Бельгийское прошлое украинской экономики

Поделиться
Направленная на будущее развитие украинско-бельгийских отношений недавняя экономическая миссия ...

Направленная на будущее развитие украинско-бельгийских отношений недавняя экономическая миссия в Украину наследного принца Бельгии Филиппа в сопровождении около 160 предпринимателей, представляющих 109 компаний, помогла осветить малоизвестную в Украине и в Бельгии страницу истории двух стран. Во время семинара по истории двусторонних экономических и политических отношений 23 ноября 2010 года была представлена переведенная с английского книга бельгийского историка и дипломата Вима Пеэтерса «Сталь у степу», посвященная исследованию бельгийских инвестиций в Украине в конце ХІХ—начале ХХ века.

Благодаря беспрецедентным инициативам и настойчивым усилиям Посольства Бельгии в Украине впервые опубликованы интересные не только специалистам материалы, свидетельствующие о давней и плодотворной истории украинско-бельгийских экономических отношений.

Участники семинара, проходившего в Дипломатической академии Украины, узнали, что по состоянию на 1900 год Бельгия была самым крупным(!) иностранным инвестором в Российскую империю. Причем из 831 млн. бельгийских золотых франков 550 млн. были вложены на территории Украины, что составляло здесь 60% всех иностранных капиталовложений. Бельгия была главным инвестором в угледобыче и металлургии, машиностроении и городском транспорте. Вместе с представителями агробизнеса (сахарные заводы на Черкасчине) активно участвовала в формировании промышленного потенциала Украины как части общего европейского экономического пространства. В докладе французского банка Credit Lyonnais за 1900 год утверждалось, что бельгийцы присутствуют во всех отраслях индустрии Донбасса (более чем в 50 компаниях, среди которых такие крупные, как CocKerill, Providence, Solvay). 13 тысяч бельгийских инженеров, мастеров, высококвалифицированных рабочих и специалистов и членов их семей переселились в Украину. Некоторые тогдашние бельгийские газеты называли Донбасс «десятой провинцией Бельгии». Королевство Бельгия имело в Украине больше консульских учреждений, чем на остальной территории Российской империи.

На богатых и почти незаселенных степных землях бельгийцы соорудили даже более крупные и лучшие предприятия, чем были в то время в Бельгии. Имеющиеся природные и трудовые ресурсы Украины, вместе с «благоприятным инвестиционным климатом», создали условия, когда проблемы нехватки капитала не существовало.

Вертикально интегрированные предприятия, принадлежащие бельгийцам, производили чугун, сталь и прокат для потребностей всей Российской империи, а сооруженная ими в Николаеве судоверфь с пятью тысячами работников была одной из самых крупных в мире и строила корабли для российского Черноморского флота (в частности, знаменитый броненосец «Потемкин»). Новообразованные предприятия имели развитую социальную инфраструктуру и представляли собой своеобразные города с католическими и православными (для местных жителей) храмами, собственными больницами и школами, театрами, яхт-клубами и теннисными кортами.

В богато иллюстрированной книге В.Пеэтерса можно найти интересные карты и таблицы, увидеть, какой вид имели облигации и акции, химический завод в Лисичанске, трамвай в Киеве и Одессе, рабочие поселки в Константиновке и Енакиеве. Именно бельгийцы построили трамвай и в таких городах Украины, как Симферополь, Харьков, Севастополь, Кременчуг, Екатеринослав (Днепропетровск) и Николаев.

Хотя Бельгия вплоть до 1917 года оставалась важным игроком в экономике Российской империи, она постепенно уменьшала свое доминирование в пользу Великобритании и Франции в горной промышленности и металлургии, сохраняя первенство в машиностроении, трамвайном транспорте, электроэнергетике, производстве специальных строительных материалов и стекла.

Автор не обошел вниманием и острые проблемные вопросы, возникавшие перед бельгийским бизнесом во время экономического кризиса начала ХХ века. По приведенным в книге данным, в результате трудовых конфликтов 1905 года в Донбассе рабочие захватили около 20 бельгийских предприятий. Вместе с тем некоторые руководители компаний, как сообщает автор, протестовали против жестких методов, применяемых полицией во время подавления социальных волнений (например, на листовальцовочном заводе в Константиновке).

Заслуживает внимания то, что фактическая национализация бельгийских сталелитейных предприятий состоялась еще до 1917 года, после вступления России в Первую мировую войну и оккупации Бельгии Германией.

Особенно интересен раздел «Бельгийские броневики на украинском фронте», содержание которого свидетельствует, что во время Первой мировой войны Бельгия была готова с оружием в руках защищать свои экономические интересы на Восточном фронте — далеко от собственных границ, но рядом с расположенными в Украине бельгийскими предприятиями. Подробнее об этом можно узнать из иллюстрированной многочисленными документами и фотографиями книги Августа Тири «Пілігрими Великої війни. Одіссея бельгійського бронедивізіону в 1915—1918 роках» (К., Темпора, 2010, 240 с.).

Хотя после революции 1917 года бельгийские предприятия были навсегда отобраны у владельцев, по подсчетам автора «Сталі у степу», накануне Первой мировой войны донбасская сталелитейная промышленность более чем компенсировала бельгийские инвестиции и консолидированные убытки. «Несмотря на все трудности, — пишет В.Пеэтерс, — это был здоровый брак между украинскими минеральными и трудовыми ресурсами и бельгийским менеджментом и ноу-хау».

Трудно не согласиться с выводами, приведенными в заключительном комментарии Вима Пеэтерса. Прежде всего с тем, что немногим больше чем за 10 лет Донбасс, который был отдаленным сельскохозяйственным и почти незаселенным регионом, превратился в один из главных двигателей развития промышленности в масштабах Российской империи и Восточной Европы.

Наступило время «переписать» навязанную советской историографией одностороннюю интерпретацию роли иностранных «капиталистов» в индустриализации Украины. Беспокоясь о дальнейшем привлечении инвестиций, надо отдать должное бельгийским, английским, французским, немецким и другим иностранным предпринимателям, инженерам и мастерам, которые совместно с местными специалистами и рабочими осуществили в Донбассе «капиталистическую индустриализацию». Без нее была бы невозможна «социалистическая индустриализация» 30-х годов, которой так гордятся те, кто ностальгирует по СССР.

Книга Вима Пеэтерса дает украинцам и бельгийцам возможность рассматривать экономическую миссию принца Филиппа в контексте возвращения бельгийского капитала в Украину. О перспективах экономики Украины не только в европейском, но и в мировом контексте свидетельствует то, что упомянутая миссия стала одной из четырех, которую ежегодно осуществляет будущий король в сопровождении бельгийских бизнесменов. Наряду с нашей страной в 2010 году принц Филипп посетил Индию, Бразилию и Казахстан, а в 2011-м намерен побывать в России, США, Китае, а также в Перу и Чили.

Учитывая современные приоритеты экономического развития Украины и Бельгии, особый интерес представляет двустороннее сотрудничество в энергетике, в том числе ядерной, сфере высоких технологий, транспортной отрасли, в частности мультимодальных перевозках между портами Северного и Черного морей, химической промышленности, в том числе путем использования побочных продуктов украинской коксохимии, а также в агропромышленном секторе. Отдельного внимания заслуживает междупортовое сотрудничество с использованием опыта работы между портами Одесса и Антверпен, начатое меморандумом, подписанным в ноябре 2009 года. Речь идет о продолжении общих усилий в реализации проектов сотрудничества между портами Николаева и Гента, Ильичевска и Зеебрюге, Севастополя и Остенде. Одним из важнейших элементов межпортового сотрудничества могла бы стать предложенная бельгийской стороной передача опыта обеспечения контроля в портах, которые для обеих стран являются пограничными.

К проектам стратегического значения, в которых мог бы принять активное участие бельгийский бизнес, относится реконструкция действующей и строительство новой инфраструктуры на Днепре. Полномасштабное восстановление и развитие навигации на одной из самых крупных рек Европы дало бы возможность расширить использование украинского судового хода через дунайское устье Быстрое для развития речного судоходства на юго-востоке Европы (Днепр—Черное море—Дунай), а также привлечь бельгийские и другие инвестиции в украинское судостроение.

Книга содержит отдельный раздел, посвященный современному состоянию бельгийских инвестиций в Украину. Очевидно, что интерес бельгийских предпринимателей переместился от тяжелой промышленности к сфере услуг, сельскому хозяйству, производству напитков, освещению улиц и общественных зданий, а также информационным технологиям. Причем некоторые из бельгийских компаний, присутствующих в Украине, являются лидерами мирового уровня в предоставлении логистических и страховых услуг, перевозке морских грузов, пивоварении и т.п.

Книга Вима Пеэтерса «Сталь у степу» и приведенная в ней тщательно подобранная библиография может быть полезна как в исследованиях прошлого, так и для оценки перспектив иностранного инвестирования в Украине.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме