ЧТОБ НЕ ПОДНЯЛАСЬ РУКА НА ЛИК МАДОННЫ…

Поделиться
Вглядываясь в ХХ век, нельзя не признать неоспоримым тот факт, что во многих странах сложилась и стабильно развивается индустрия туризма, располагающая материальной базой и обеспечивающая занятость миллионам людей...

Вглядываясь в ХХ век, нельзя не признать неоспоримым тот факт, что во многих странах сложилась и стабильно развивается индустрия туризма, располагающая материальной базой и обеспечивающая занятость миллионам людей. Сфера гостеприимности — крупнейшая в мире. В ней занято более 100 миллионов человек, половина из которых работает в гостиничном хозяйстве. Ни в какой другой индустрии нет такого количества работающих, которые вступают в контакт с потребителем продукции. В целом, в туризме занято 6% работоспособного населения всего мира. По расчетам Всемирной туристской организации, туризм вышел на первое место среди отраслей мирового хозяйственного комплекса по объему экспорта товаров и услуг. В сфере международного туристского обмена ежегодно оборачивается свыше 2,1 трлн. долларов США.

Предприятия туристской отрасли Украины в прошлом 1999 году предоставили услуги своим клиентам на сумму 16,7 млрд. гривен. Принято и обслужено около 4,5 млн. иностранных туристов, на внутренних туристских маршрутах побывало 13 млн. граждан Украины, но на фоне стремительного роста объема туруслуг, как никогда прежде, в условиях ужесточения конкуренции на мировом туристском рынке особую актуальность и значение приобретают вопросы реформаторского подхода в решении многих проблем, в том числе подготовки и переподготовки специалистов туристской индустрии. Об этом свидетельствуют процессы реформирования, происходящие в системе административного управления государством, не оставив в стороне такую важную отрасль, как туризм.

Оправданы ли такие глубокие изменения и преобразования в своего рода «индустрии впечатлений», покажет время. А все, о чем пойдет речь в предлагаемой читателю публикации, в большей или меньшей мере касается взглядов и оценки проблемы (скорее комплекса проблем) человека, для которого глубоко небезразлична судьба отечественной отрасли — туризма.

Вашим собеседником сегодня будет В.ФЕДОРЧЕНКО, президент Ассоциации учебных заведений Украины туристического и гостиничного профиля, ректор Киевского института туризма, экономики и права, заслуженный работник культуры Украины, член-корреспондент УАПН, профессор.

— Госком по туризму сегодня влился в состав Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма, объединяющего три различные направления. Как вы оцениваете подобные шаги в реформировании одной из прибыльнейших отраслей в экономике нашего государства?

— Если брать аналоги подобного комитета за рубежом, то они крайне редки. Можно назвать Россию, да еще Белоруссию. По существу больше аналогов в мире нет. Если и объединяют туризм, то, например, с министерством экономики или министерством транспорта, министерством внешней торговли и т.д. Нынешнее совмещение, на мой взгляд, не самое лучшее. В демократических правовых государствах эти структуры, как правило, всегда были и остаются самостоятельными.

Туризм, как никакая другая отрасль, а точнее сфера, должен иметь разветвленные, уточненные и весьма детализированные правила игры. Под правилами игры я понимаю, в первую очередь, блок законодательных актов и объемный блок подзаконных актов на уровне Кабинета министров, документов на уровне согласований с различными министерствами и ведомствами. Ведь туристическая сфера непосредственно касается личности, отдельного человека, а, в конечном счете, огромных человеческих потоков, называемых туристическими, — потоков людей, разных по возрасту, образованию, финансовым возможностям, разных по восприятию окружающей среды и качества жизни, культуры, разных по манерам поведения, психологического склада, по способности личностных контактов и т. д. Это особая сфера, в которой должен быть задействован большой круг министерств и ведомств.

И все же Государственный комитет по туризму (ныне Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма) в сложных экономических условиях создал достаточно надежный фундамент дальнейшей динамизации туристической сферы Украины, превратив ее в одну из доходнейших отраслей, пополняющих государственный бюджет. Только в минувшем году в бюджеты всех уровней в виде налогов и обязательных платежей поступило 6,3 млрд. гривен.

К примеру, в Австрии и Бельгии туристическая отрасль дает 6% валового национального продукта, а наша, без особых затрат — 8,2%, в то время как строительство — 5%, торговля — 8%. Каждый турист, приезжающий к нам, обеспечивает, как минимум, десять рабочих мест. А нашу страну ежегодно посещают в среднем до 5 миллионов туристов…

— Пользуясь названием известной телепередачи, так и хочется воскликнуть: «Не все так плохо в нашем доме!..» Не так ли?

— Войдя в процессе интеграции государства в единую общеевропейскую систему, нам необходимо бороться за устойчивость туристических потоков. Однако, как показывает практика, Украина оказалась не полностью готовой к происходящим переменам, упуская предоставляющиеся возможности, неся огромные, ничем не оправданные потери. Самое, пожалуй, необъяснимое заключается в том, что многие ключевые вопросы делового и культурного обмена в организации туристического бизнеса остаются в стороне от серьезных научных исследований и анализа, от изучения и использования опыта и достижений высокоразвитых стран, где туризму придается приоритетное значение.

Вот всего лишь несколько примеров. В Турции туризм — вторая по значимости отрасль после легкой промышленности, которую тоже, кстати, «вытянули» за счет шоп-туризма. Греция за счет туризма формирует свою экономику. Итальянцы вообще не мыслят себя без туристической индустрии. У них есть области, которые принимают столько туристов, сколько вся Украина. Испания занимает второе место после США по количеству туристов. Эта 46-миллионная страна ежегодно принимает 50 миллионов гостей. Фактически она создает свою экономику за счет туризма. Выигрывают испанцы тем, что сумели создать развитую инфраструктуру.

Глубокой иллюзией являются надежды многих наших экономистов и политиков на то, что туристический бизнес в нашей стране достигнет уровня международных стандартов без необходимых вложений… Нужна современная реклама, информационные потоки. Зарубежные путешественники должны знать Украину не только по Чернобылю и киевскому «Динамо»…

Скажем, Великобритания в рекламе не нуждается, но она ежегодно тратит колоссальные средства — 82 млн. фунтов стерлингов из бюджета — на поддержание своего имиджа, зная, что каждый фунт, вложенный в рекламу достопримечательностей Лондона, Ливерпуля, Манчестера, принесет 27 фунтов. Так же поступают Германия, Турция…

Опыт многих стран мира доказывает, что при должной организации туризм является надежным источником финансовых поступлений, прежде всего, валютных. Он содействует повышению занятости населения, а, в конечном счете, и достатка граждан. В большинстве зарубежных государств доля туризма составляет от 10 до 30 процентов совокупного общественного продукта, принося в бюджет значительные валютные поступления.

Подсчитано, например, что в странах Западной Европы для получения доходов, эквивалентных тем, которые дает пребывание одного туриста, довелось бы (в среднем) вывезти на мировой рынок 9 тонн каменного угля или 5 тонн марганцевой руды, или 2 тонны высокосортной пшеницы. По подъему экспорта товаров и услуг туризм вышел на первое место в мире. Для Украины все это имеет особое значение еще и потому, что именно через туризм создается реальный имидж государства в тех сферах, которые остаются вне официальной политики.

— Уже сегодня госадминистрациями некоторых областей дискутируется вопрос о разделении управленческой структуры — отдельно туризм, отдельно гостиничное хозяйство. Как оцениваете вы, уважаемый Владимир Кириллович, такую позицию?

— Необходимо взвешенно подойти ко всем «за» и «против». Нужно подумать и оценить, насколько это целесообразно. Хотя гостиничное и туристическое дело во всем мире понимается как двуединое целое. Но я глубоко убежден в том, что во всех министерствах, ведомствах, причастных к отрасли туризма, должно быть глубинное понимание общей задачи. Ведь речь идет о постоянных и все возрастающих потоках туристов. Сегодня мы имеем 700 миллионов человек на международных туристических маршрутах, в ближайшее же время на планете будет 1 млрд. путешествующих, с прибылью в один триллион американских долларов валютных поступлений. Миллиард путешествующих — это одна шестая населения земного шара. Если сюда добавить еще туристов, путешествующих по внутренним маршрутам (а их сегодня 1 млрд. 800 млн.), то станет ясно, что почти 50% населения земли находится в постоянном путешествии по туристическим маршрутам. Значит, кто- то должен эти потоки планировать и контролировать?

Админреформа на данном витке коснулась больше министерств и ведомств. Теперь местные органы власти, глядя на то, что сделано в рамках министерств и ведомств, будут предлагать вводить соответствующие структуры у себя на местах. Скажу больше, если говорить в целом по Украине, думаю, что 13—14 областей вообще не имеют никаких структур, связанных с управлением туризмом. Говоря о реформе, нужно отметить, что она бесспорно своевременна, оправданна и крайне необходима. Что касается туристической отрасли в целом, в которой задействовано множество министерств и ведомств, объединяющих и создающих туристическую инфраструктуру, то общеизвестно, что создать ее самостоятельно ни одно из них не может. Требуется аккумуляция сил и средств.

— История подтверждает, что во многих странах, в которых издавна заложены хорошие основы туризма, эта сфера всегда находилась и находится под патронатом государства. Известно, что сегодня в Украине работает программа по туризму до 2005 года. Что вы можете сказать об этом?

— В целом это очень интересная, составленная знающими специалистами программа. Она очертила перспективы отечественного туризма. Но пока нет соответствующего финансового подкрепления, особенно что касается строительства новых гостиниц, пансионатов. Хотелось бы в этой связи обратить внимание на то, что еще несколько лет назад на берегу Днепра в Киеве в районе станции метро «Левобережная» был отведен участок площадью 3,9 га под строительство гостиницы на 600 мест с бизнес-центром, бассейнами, теннисными кортами, офисами и жилым фондом. Подведены все необходимые инженерные коммуникации, площадка освобождена от зданий и сооружений, есть производственная вспомогательная база для строительства объекта. Разработан форпроект с выходом к берегу реки для организации отдыха. Но, увы, из-за финансовой нехватки дело застопорилось…

Вот еще пример. В Египте для осмотра пирамиды Хеопса и Сфинкса, с участием Великобритании, создано впечатляющее зрелище «Свет и музыка». Вложены колоссальные средства для достижения настоящего эффекта перенесения в эпоху создания пирамид. Понятно, что без государственной поддержки создать такое диво практически было бы невозможно. У нас же уже несколько лет существует программа-разработка туристического маршрута «Намисто Славутича». Очевидно, что без государственных вложений ее реализация невозможна. С одной стороны, может быть создан отдельный фонд… но кто и как его будет поддерживать, контролировать, и, наконец, какова заинтересованность высших властных структур в этом? А ведь осуществление этой, не побоюсь сказать, грандиозной и захватывающей программы может стать уникальным аналогом «Золотого кольца» в России, не уступающим по своей привлекательности…

Касаясь важности этого вопроса, хотелось бы сделать небольшой экскурс в прошлое. Еще свежи в памяти те времена, когда многие наши соотечественники в 80-е годы жаждали попасть в здравницу на золотых песках болгарского Черноморского побережья. Даже в то время роль туризма в экономике Болгарии была огромна. Страна с 9-миллионным населением принимала примерно такое же число туристов в год. Там была реализована большая программа освоения Черноморского побережья. А теперь сравним возможности Украины, имеющей два моря — Черное и Азовское. Скажу откровенно, мы недооцениваем, прежде всего, возможности Крыма, как здравницы, которой могут позавидовать многие страны.

— Не менее острая проблема сегодня — подготовка кадров в сфере туризма и гостиничного сервиса. Для молодых людей, выбравших для себя будущую профессию, связанную с туризмом, сегодня вопрос «Куда пойти учиться?» из области гипотетической (бессистемного поиска любого вуза по туризму) перешел в плоскость решения практических задач: как правильно выбрать учебное заведение и трудоустроиться по его окончании? Вы согласны с этим?

— Действительно, на первый взгляд выбрать есть из чего. В настоящее время образованием в сфере туризма в Украине занимается около пятидесяти средних и высших учебных заведений разных форм собственности. А ведь еще сравнительно недавно подход к решению этой проблемы был весьма упрощенным — потребности туристской отрасли удовлетворялись несколькими «интуристовскими» и профсоюзными курсами переподготовки специалистов. Но в условиях рыночной экономики такое отношение к подготовке кадров стало абсолютно бесперспективным.

Ставя перед собой задачи повышения качества туристского образования, нам необходимо учитывать тенденции развития мирового туризма, опыт передовых зарубежных стран в учебно- образовательном процессе, который пребывает в состоянии постоянного поиска путей совершенствования. При этом мы исходим из положения о том, что подготовка специалистов для сферы туризма и гостиничного хозяйства является органической составной современной системы образования в целом. Главная задача учебных заведений туристского направления, по моему глубокому убеждению, заключается в формировании конкурентных специалистов, которые должны владеть предпринимательскими навыками и уметь работать инициативно. Гуманизация туристского образования требует выдвижения на передний план общечеловеческих ценностей, последовательного усиления внимания к личности человека, опирающегося на философское обоснование учения о человеке, о его месте в природе, истории и культуре…

— Известно, что в конце октября этого года в учебно-научно-производственном комплексе «Туризм, гостиничное хозяйство, экономика и право» состоится международная научно-практическая конференция «Туризм на пороге ХХI столетия: образование, культура, экология». Почему именно вашему учебному заведению оказывается такая высокая честь? Или это простая случайность?

— Нет, это не случайно. Именно наш комплекс выступил с такой инициативой, одобренной В.Цибухом. Полное понимание важности этого мероприятия как для Украины, так и для других стран, мы получили со стороны руководителей министерств: образования, культуры, охраны окружающей среды и ядерной безопасности. Одним из организаторов конференции является также ассоциация учебных заведений Украины туристского и гостиничного профиля, штаб-квартира которой базируется в нашем комплексе. Кроме министерств и ведомств, в конференции примут участие ведущие ученые и специалисты Национального университета имени Т.Г.Шевченко, Института геологических наук НАНУ, Института соционики, Донецкого института туризма и бизнеса, Института туризма Федерации профсоюзов Украины, Одесского государственного экономического университета, Львовского института региональных исследований, Киевского института физической культуры и др. На конференцию приглашены и зарубежные гости: Белорусская высшая школа туризма, Бургасский колледж по туризму (Болгария), Высшая школа гостиничного хозяйства «Еразмус» (Бельгия), Российская международная академия туризма, Сопотская высшая школа туризма и гостиничного хозяйства (Польша) и др.

— Чем определена актуальность темы международной конференции? Какая взаимосвязь между образованием, туризмом, культурой и экологией?

— На стыке веков есть повод задуматься над тем, что за «видимым благополучием» развития образования в туризме и гостиничном хозяйстве скрываются и многочисленные проблемы. Они кроются в качестве подготовки выпускников, уровне учебных планов, методических разработок и их адаптированности к условиям современного туристского рынка, где идет жесткая конкурентная борьба.

Туризм — это феноменальное явление современной мировой экономики. И не только экономики…

Следует отметить и тот факт, что в сфере туризма сегодня задействованы самые современные системы транспорта, связи, культуры, образования, строительства, торговли… Туризм развивается на стыке многих отраслей науки, и, естественно, нельзя игнорировать тот факт, что для него необходима аккумуляция усилий многих отраслей экономики.

Динамизм развития туризма в мировом масштабе накануне нового тысячелетия требует философского осмысления и обобщения тенденций, происходящих в мире путешествий с его стремлением к познанию нового, к сближению людей разных возрастных, социальных, религиозных, образовательных категорий.

Особо хочу подчеркнуть то, что наша позиция в этом отношении незыблема: мы должны готовить не просто квалифицированные кадры, но и воспитывать личности, которые своим трудом, жизнедеятельностью будут оказывать воздействие на развитие в Украине демократического, социально и гуманистически ориентированного общества. Именно гуманизация, которая выходит на передовые рубежи социально-политического развития общества, должна быть сконцентрирована на преподнесении жизненно важных ценностей, на причастности к духовному наследию человечества, знание которого никогда не позволит хищнически использовать богатства окружающей среды, не позволит поднять руку на лик Сикстинской мадонны, осквернять могилы или уничтожать храмы…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме