Бульдозером по старообрядческой церкви

5 августа, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №30, 5 августа-12 августа

Власти города собираются снести единственную в Одессе старообрядческую церковь. И на ее месте построить то ли элитный жилой дом, то ли торговый центр...

Власти города собираются снести единственную в Одессе старообрядческую церковь. И на ее месте построить то ли элитный жилой дом, то ли торговый центр. Чиновники сами толком не ведают. Им безразлично. Всем заправляет одна коммерческая структура, пользовавшаяся у прежней местной власти особым покровительством. Она и получила от нее неограниченные права на реконструкцию старых кварталов в районе знаменитого «Привоза».

Дорога от Храма?..

Судьбу зданий, оказавшихся в зоне сноса, вышеназванная структура стала решать самостоятельно, по собственному усмотрению. А это жилые дома, магазины и… церковь. Однако, почему надо сносить храм, не совсем понятно. Но власти этот вопрос с прихожанами не обсуждали. Они все отдали на откуп коммерсантам. А для тех главное — как можно больше выжать денег из супервыгодного проекта, коим является реконструкция старых кварталов. А посему при составлении перечня объектов, хозяевам которых полагается компенсация, храм они сознательно пропустили. Сделали вид, что церкви в этом месте вообще не существует. Хотя это огромное здание высотой в два этажа, площадью
545,7 кв. м. Понятно почему, ведь компенсацией в несколько тысяч гривен тут не обойдешься.

Когда прихожане узнали о сносе храма и обратились за помощью к руководству города, то бывший мэр Одессы Руслан Боделан отправил верующих решать свою проблему с частной структурой. Старообрядческой общине понадобилось год усилий и хождений по кабинетам, чтобы власть наконец-то издала дополнительное решение и обязала коммерсантов до начала реконструкции предоставить для церкви другое здание. Однако в ответ коммерсанты стали судиться с городом, требуя отменить данное решение, потому как оно, вдумайтесь, ущемляет, как они утверждают, их законные права. Но самое возмутительное, что и при сменившейся власти эти «денежные мешки» продолжают действовать так же.

Ведет реконструкцию кварталов ЗАО «Футбольный клуб «Черноморец». Эта частная структура обратилась к городу с ходатайством предоставить ей возможность реконструировать старые кварталы, и власти своим решением от 15.01.2004 г. определили ее главным застройщиком. Без всяких тендеров. Сегодня реконструкция идет полным ходом. Стройка уже подпирает церковь, под ее стенами куча мусора. Что будет дальше, прихожане не знают. Они были на приеме у новой власти, однако полной ясности нет. Заместитель мэра Одессы Михаил Кучук пообещал, что никто их на улицу не выселит. Однако это всего лишь слова. Во-первых, город не может предоставить для церкви другое культовое здание — его попросту нет. Во-вторых, прежняя власть согласовала выделение земельного участка неподалеку от железнодорожного вокзала для строительства нового храма. Старообрядческая община даже заказала проект здания. Однако у верующих нет средств на его строительство. А застройщик — ЗАО «ФК Черноморец» — возмещать убытки в связи со сносом церкви не собирается, хотя по закону обязан. А в-третьих, новые руководители уже заявили, что данное место для церкви не может быть выделено — коммуникации не позволяют ее там строить. Скорее всего, кто-то другой, с деньгами, присмотрел для себя это место, на углу Итальянского бульвара и Гимназической.

Вице-мэр считает, что у церкви нет никакой проблемы: есть решение горисполкома (принятое старой властью), и ЗАО «ФК «Черноморец» обязан предоставить здание для церкви. Что интересно, узнав о том, что ЗАО по этому поводу судится с городом, Кучук позвонил руководству «ФК «Черноморец». И руководство пообещало Михаилу Ильичу, что отзовет свое исковое заявление. Но, как оказалась, над заместителем городского головы коммерсанты пошутили. Никто иск отзывать не собирался. После этого телефонного разговора состоялось два судебных заседания. И 22 июля суд после долгого затягивания дела вынес решение — отказать ЗАО «ФК Черноморец», требовавшему отменить решение горисполкома о предоставлении нового здания для церкви. Однако это вовсе не означает, что коммерсанты выполнят решение города. В хозяйственном суде уже восемь месяцев лежит без движения исковое заявление старообрядческой церкви, которая просит обязать «ФК «Черноморец» возместить церкви убытки в связи со сносом храма. Но ЗАО все делало для того, чтобы оно долго лежало под сукном. Когда будет вынесено решение (а по закону, логике и здравому смыслу оно не может быть в пользу коммерсантов), то надежды, что оно будет выполнено, тоже никакой.

Кто в городе хозяин?

Ситуация со сносом старообрядческой церкви затрагивает очень многие аспекты. И не только моральные. Это своего рода тест для старо-новой городской власти на предмет ее служения интересам горожан или «денежным мешкам». К слову, первые выявленные нарушения, о которых заявила команда Эдуарда Гурвица, приступив к руководству городом, касались как раз строительства зданий без всяких разрешительных документов. Это то, чем грешит сегодня «ФК «Черноморец». Власть тогда подчеркнула: этому безобразию будет положен конец. Более того, отвечая на вопросы журналистов касательно реконструкции кварталов в районе «Привоза», мэр Одессы Эдуард Гурвиц прямо заявил: Климов в городе хозяйничать не будет.

Леонид Климов — народный депутат Украины, руководитель Одесской областной организации Партии регионов. Правда, одесситам он больше известен как один из самых богатых людей города, а не парламентарий. Потому как человек он совершенно не публичный. Даже в Верховной Раде, судя по данным парламентского сайта, он ни разу не выступил: ни с трибуны, ни с места. Зато созданные им коммерческие структуры видны в Одессе повсюду. Куда ни кинь взглядом, везде наткнешься на вывеску Имексбанк, медицинская компания «Андромед», строительная компания «Приморье» и т. д. Именно ему и подконтрольна коммерческая структура, которая ведет реконструкцию кварталов в районе «Привоза». Г-н Климов официально является почетным президентом ЗАО «Футбольный клуб «Черноморец». Представители старообрядческой общины в октябре прошлого года встречались с ним. И Леонид Михайлович тогда пообещал, что все работы по переносу и строительству нового храма будут оплачены. И что указания на сей счет он уже дал своим подчиненным. Но это были всего лишь слова. И сегодня другие народные депутаты, в частности Антон Киссе, вынуждены направлять запросы в различные инстанции, чтобы решить проблему, созданную климовской коммерческой структурой.

Кстати, самая первая гурвицевская сессия горсовета как раз подняла вопрос о некоторых объектах Климова. Было похоже на то, что «новая» власть собирается умерить аппетиты климовской империи. На деле оказалось, что это не совсем так. Слегка пощипав структуры Климова, власть успокоилась. Между тем ЗАО «Футбольный клуб «Черноморец» ведет реконструкцию без необходимых согласований и разрешений, без утвержденного проекта. Как пояснили в управления Государственного архитектурно-строительного контроля, самовольно. По словам начальника ГАСКа Николая Клюшникова, им пришлось вызывать «Беркут», чтобы попасть на объекты Климова.

Надо отметить, действиями ЗАО «ФК «Черноморец» возмущены не только прихожане старообрядческой церкви, но и жители соседних домов, которые также страдают от стройки. Они тоже не знают, чего им ожидать от реконструкции. И вообще неизвестно, что представляет собой данный проект. К сожалению, нынешняя власть, как и прежняя, не привыкла информировать граждан. В целом надувать щеки и говорить правильные слова она умеет. О разработке генплана города, к примеру. А когда дело доходит до конкретики, то, увы, ничего определенного. В городском управлении архитектуры пояснили: они видели лишь эскизный проект застройки кварталов, но он мог измениться. А окончательный вариант «ФК «Черноморец» не представил. Поэтому, что там будет построено, в управлении ответить не могут. Пришлось позвонить в офис известных в городе архитекторов Повстанюков, которые проектировали застройку кварталов в районе «Привоза», и узнать, что же будет стоять на месте церкви. К своему удивлению, из уст одного из младших Повстанюков я услышала не ответ на вопрос, а возмущение. Дескать, каждый звонит: кто со своим ларьком, кто с магазином, а вы с церковью, а там гадюшник, который давно надо снести… По сути же вопроса архитектор сообщил, что без ведома заказчика (то есть «ФК «Черноморец») он не имеет права разглашать информацию. В общем, комментарии, как говорится, излишни.

Вместе с тем горожанам хотелось бы знать и другое. На каких условиях, к примеру, ЗАО «ФК «Черноморец» ведет реконструкцию? Ведь это очень выгодный проект. Офисы, супермаркеты и современные жилые дома в центре города стоят огромных денег, которые получит ЗАО после строительства и продажи объектов. А что будет иметь город, кроме новых зданий? Наконец, непонятно, какая все же общественная необходимость в сносе храма? Это ведь не ветхое и аварийное строение, которое надо во что бы то ни стало заменить. Однако городская власть не удосужилась ответить горожанам на все эти вопросы.

Первая старообрядческая церковь, а точнее, деревянная часовня, появилась в Одессе вместе с ее первыми поселенцами — в 1798 году. В 1828-м старообрядцам был передан молитвенный дом на ул. Преображенской. А в 1911-м на его месте была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 30-е годы этот прекрасный во всех отношениях храм, как и другие церкви, был взорван. И лишь в конце 1944 года Кагановичский исполком г. Одессы передал старообрядцам в бесплатное и бессрочное пользование двухэтажное каменное церковное здание на углу бывших улиц Куйбышева и Колхозного переулка. С тех пор и по день нынешний там стоит действующая Русская старообрядческая православная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, где регулярно идут богослужения.

Старообрядцы, или староверы, как известно, это часть православных христиан, исповедующих веру, которая существовала в России с момента крещения Руси повсеместно более шести веков. В середины XVII столетия патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича провел церковную реформу: заменил двоеперстие на троеперстие, исправил богослужебные книги, обряды, иконы с тем, чтобы унифицировать русскую церковь с греческой. Часть православных отказалась принять нововведения и осталась верна старой вере. За неповиновение староверов казнили, преследовали, они вынуждены были бежать на север, в Сибирь, за пределы страны на пустующие земли, в леса. Когда по указу Екатерины II началось заселение южных новоприсоединенных земель (в этот период и была образована Одесса), преследование старообрядцев прекратилось. Так староверы оказались в числе первых поселенцев нового портового города у Черного моря. Когда Бессарабия, где обосновалось немало старообрядцев, вошла в состав Российской империи, их количество заметно возросло. Веру своих предков потомки староверов бережно хранят по сей день.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно