БЕДНЫЕ ДЕТИ БОГАТЫХ РОДИТЕЛЕЙ

8 ноября, 2002, 00:00 Распечатать

Многие наверняка считают, что дети богатых родителей неизмеримо счастливее своих сверстников. Они ни в чем не знают отказа, им доступны путешествия и всевозможные развлечения...

Многие наверняка считают, что дети богатых родителей неизмеримо счастливее своих сверстников. Они ни в чем не знают отказа, им доступны путешествия и всевозможные развлечения. У них есть няни, гувернантки, репетиторы. Перед ними колоссальные перспективы: Гарвард, Оксфорд, Сорбонна. Они без боязни смотрят в будущее, обеспеченное родителями. Почему же те, кто имел возможность поближе познакомиться со сказкой, признают, что взаимоотношения с детьми в семье не зависят от количества нулей на банковском счете? И почему количество денег, вложенных в воспитание и образование ребенка, зачастую соответствует количеству проблем, связанных с любимым чадом?

Подавляющее большинство обеспеченных родителей считают своим долгом впихнуть в ребенка как можно больше навыков и знаний. Воспитание у них ассоциируется с процессом приготовления пирога: чем больше хороших продуктов положишь, тем лучше получится. Родители порой искренне озабочены тем, правильно ли выбран рецепт, пытаются проконсультироваться со специалистами. Они обращаются к психологам, чтобы выявить способности, заложенные с детства, определить, в школу с каким уклоном, математическим или гуманитарным, отдать любимое дитя, позже консультируются, чтобы узнать, не рано ли ему учиться за границей. В то же время взрослые редко задумываются об эмоциональном воспитании, забывая о том, что пока ребенок растет, у него развиваются не только внимание, память, мышление, но и потребности. Именно благодаря последним формируется система ценностей. Часто родители, стремясь развивать детей, записывают в хореографическую студию, водят в бассейн, нанимают репетитора по английскому, не давая возможности ребенку выбрать занятие по душе. Сколько детей, окончив музыкальную школу по настоянию родителей, впоследствии ни разу не подошли к инструменту. А ведь для развития личности важнее состояние поиска, самостоятельное определение приоритетов, а не масса знаний, вложенных репетиторами.

Единственным показателем способностей в какой-либо области является желание заниматься тем или иным делом. Именно поэтому, когда родители, используя достаточно прочную материальную базу, окунают любимое дитя в океан информации и возможностей, им не стоит забывать о том, что большие возможности нередко влекут за собой большие проблемы. Наиболее заметными эти проблемы становятся, когда дети достигают подросткового возраста.

Психологи обращают внимание на повышенную агрессивность, учителя жалуются, что дети ничего не знают и не хотят знать, а по поводу плохих оценок приходят разбираться солидные и грозные папы, мол, такие деньги за учебу платим, нам обещали индивидуальный подход... Порой неуправляемость и своеволие собственных детей настолько пугает родителей, что они хватаются за голову, с ужасом думая, что же их ждет в ближайшем будущем...

Постепенно из вполне конкретных черт сформировался образ детей из элитных семей. С одной стороны, они уверены, что весь мир будет у их ног, они имеют все то, о чем другие могут только мечтать, а с другой — им часто недостает самого элементарного: общения, ласки, участия близких людей. Прежде всего, конечно, отцов, вечно занятых на работе, а нередко и матерей, которые после нескольких лет сидения в четырех стенах находят себе занятие поинтереснее ухода за ребенком. Благо финансы позволяют нанять гувернантку или заплатить за лицей, который раньше именовался интернатом. Характер, формирующийся в процессе подобной комбинации (огромные амбиции и чувство отверженности), мягко говоря, не сахар.

К сожалению, зарабатывание больших денег зачастую превращается в эпидемию денежного азарта, которая кружит головы бывшим инженерам, военным и научным сотрудникам, нашедшим в рыночной экономике новые возможности для самореализации. Она способна подчинить себе человека целиком, отметая на второй план воспитание детей, семейные дела, которые раньше казались более важными, чем проблемы на работе.

Иногда этот азарт настолько меняет человека, что жена совершенно справедливо может сказать: «Мужа как подменили». Для многих современных мужчин «делание денег» — способ самоутверждения. Но, как бы ни жаловались женщины на отсутствие внимания деловых мужей, они сами нередко провоцируют эту роль в общении с ними. На словах сетуют, что муж даже спать ложится в обнимку с мобильным телефоном, а на деле постоянно одолевают его просьбами купить то одно, то другое. Нередко незаметно для себя женщина начинает считать преуспевание в бизнесе основным достоинством мужа. И даже дети в ответ на просьбу перечислить лучшие качества папы говорят в первую очередь: «Много зарабатывает».

Родители не задумываются о том, что пройдет несколько лет, и ребенок перестанет проситься к ним на колени, сам начнет читать книги перед сном. Возможно, «сгорая» на работе, муж добьется новых успехов, чтобы дом был полной чашей. А детство сына или дочери пройдет, не оставив приятных воспоминаний, и проиграют от этого все, иначе в семье просто не бывает. Даже если обстановка вполне благоприятная и ребенком много занимаются, это далеко не всегда гарантирует мальчику или девочке из обеспеченной семьи психологический комфорт. Одной из причин этого является то, что большие деньги влекут за собой повышенную опасность. Риск, постоянно сопровождающий жизнь современных бизнесменов, естественно, распространяется и на членов их семей. Опасаясь за детей, родители стараются максимально ограничить их свободу: нанимают телохранителей, устраивают в закрытые учебные заведения. Но представьте себе реальные ощущения ребенка, за которым неотступно следует вооруженный охранник! Его сверстники могут просто поиграть во дворе, а он шагу ступить не может без надзирателя.

У сильных натур в такой ситуации довольно рано возникает чувство протеста, проявляющееся в демонстративных выходках, появляется ранний интерес к взрослой жизни. Отсюда и пристрастия к табаку, алкоголю, наркотикам. Дети с менее сильным характером испытывают боязнь перед людьми, перед миром, серьезные проблемы возникают у таких детей и при выборе друзей. В будущем к самостоятельной жизни они оказываются совершенно не подготовленными.

Родители, напуганные проявлением эгоизма и агрессии у ребенка, пытаются всячески повлиять на любимое чадо: обращаются к психологам, занимают ребенка каким-то полезным делом. Однажды к психологу обратились родители мальчика, решившиеся на весьма оригинальный эксперимент: они подыскали для своего избалованного сына няню — маму пятерых детей. В многодетную семью мальчика каждый день отводили, как в детский сад, и няня не должна была выделять его среди других детей. Он выполнял несложную домашнюю работу, помогал ухаживать за младшими, делился игрушками и лакомствами. Единственным желанием родителей было дать ребенку представление о самых простых житейских истинах и ценностях. Странно только, почему это невозможно было сделать в собственной семье? Не потому ли, что изменить отношение ребенка ко многим вещам можно, только изменив что-то в своей собственной жизни? В данной ситуации психологи советуют не ограничивать круг общения ребенка только взрослыми людьми, ему необходимо общество сверстников. Если вы вынуждены несколько ущемлять свободу ребенка в целях безопасности, постарайтесь организовать его встречи с детьми родственников и друзей в вашем или их доме. Пишите вместе с ребенком поздравительные открытки, готовьте подарки к праздникам для родных и друзей. Не стоит забывать и о животных — иногда малышу очень нужен четвероногий друг, о котором он сможет заботиться. Не освобождайте ребенка от обязанностей по дому, даже если у вас есть домохозяйка или няня.

Очень часто взрослые забывают, что свои лучшие качества они вынесли, пройдя через сложные обстоятельства жизни. Поколение, выросшее в рамках единой школьной программы, строем переходившее из октябрят в пионерские отряды и комсомол, испытывавшее информационный дефицит, жаждало узнать, прочитать, увидеть, выучить. В современной ситуации изголодавшиеся по возможности выбора родители спешат сделать этот выбор за ребенка, лишая своих отпрысков даже желания воспользоваться хотя бы одной из возможностей. Оставаясь слишком комфортной, ситуация совершенно не развивается, ведь знания невозможно купить, как готовую компьютерную программу. Нужно подготовить ребенка к тому, что процесс усвоения знаний требует значительных усилий и выполнения большого объема рутинной работы.

Не случайно в большинстве развитых цивилизованных стран система пансионов является привилегией именно богатых, где подрастающее поколение обучается в условиях достаточно аскетичных, по крайней мере в бытовом отношении. Так, англичане, к примеру, гордятся спартанскими условиями, в которых живут ученики самых знаменитых частных школ. Многие школы Швейцарии расположены в горах, вдали от больших городов. Там поддерживается жесткий дисциплинарный порядок, а программа обучения предполагает усвоение классических знаний наряду с полной свободой выражения собственного мнения. Наши юные соотечественники, устроенные родителями в престижные учебные заведения за границей, очень тяжело переживают жесткий режим, требования самоконтроля и беспрекословного подчинения.

«Она была такой умной, доброй, открытой девочкой, — рассказывала психологу мама 13-летней Алины. — У нее все получалось, она легко заводила друзей, обожала родителей. Но когда она приехала на каникулы из престижной европейской школы, стала раздражительной и агрессивной. Вроде бы и школа хорошая — условия прекрасные. Но прошло всего несколько месяцев, а ребенка будто подменили: чуть что — либо грубит, либо в слезы...» В конце концов Алина, проучившись за границей полтора года, вернулась домой. Психологические проблемы становятся заметнее, когда дети достигают переходного возраста. Этот период развития известен своими сложностями: родители больше не являются авторитетом для своего ребенка, не говоря уже о педагогах. Подросток кидается из крайности в крайность — то он замкнут и необщителен, то груб и циничен. Он стремится самостоятельно принимать решения, но не всегда умеет и готов отвечать за их последствия. Подросток ведет себя как взрослый, но в сущности остается наивным ребенком. Эти проблемы общеизвестны и понятны — путем проб и ошибок формируется личность. Психологи советуют проявлять максимальное внимание к чувствам и желаниям детей, не подменяя их своими амбициями. Ведь призвание и талант можно обнаружить и развить, но нельзя внушить или воспитать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно