БЕРЕГИТЕСЬ «СИНДРОМА МЕНЕДЖЕРА»

7 февраля, 2003, 00:00 Распечатать

С 23-летней Дашей мы встретились в кризисном отделении столичной психоневрологической больницы. Девушку положили сюда с тяжелой депрессией, бессонницей, апатией и потерей аппетита...

С 23-летней Дашей мы встретились в кризисном отделении столичной психоневрологической больницы. Девушку положили сюда с тяжелой депрессией, бессонницей, апатией и потерей аппетита. При этом жизнь Даши складывалась вполне благополучно: любящие родители, уютный дом, престижная должность в туристической компании. Как выяснили медики, причиной такого тяжелого состояния был… мучительный страх потерять работу. Почти год Даша провела в постоянном ожидании увольнения. Это закончилось нервным срывом.

— В фирме я всегда была на хорошем счету. Ни замечаний, ни критики в свой адрес не слышала. Но в прошлом году начальник провел сокращение штатов, уволил нескольких менеджеров, а оставшимся намекнул, что теперь будет регулярно анализировать нашу работу и избавляться от тех, кто покажет худшие результаты, — рассказывает Даша. — Естественно, это всех подстегнуло, и мы стали работать с удвоенной энергией. Но через некоторое время я заметила, что мой трудовой энтузиазм постепенно идет на спад, а вместо него нарастает волнение и страх оказаться не на высоте. Дело в том, что после увольнения коллег их обязанности автоматически перешли ко мне, нагрузка увеличилась, и справляться стало намного тяжелее. Я все больше времени проводила на работе и очень старалась, но все-таки постоянно что-нибудь не успевала. Посоветоваться с коллегами боялась: ведь мы же конкуренты! Рассказать начальству тем более невозможно — тут же сократят. Раньше всегда уходила из офиса вовремя, но в последнее время стала задерживаться по вечерам, брать работу на дом. Иногда приходилось спать всего четыре часа в сутки, но все равно результаты оставляли желать лучшего. А несколько месяцев тому назад, когда шеф впервые раскритиковал меня на общем собрании, я испытала поистине панический ужас. При одной мысли, что могу потерять работу, выступал холодный пот, появлялась дрожь в коленях. Мне казалось, я прикладываю все усилия к тому, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Из-за работы практически перестала общаться с друзьями. Отказывалась даже от коротких отпусков и отгулов. Но чем жестче становился распорядок дня, тем быстрее уставала. Появилась постоянная сонливость, медлительность. Пила крепкий кофе чашку за чашкой, но даже это не помогало: все время хотелось спать. В конце концов, мое состояние стало бросаться всем в глаза. Знакомые и коллеги спрашивали: « Что с тобой, почему ты все время спишь?» И я поняла, что нужно обратиться за помощью к специалистам...

Потребовался длительный курс реабилитации, включающий консультации психологов, психотерапевтов, медикаментозную и физиотерапию, чтобы девушка успокоилась, избавилась от навязчивого страха. По мнению медиков, случай с Дашей типичен. Страх потерять работу сегодня испытывают миллионы служащих во всем мире, независимо от избранной специальности и квалификации. Даже самые опытные профессионалы не застрахованы от увольнения. Высокая конкуренция на рынке труда, быстро меняющиеся требования к сотрудникам, постоянное внедрение новых технологий делают уязвимыми абсолютно всех. Именно поэтому, получив хорошее место, люди стараются утвердиться на нем, стать незаменимыми, удивить работодателей своими деловыми качествами. На Западе врачи называют такую привычку работать на износ «синдромом менеджера». Чем же он опасен? Разумеется, можно несколько недель или даже месяцев работать на пределе сил, но если это тянется слишком долго, неизбежно начинается эмоциональное и физическое «перегорание», усталость. Человек уже не может так же интенсивно работать, и страх увольнения из-за этого нарастает. Кстати, избыточное трудовое рвение часто становится причиной инфаркта у мужчин 35—45 лет. А женщины приобретают неврозы, депрессии.

— От дальнейшего развития «синдрома менеджера» Дашу спасла внезапно появившаяся сонливость. Это своеобразная реакция организма на непосильные нагрузки, длительный стресс, — считает заведующий Центром психотерапии и медицинской психологии Киевской психоневрологической больницы № 1 Леонид Юнда. — У каждого из нас есть свой предел прочности, который не следует превышать, иначе психика начнет давать сбой. Как же работать не перегружаясь? Во-первых, следовать собственным биоритмам. У людей обычно два периода максимальной активности: первый начинается после девяти утра и длится до обеда, второй начинается с трех-четырех дня и заканчивается к ужину. После девяти вечера продуктивность труда резко снижается. Так что не стоит корпеть над работой вечером или ночью — толку все равно не будет. Никогда не жертвуйте сном даже ради самых важных дел! Исследования показали, что у тех, кто спит до 4 часов в сутки, работоспособность падает как минимум вдвое. Многие пытаются стимулировать себя чаем, кофе, никотином. Но у всех стимуляторов есть так называемая «парадоксальная реакция»: если выпивать больше четырех чашек крепкого кофе или чая в день, то вместо активизации появляется усталость и сонливость. Это свидетельствует о переутомлении нервной системы. Если дается много заданий сразу, надо делать все по плану: самое важное и сложное — с утра, на свежую голову, затем — более легкие задачи. Если не успеваете чего-то сделать — не паникуйте, обратитесь за помощью к коллегам, либо перенесите на другое время. Не бойтесь показаться некомпетентными. Гораздо важнее сохранить здоровье.

Если вдруг появляются трудности на работе, следует прежде всего проанализировать причины этого явления. Возможно, ваших знаний или умений не хватает, чтобы справиться с заданиями. В таком случае займитесь самообразованием: проштудируйте необходимую литературу, проконсультируйтесь со специалистами, попросите послать вас на курсы повышения квалификации. Но, возможно, дело совсем не в ваших личных качествах, а в плохой организации труда. Допустим, на фирме нет необходимого оборудования, задачи нечетко сформулированы либо меняются каждый день, в зависимости от капризов руководства. К сожалению, ситуация эта довольно типична: в целях экономии работодатели частенько заставляют одного сотрудника работать за двоих-троих. При этом специально держат подчиненных в страхе, пугая грядущим сокращением штатов, дабы заставить их работать более интенсивно. Не поддавайтесь на эту уловку! Следует тактично обратить внимание коллег и начальства на то, что вас непомерно нагружают работой и попросить распределить обязанности более рационально. Если реакцией на просьбу станет увольнение, не переживайте ни одной минуты: стоит ли оставаться в коллективе, где вас не ценят и не берегут ваше здоровье?

От потери работы сейчас никто не застрахован. Как вести себя, если это все же случилось? Прежде всего, не преувеличивайте значимость этого события. Увольнение — вовсе не конец вашей карьеры, а лишь очередной ее виток. Кстати, многие профессионалы добиваются значительных результатов в своей области, меняя место работы чуть ли не ежегодно.

— Причина стресса часто заключается даже не в потере должности, а в неадекватном отношении к этому событию. В иерархии ценностей современных людей, особенно молодых и амбициозных, престижная и хорошо оплачиваемая работа стоит слишком высоко, порой затмевая даже такие незыблемые понятия, как семейное благополучие, здоровье, дружба, любовь. Именно отношение к увольнению — лакмусовая бумажка многих проблем, — продолжает Леонид Юнда. — Прежде всего, сядьте и спокойно посчитайте «плюсы», которые можно извлечь из ситуации: у вас появится свободное время, займетесь семьей, навестите старых друзей, поправите здоровье, в конце концов, просто отдохнете! А затем, с новыми силами, возможно, найдете более интересную и высокооплачиваемую должность.

И еще один нюанс: легче всего переживают различные служебные неурядицы люди с широким кругом общения. А вот те, кто ограничивает его одними сослуживцами, сильно рискуют. Ведь лишившись работы, такой человек теряет не только средства к существованию, но и все личные связи и контакты. Забрав трудовую книжку и придя домой, он вдруг чувствует вокруг себя вакуум. Поэтому увольнение для него становится еще трагичнее. Психологи рекомендуют: как бы ни был хорош ваш рабочий коллектив, не ограничивайтесь им. Обязательно поддерживайте отношения со школьными приятелями, соседями, родственниками — теми, с кем можно просто поболтать, расслабиться, повеселиться. Независимо от вашей должности и материального статуса они будут рядом, и это придаст уверенности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно