые равноценно работали как художники и историки искусства. 

Начинала Ольга Петрова как график, иллюстратор, оформитель книг и параллельно — как историк западноевропейского и критик отечественного искусства. Со временем заявила о себе как публицист, проникновенный аналитик, куратор зарубежных выставок. Многовекторность знаний отличает ее как одаренного лектора, профессора НаУКМА. Иронизируя, Ольга Петрова называет себя кентавром — теоретиком и вместе с тем практиком искусства, хотя живопись выделяет как основное назначение своего дарования. Ежедневная практическая работа художника, диалоги с коллегами, анализ их творчества является источником ее критических эссе и публицистических исследований, которые публиковались на полосах нашего еженедельника.

В течение уже 17 лет О.Петрова воспитывает поколение молодых культурологов в Киево-Могилянской академии. Прочитанные ею курсы своим информационным насыщением и яркой формой пробуждают у студентов живой интерес к современному художественному процессу. Многие ее ученики уже и сами преподают в культурных заведениях Украины и мира. «Самсон и лев»

По словам Мирослава Поповича, Ольга Петрова как ученый двух уровней — кандидат искусствоведения и доктор философских наук — способствовала «структурированию современных знаний относительно практики и теории украинского искусства и эстетики». Она автор более 750 статей, но наиболее основательно ее научный потенциал раскрылся в пяти монографиях. Книга «Мистецтвознавчі рефлексії» — уникальный материал о художественном процессе в Украине второй половины ХХ века — стала первым учебником по новейшей истории украинского искусства.

Самая серьезная монография О.Петровой — «Комедія» Данте Аліґ’єрі: мистецький коментар XIV—
XX століть» поражает глубиной, неожиданным ракурсом исследования. Автор — одна из немногих в мировом научном сообществе — подняла вопросы искусствоведческого анализа иллюстраций к «Божественной комедии» в историко-культурной ретроспективе. Уникальность монографии в том, что впервые в мировую дантеану введен славянский блок — исследовательница проанализировала произведения польских, чешских, российских иллюстраторов Данте второй половины ХХ века, вернула нам подзабытые имена иллюстраторов Грузии и Армении. Выполненные О.Петровой авторские иллюстрации к произведению Данте выставлялись во Флоренции и, как отмечал М.Попович, «получили высокую оценку печати, приветствовали их и в Москве, в частности Эрнст Неизвестный, Вильгельм Левик, Геннадий Рождественский, дантологи. Но в идеологическом отделе ЦК КПУ лежала резко негативная рецензия выдающегося графика-традиционалиста В.Касияна, которая обвиняла художницу в сюрреализме, и путь к публикации иллюстраций был закрыт». Позже иллюстративную серию, о которой одобрительно отозвался Ренато Гуттузо, приобрел Британский музей (British Museum, London). Саму же монографию, работа над которой продолжалась
30 лет, директор Итальянского института культуры в Украине Никола Франко Баллони считает «научным подвигом». По его мнению, она «приобщает Украину к мировой культурной традиции чествования автора бессмертной поэмы... Подняты имена художников, в мировом масштабе потерянных в информационном поле... Научные и творческие достижения Ольги Петровой заслуживают тех званий, которыми государство оценивает такие вклады в национальную культуру». В Украине вклад Петровой в мировую дантеану высоко оценили высочайшие интеллектуалы И.Дзюба, М.Стриха, Н.Герасимова-Персидская, Т.Кара-Васильева, Л.Левчук и другие.

Ольге Петровой, человеку с удивительным запасом внутренней энергии, мощно-несокрушимым потенциалом, от 70-х годов, когда подверглась даже преследованию за диссидентство, и до сегодняшнего дня хватает сил выступать как самобытный художник. 

За 20 лет независимости Украины, когда искусство вышло из-под жесткого контроля идеологов, у О.Петровой было 33 персональных выставки, она была участницей ряда международных экспозиций и куратором некоторых из них. Ее энергия сигнализирует о получении свободы, такой желанной после репрессивной государственной политики. Мирослав Попович, который внимательно следит за творчеством О.Петровой, отмечает «cовпадение творческого порыва живописца и текста полотен».

В современном искусстве все более  выразительной становится тенденция констатировать мрак бессознательного, невозможность радости, боль, печаль, безысходность, несчастье. Однако же в жизни есть и радость, необходимая людям, которую следует замечать и пропагандировать. Если красота и не спасет мир, то без красоты он точно не спасется. 

Ольга Петрова живет под знаком эстетики прекрасного, хотя не отворачивается и от трагических сторон жизни («Украина — сад» и «Сестры самурая»). Ее живопись бурлит всеми оттенками цвета, положительного настроения, что придает экспозиции «Другие берега» подлинность и неподдельную энергию. Как современный человек Ольга Петрова не отрицает модерных форм технологизированного искусства, медиаинсталляций, видеоарта и т.п., но остается рыцарем живописи, палитры и кисти в руках. 

Язык ее полотен всегда экспрессивен и вместе с тем изыскан. Цвет — фундамент, на котором возносится каждый замысел Петровой как интуитивно-чувственного события. Магнетизм цвета — постоянная константа сознания мастера. Отсюда пронзительная искренность и убедительность всего, что представлено зрителю. В живописных путешествиях по Украине, Японии, Франции или Испании сюжетная линия воплощается в сменах колористического развития. Отличительной чертой творческого почерка художницы является талантливая обработка принципов фовизма. Хотя в 90-х годах она отдала должное постмодернистским поискам и трансавангарду. По мнению профессора Владимира Личковаха, «Другие берега» Ольги Петровой — это ее путешествия и исповедь одновременно, «она создала свою цветовую «империю» как та, которая идет невидимыми путями философии этнокультур и собственной души».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно