Чтобы разговаривать с ребенком на одном языке, нужно смотреть на мир его глазами…

1 октября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №39, 1 октября-8 октября

Детям даже самого раннего возраста необходимо общение. Им очень важно, чтобы с ними разговаривали, пели песенки, играли...

Детям даже самого раннего возраста необходимо общение. Им очень важно, чтобы с ними разговаривали, пели песенки, играли. Таким образом они учатся понимать нас, а через некоторое время реагировать не только на наш голос, но и на то, что и как мы говорим. Наблюдала, как моя старшая семилетняя внучка, рисуя куклу для своей маленькой сестрички, советовалась с ней: «Ксюша, какие ты хочешь, чтобы были волосы у Барби? Я тебе буду называть цвета, а ты отвечай». И начинала перечислять: «Белые, черные, коричневые…» На слове «коричневые» маленький человек произнес что-то вроде «а-да…», и Машенька тут же прореагировала: «Я все поняла, Ксюшенька, значит, рисуем коричневые волосы». Так они совместно сотворили всю куклу. С каждым днем я все больше убеждалась, что ответы трех-, четырехмесячного ребенка не были случайными, хотя вначале с легкой иронией и недоверием восприняла восторг моей дочери, когда она эмоционально рассказывала, что ее трехмесячная дочка умеет говорить (произносить звуки) сознательно. Малышка действительно понимала то, на что реагировала доступным ей способом. И очень заметным было, как возрастало у крохи желание все больше общаться со взрослыми, принимать участие в их жизни, как старалась она выполнять (не капризничая!) весь дневной распорядок, зная, что за чем следует: когда есть, спать, гулять, переодеваться. И если родители с чем-то запаздывали, некоторое время терпеливо ждала, а потом начинала проявлять беспокойство, старалась обратить на себя внимание… словом.

Но, к сожалению, в наш просвещенный век, когда есть немало полезных вещей, облегчающих уход за грудными детьми, далеко не все молодые родители даже задумываются над тем, что детей-грудничков нужно воспитывать. Многие же просто не хотят заниматься нелегким, а, главное, отнимающим много времени трудом: не только дать ребенку есть, уложить спать, переодеть, свозить к врачу, но с самых первых дней жизни разговаривать, играть, петь, понимать, находить с ним общий язык, чтобы ребенок развивался всесторонне, гармонично. Но нужно еще всему этому научиться…

В течение полугода в Украине проходил апробацию международный проект «Содействие первым шагам», осуществляемый Христианским детским фондом при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). В основе проекта — программа развития ребенка раннего возраста, разработанная партнерской организацией NIPPA (Северная Ирландия), которой в этой стране охвачено 33% детей. Активно распространяется программа и в других странах Европы. В Украине она была адаптирована к нашим условиям и получила название «Интегративная образовательная программа «Вместе к гармонии». В ней избран междисциплинарный подход к развитию и воспитанию ребенка раннего возраста и охватывает его физическое, умственное, духовное, социальное развитие, поэтому ее участники — не только дети, но и родители, другие члены семьи, а также специалисты социальной сферы, образования, здравоохранения. «Обкатывалась» программа во Львове, в Сарнах Ривненской области и в одном из детских домов Симферополя. Главной площадкой пилотного проекта был выбран Львов. Специалисты Христианского фонда обучили основам курса педагогов, врачей, психологов, подготовив таким образом 15 тренеров, которые, разделившись на три площадки, работавшие во Львовском областном перинатальном центре, 4-й городской коммунальной поликлинике и в государственном детсаду № 41, начали проводить тренинги для молодых родителей по специальной тематике и разработанных для этого методиках. Желающих пройти курс было в несколько раз больше, чем возможностей их принять. Поэтому немало мам и пап вынуждены были записываться уже на следующие курсы.

Интересно, что занятия посещали не только мамы, но чаще — семейные пары, с одной из которых был даже дедушка, желающий воспитывать внука по всем правилам. К слову, там присутствовал и сам внук — Сашенька, так что методики, игры и игрушки, другие формы обучения и воспитания тут же опробовались на 4,5-месячном вундеркинде. И он был не против. Особый интерес вызывали нестандартные занятия у будущих мам и пап, которых тоже было немало и которым завидовали уже состоявшиеся родители, так как те получали возможность правильно и разносторонне воспитывать малыша с первых дней его жизни. Все участники активно постигали теорию о значении раннего возраста в жизни ребенка и особенностях развития, а также учились общаться с малышами, создавать развивающую среду, используя для этого природные материалы, подбирая необходимую цветовую гамму, игрушки и прочее. Взрослые на время сами превращались в детей и играли в куклы, водили хороводы, пели песни. Учились организовывать национальные игры и домашние праздники, рисовать природными красками и многое другое. Родители усвоили, что совсем не обязательно покупать ребенку много дорогостоящих, но абсолютно не функциональных, а иногда и просто вредных игрушек, что лучше (и полезнее) сделать ту же матрешку-яйцо из дерева, связать забавную собачку из ниток, сшить мячик из натуральной ткани и собрать для малыша действительно «волшебную корзинку», в которой было бы все для его полноценного развития. Для многих мам и пап стало открытием, что лепить различные формы и предметы ребенок может не из химического пластилина, а из таких чудесных естественных материалов, как воск, тесто, глина, что не нужно возбранять малышу играть с водой, песком, а, наоборот, всячески поощрять его в познании природы, окружающего его мира. И родители в таком случае должны быть не строгими надзирателями, а участниками совместных забав.

Помню, как была удивлена, когда, приехав в Израиль и побывав в одном из детских садов, увидела на детской площадке в качестве игрушек настоящие, но «выпотрошенные» автомобили, кухонные комбайны, стиральные машины, домашнюю утварь, посуду. Со всем этим добром малыши, нимало не смущаясь, с интересом играли, «обзаводясь семьями» и ведя «хозяйство». Воспитатели объяснили, что с такими игрушками дети естественнее входят в жизнь, быстрее адаптируются во взрослом мире, у них не возникает разрыва между игрой и действительностью. И еще мне тогда бросилось в глаза, что все свободное от работы время родители проводят вместе с детьми — участвуют в их играх дома и на площадках, сами придумывают для них интересные игровые ситуации, то есть заинтересованно живут жизнью своей семьи. У нас в стране нередко наблюдаешь иную картину: молодые родители (а особенно папы) либо чуть ли не сутками на работе, либо общаются с друзьями, либо в командировках, а их чада в лучшем случае находятся на попечении бабушек и дедушек, а в худшем — у чужих теть-нянь, что сейчас стало особенно модным. А потом, уже в зрелом возрасте, мы жалуемся, что дети у нас плохие, непонимающие, черствые, не любят родителей. Но научились ли родители любить своих детей? Все ли сделали, чтобы невидимая ниточка, связывающая обе стороны, была прочной, надежной, чтобы не держала на вынужденном поводке, а соединяла сердца желанием понять и угодить друг другу.

За последнее столетие наш урбанизированный мир широко и далеко ушел от естественных, природных путей развития и принципов воспитания ребенка. Вместо вскармливания грудным материнским молоком нам активно пропагандировали дорогостоящие смеси. Слава богу, сейчас мало-помалу мы обращаемся к опыту наших бабушек и прабабушек. То же и с воспитанием. Поэтому от участников львовских тренингов можно было слышать: «Эти колыбельные я слышала от бабушки…», «Так дни рождения когда-то в детстве проводила моя мама». Хорошо, что осталась память и не все ушло в небытие.

Родители, с которыми удалось пообщаться, не скрывали удовлетворения от полученных теоретических и практических знаний. Многие искренне говорили, что теперь знают, чем объединить семью, как работать в ней, ибо воспитание ребенка — это большая нелегкая, но, главное, совместная работа. И именно ребенок призван быть основным источником развития, воспитания и объединения молодой семьи. Одна из молодых мам сказала, что научилась владеть эмоциями, стала лучше понимать своего малыша, но у нее возникают все новые вопросы, поэтому хотелось бы продолжить обучение. Ей интересно, например, узнать, как учить ребенка разговаривать, читать, считать, ведь необходимой содержательной литературы, к сожалению, не так много, да и не всегда самостоятельно в ней разберешься. А вот мнения других мам и пап: «Мы осознали, что значит быть родителями», «Поняли: чтобы разговаривать с ребенком на одном языке, нужно смотреть на окружающий мир его глазами», «Это было возвращение в детство, я вспоминал, о чем мечтал тогда, из-за чего мне было больно…», «После тренинга стала намного спокойнее, муж тоже, он научился играть с ребенком, обращаться с ним», «Семьи подружились между собой и стали единомышленниками, мы встречаемся и обмениваемся опытом, литературой, мыслями и проблемами, а дома не видим ничего зазорного в том, чтобы вместе с детьми ползать по квартире, прыгать на улице по лужам, дурачимся, одним словом, и не чувствуем себя при этом ненормальными…». Действительно, чтобы понимать своих детей, нужно самим чаще возвращаться в детство.

Интересно, что после начала работы курса в детском саду «Ласточка» образовалась целая очередь, особенно в ясельную группу. Так что программа начала активно работать во Львове. Желающих обучиться по ней очень много, но вопрос состоит в том, сможет ли Львовщина воспользоваться предложенным ей приоритетным правом и обеспечить дальнейшее продвижение полученных знаний. Городские власти в лице представителей здравоохранения и образования пока ничего конкретного сказать не могут, так как проект, финансируемый международной организацией, завершился только в конце сентября. Но уже сегодня есть реальная возможность работать по обучающей программе раннего развития ребенка в 4-й коммунальной поликлинике Львова, расположенной в самом многонаселенном районе города — Сиховском, где создается Центр планирования семьи, во Львовском областном перинатальном центре, есть предложение внести тренинги в курс повышения квалификации работников дошкольных заведений. Тренеры-энтузиасты, а также родители, прошедшие курс, планируют создать инициативную группу по распространению программы, тем более что в этих знаниях есть реальная потребность. На общественных началах долго не продержишься.

Ирина Зверева, координатор программ Христианского детского фонда, доктор педагогических наук, отметила:

— Львов зарекомендовал себя как уникальная площадка для отработки многих международных программ. Могу сказать, что и наша программа раннего развития ребенка, дающая возможность посмотреть на все знания в этом вопросе по-иному, стартовала здесь очень успешно. Нужно не упустить полученный шанс и развивать ее дальше.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно