АПРЕЛЬСКИЙ СТАРТ

Поделиться
С начала девяностых годов, когда Днепровский ракетно-космический центр открыл свои двери для дело...
КБ «Южное»: от «первенца» до «Сатаны». 2004 г.

С начала девяностых годов, когда Днепровский ракетно-космический центр открыл свои двери для делового сотрудничества, в Днепропетровск хлынули делегации из Америки, Европы, Китая, Кореи… Кроме специалистов ехали сюда историки, бывшие и действующие разведчики, дипломаты. Всем хотелось воочию увидеть знаменитую «Фабрику страха», создававшую самые страшные в мире ракеты, атомные заряды которых могли поразить любую цель в любой точке планеты.

Именно здесь ковался тот самый ЩИТ, тот самый МЕЧ, бывшие в годы холодной войны символом могущества Советского Союза, оружием, с помощью которого поддерживалось стратегическое равновесие противостоящих сторон, и сохранялся мир на планете.

Созданные на берегах Днепра ракетоносители, космические аппараты, уникальные технологии и сегодня во многом определяют мировой уровень развития ракетно-космической науки и техники. Эти достижения стали вехами мирового ракетостроения, главным итогом полувековой деятельности Государственного КБ «Южное» и его бессменного партнера - ПО «Южный машиностроительный завод».

Днепровский «карандаш»

История конструкторского бюро, ныне носящего имя М.Янгеля, - поучительная история того, как достигают успехов там, где, казалось бы, их не могло быть.

А начиналось все так. Первую советскую ракету Р-1 приняли на вооружение в декабре 1950 года. Возник вопрос: где организовать ее серийное производство? Министр вооружения СССР Дмитрий Устинов рассмотрел три варианта: Златоуст, Киев, Днепропетровск. Остановились на ДАЗе - Днепропетровском автомобильном заводе, который еще строился, но уже выпускал автокраны, первые грузовики ДАЗ-150 «Украинец», автомобили-амфибии…

С предложениями обратились к Сталину. Устинов мечтал получить готовый завод. Акопов, «автомобильный министр», возражал: «Стране позарез нужны автомобили». Спор министров Сталин разрешил в течение минуты: «Если у нас будут ракеты - будут и автомобили. Не будет ракет - не будет и автомобилей…» Судьба Днепропетровского автозавода была решена.

Согласно постановлению правительства (9 мая 1951 г.), ДАЗ передали Министерству вооружения СССР для серийного выпуска ракет С.Королева. Планы военных были грандиозными: довести выпуск ракет Р-1 до шести-семи в день, то есть 2400 в год. Не прекращая производства «единичек», завод приступил к освоению «двоек» - ракет Р-2. Эти ракеты стратегических задач не решали, поскольку летали «недалеко», «неточно» и к тому же несли обычные взрывчатые вещества, в то время как Советский Союз находился в окружении американских баз с бомбардировщиками стратегического назначения, оснащенными атомными бомбами.

Для защиты страны необходимо было качественно новое оружие, которое бы кардинально отличалось от ракет С.Королева Р-1, Р-2 и Р-5 по всем основным характеристикам - дальности, точности и мощности. Огромную роль в этом деле сыграл Василий Будник - главный конструктор серийного КБ завода № 586. Уезжая из Подлипок в Днепропетровск, Будник включил в свою группу, кроме конструкторов и технологов, еще и проектантов. Королев, увидев список, всех проектантов вычеркнул: «Нечего им делать на серийном заводе». В министерстве по просьбе Будника список восстановили. Это сыграло существенную роль в истории КБ.

Обслуживая «серию», молодые конструкторы вынашивали замыслы создания собственной ракеты. Их заинтересовал проект ракеты на новых компонентах топлива, который, как неперспективную разработку, отклонило ОКБ-1 и лично мэтр отечественного ракетостроения Сергей Королев. Такая недооценка новой идеи в конце концов дорого обошлась Королеву: на основе так называемого «неперспективного» проекта возникло новое направление в ракетной науке и технике.

Для реализации этой идеи на базе серийного конструкторского бюро 10 апреля 1954 года в Днепропетровске было создано Особое конструкторское бюро № 586 (ОКБ-586). Возглавил его Михаил Янгель, до этого работавший заместителем С.Королева, директором и главным инженером НИИ-88 - головного ракетного института страны, в недрах которого взошли ростки и нового направления, и новой ракеты.

Мало кто верил, что молодое КБ способно конкурировать с фирмой С.Королева: там - опыт, мощное КБ, а здесь - молодежь. Даже руководство родного завода не верило в возможность разработать более совершенную ракету, чем у Королева. Образно говоря, первую ракету КБ вынесло на своих руках: у завода был жесткий план освоения королевской «пятерки» (Р-5М), а ракетой собственного КБ заниматься было некогда. Разработчики ходили по цехам, уговаривали, упрашивали, делали все, чтобы «вытащить» свою машину. И таки сделали. Окрыленные успехом, привезли ракету на полигон Капустин Яр.

Увидев янгелевскую ракету, Королев удивился: «Что за карандаш? Он сломается, не успев взлететь…». Но «карандаш» начал летать почти вдвое дальше ракеты
Р-5М, мощность боевого оснащения превышала в 16 раз заряд королевской «пятерки».

Летно-конструкторские испытания ракеты Р-12 предполагалось проводить в три этапа, но второй прошел так успешно, что третий не понадобился. Достижение было настолько очевидным и убедительным, что к днепровским ракетостроителям прибыл сам «партийный царь» Никита Хрущев, к тому времени сосредоточивший в своих руках все рычаги высшей партийной и государственной власти в стране. Хрущев вручил КБ и заводу высшие награды страны. Главный конструктор Михаил Янгель, его первый заместитель Василий Будник и директор завода Леонид Смирнов стали Героями Социалистического Труда. Более пятисот конструкторов и производственников были удостоены государственных наград.

У нас с восхищением, за рубежом с ужасом восприняли сенсационное заявление Н.Хрущева: «В нашей стране производство ракет поставлено на конвейер. Недавно я был на одном заводе и видел, как там ракеты выходят, точно сосиски из автоматов». Днепровские «сосиски» явно пришлись «по вкусу» военным: на базе ракет Р-12 в декабре 1959 года был создан новый вид войск - Ракетные войска стратегического назначения. Серийное производство Р-12 было организовано одновременно на четырех заводах страны (!). Это была самая массовая стратегическая ракета, простоявшая на боевом дежурстве рекордное время - свыше 30 лет! Ее создание повлекло за собой и крупные организационные меры: на заводе прекратили серийный выпуск королевских ракет, его бывшая «вотчина» превратилась в «самостійну ракетну державу», а центр боевого ракетостроения сместился из Подмосковья в Днепропетровск.

Созданная на берегах Днепра ракета Р-12 (в зарубежной классификации SS-4 SANDAL), как памятник конструкторскому мастерству и инженерному искусству, установлена в Киеве, Житомире, Москве, Калуге, во многих воинских частях и даже на Кубе. Накануне юбилея КБ ракету Р-12 установили и в Днепропетровске - там, где пятьдесят лет назад она рождалась.

Кузнецы паритета

Секретным постановлением правительства (август 1959 г.) Днепропетровск стал закрытым для иностранных граждан городом. Даже зарубежные футбольные команды приходилось принимать в Кривом Роге, Запорожье, Симферополе. Продукция «почтовых ящиков», как тогда назывались оборонные предприятия, держалась в строжайшем секрете. О том, что делалось на днепровском «автозаводе», из непосвященных мало кто знал. Чем крупнее были достижения ракетостроителей, тем выше становилась секретность.

- Попасть тогда в КБ Янгеля и на завод было весьма сложно, - рассказывает академик Борис Патон. - Я уже был президентом Академии наук Украины, но без разрешения Москвы мне не оформляли допуск. Никто в Киеве, даже первый секретарь ЦК, не мог дать команду, чтобы меня пропустили в КБ и на завод. И только из Кремля, из Военно-промышленной комиссии, Леонид Васильевич Смирнов, поинтересовавшись, что мне там делать, дал необходимое разрешение.

С самого начала своей деятельности главный конструктор понимал: без тесной связи с наукой, ведущими проектными и исследовательскими институтами, с заводами невозможно создать принципиально новую технику, достичь научного и технического уровня развитых стран.

В гонке вооружений СССР все время догонял американцев: к началу Карибского кризиса (1962 г.) соотношение по ядерным боезарядам равнялось 1:17. Хорошо, что американцы об этом тогда не знали! Мир продолжал вооружаться. Все мощнее становилось термоядерное оружие, межконтинентальные ракеты научили стартовать из шахт и глубин океана… Ни одна из противостоящих держав не хотела уступать - все оказались заложниками холодной войны.

Разработки и достижения КБ Янгеля имели первостепенное значение в системе обороны страны. К середине шестидесятых основу стратегического могущества СССР фактически обеспечивали ракетные комплексы, созданные на берегах Днепра: 80 процентов всех ядерных боеголовок размещалось на ракетах Янгеля. Все они получили шахтную «прописку», все были оснащены мощными боезарядами, постоянно находились на боевом дежурстве и в любую минуту готовы были нанести ответный удар.

К тому времени все боевые ракеты С.Королева потеряли свою первоначальную значимость. Их стартовые позиции были чрезвычайно громоздкими, трудномаскируемыми, возле каждого старта необходимо было размещать кислородный завод. Подготовка ракеты к пуску занимала больше суток.

Ракетные комплексы Янгеля стали оказывать заметное влияние на положение и авторитет страны в международном сообществе. Так было во время Карибского кризиса. На политиков и генералов США днепровские ракеты подействовали отрезвляюще - им пришлось убрать свои ракеты из соседних к нам стран, а мы увезли свои с Кубы. Мировой катастрофы удалось избежать. Так было во время секретного посещения президентом Франции генералом Шарлем де Голлем ракетного полигона, где ему показали стратегические ракетные комплексы тяжелого класса Р-16, стартующие из шахтных пусковых установок. Вскоре Франция вышла из военно-политического блока НАТО.

Чтобы ликвидировать огромное превосходство Америки в стратегических вооружениях и лишить преимущества в неуязвимости, на берегах Днепра создали ракетный комплекс Р-36 с орбитальной головной частью, которая могла поразить любую цель в любой точке планеты. Это был ответный ход советских ракетостроителей, перечеркнувших систему противоракетной обороны «Сейфгард», на создание которой американцы потратили миллиарды долларов.

Впервые в истории холодной войны США попросили Советский Союз снять с боевого дежурства стратегические ракеты с орбитальными головными частями и подписали Договор об ограничении противоракетной обороны. Это был уже высший пилотаж политики, продиктованный достигнутым паритетом в ракетно-ядерном вооружении. И хотя этот паритет еще был не в количественном, а лишь в качественном соотношении (СССР по-прежнему отставал от американцев в соотношении примерно 1:5 или 1:4), но этот Договор уже был добрым знаком на пути к глобальному разоружению.

Ракетный гигант на Днепре

За относительно короткий срок КБ «Южное» и Южный машиностроительный завод выросли в крупнейший союзный центр по созданию ракетно-космической техники. «Южное» стало признанным лидером среди конструкторских бюро страны, Южмаш - флагманом отечественного ракетостроения.

- Мудрая политика Михаила Кузьмича в отношении завода, - подчеркивал соратник М.Янгеля, член-корреспондент АН Украины и России, генеральный конструктор НПО им. Лавочкина Вячеслав Ковтуненко, - существенно определяла и наш успех в разработке носителей. У нас не было каких-то натянутых отношений с производственниками. Мы много спорили, но это была дружная работа. На всю жизнь я впитал: без производства ничего сделать нельзя!

Подводя итоги работы КБ за первое десятилетие, М.Янгель сказал: «…Не могу не отметить, что изготовление наших изделий велось у нас на заводе оригинальным, дешевым и коротким способом. Дело в том, что в то время любое ОКБ считало обязательным иметь в своем составе экспериментальное производство. Так развиваться намечали и мы. Стремительные темпы развития ракетно-космической техники подсказали лучшее решение: передать экспериментальное производство заводу. Кое в чем потом, да иногда и сейчас, мы терпим ущерб, но в общем-то с государственных позиций безусловно выиграли». Суть этого оригинального решения была вот в чем. Передав экспериментальное производство заводу, разработчики организовали дело так, что опытные детали, узлы, агрегаты изготовлялись непосредственно в цехах завода. В итоге, когда отработка завершена, завод готов почти на следующий день начать серийное производство.

- Меня это поражало, почему у одних не получается, а тут получилось, - говорит президент НАН Украины, академик Борис Патон. - На мой взгляд, это объясняется особенностями характера личности Янгеля и, с другой стороны - Макарова. Вот эти люди могли найти в себе и мужество, и разум для того, чтобы пойти по этому пути, - таким образом сократить сроки создания техники и сделать ее более технологичной.

Министерство общего машиностроения СССР (читай: Министерство ракетостроения) несколько раз предпринимало попытки распространить опыт днепровских ракетостроителей, но…ничего не получилось. Дело оказалось не только в новом оригинальном способе организации работ. Значительно важнее было то, КТО этим занимался - просто чиновники или люди с изюминкой, личности громадного масштаба.

Государственный подход проявили на Днепре и при решении проблем ампулизации компонентов топлива, создании особо стойких материалов. В свое время столкнувшись с этими проблемами, американцы перешли на твердотопливные двигатели. Мы такой «роскоши» позволить себе не могли: «Разденем и без того нищую страну», - заметил Янгель. В союзе с учеными и производственниками конструкторам удалось решить эти проблемы - по сути, была создана наука о герметичности. На боевом дежурстве днепровские ракеты стояли пять, десять и более двадцати лет, при этом показали стопроцентную надежность. Такого мировая практика не знает!

Поразительные успехи, невероятные достижения, высшие оценки и секретные награды - все это стало следствием кропотливой, настойчивой и постоянной работы по созданию уникального конструкторского бюро. «На протяжении всех десяти лет, - писал М.Янгель, - наше ОКБ росло и вширь и вглубь: и численно, и в смысле научно-технической квалификации. В составе нашего ОКБ сейчас есть доктора технических наук, много кандидатов и соискателей ученых степеней. И все-таки наше ОКБ остается, по существу, молодежной организацией, так как 54 процента работающих имеют возраст до 30 лет, еще 36 процентов - до 39 лет и только 10 процентов работающих имеют возраст свыше 40 лет. Эти цифры являются хорошим свидетельством тому, что мы способны сделать в будущем еще много полезного для нашей Родины».

Вдумаемся в эти цифры: 90 процентов сотрудников КБ Янгеля были люди моложе 40 лет! Главный конструктор лично проводил собеседование с каждым молодым специалистом, определял глубину знаний, изучал его способности. И когда убеждался, что это человек дела, то смело доверял ему ответственную работу. Главным было то, что Янгель создал команду, способную решать задачи любой сложности. Соратниками и сподвижниками М.Янгеля были яркие личности, талантливые конструкторы и организаторы.

Со дня основания КБ первым заместителем главного конструктора был академик Василий Будник. Его заслуги в становлении КБ бесценны, его вклад в создание ракетно-космической техники еще должным образом не оценен. В свои девяносто лет один из немногих корифеев высшего порядка, более пятидесяти лет ковавший ракетно-космическую славу страны, ставший ее гордостью, так и не отмечен Украиной…

Проектантом первых ракетных комплексов был профессор Вячеслав Ковтуненко, инициатор и основоположник космического направления Украины. Под его руководством и при непосредственном участии были созданы сотни космических аппаратов оборонного, научного и народнохозяйственного назначения. Яркой звездой вспыхнул талант бывшего минера, прошедшего дорогами войны от Сталинграда до Берлина, ведущего баллистика КБ, профессора Николая Герасюты, создавшего школу баллистики Украины. Под руководством профессора Ивана Ивановича Иванова, которого академик Валентин Глушко в шутку называл «Иваном в кубе», создано целое семейство жидкостных ракетных двигателей, в том числе и уникальный двигатель для посадки на Луну и взлета с лунной поверхности. У истоков прочностных испытаний стоял профессор Павел Никитин, один из создателей школы прочности Украины.

Испытателем всех ракетных комплексов КБ «Южное» трех видов базирования - наземного, шахтного и мобильного - был легендарный Виктор Грачев, «король испытаний», воспитавший блестящую плеяду испытателей. Ряд пионерских решений мирового уровня сделал Мубарак Ахметшин, руководивший комплексом прогрессивных технологий и новых материалов. Борис Губанов участвовал в разработке всех видов боевого оснащения, тесно взаимодействовал с атомщиками, был одним из руководителей посадочно-взлетного лунного модуля. Именно Губанова прочили в преемники Янгеля. Одним из тех, кто хорошо знал Южмаш, постоянно работал с производством, был первый заместитель главного конструктора Владимир Уткин, впоследствии назначенный генеральным конструктором.

В годы становления ОКБ сподвижниками М.Янгеля были яркие личности: Лев Берлин, Василий Концевой, Федор Фалунин, Иосиф Игдалов, Наум Урьев, Анатолий Куншенко. Оригинальными разработками проявили себя молодые конструкторы Юрий Сметанин, Михаил Галась, Эрик Кашанов, Геннадий Кожевников, Ваддар Пащенко, Анатолий Чигарев, Станислав Конюхов и многие другие.

В середине шестидесятых годов конструкторское бюро «Южное» напоминало уникальный оркестр, солистами которого были неординарные личности, настоящие виртуозы своего дела. Дирижировал этим оркестром неповторимый и непревзойденный Михаил Янгель. По сути дела, Янгель был не просто Главным своего КБ, он был Главным самого важного направления для всей страны. В определенном смысле Янгель направлял деятельность десятков КБ, НИИ, организаций, входивших в орбиту головных смежников КБ, которыми руководили корифеи ракетостроения Валентин Глушко, Николай Пилюгин, Виктор Кузнецов, Владимир Сергеев, Евгений Рудяк, Андроник Иосифьян и самый молодой из главных конструкторов Всеволод Соловьев.

Одного смежника выделим особо - Александр Макаров, директор Южмаша, был не просто смежником, а постоянным партнером, одним из соавторов всех разработок. Многие отмечают: КБ и заводу крупно повезло, что во главе этих могучих коллективов были такие руководители, как Янгель и Макаров.

Минометный старт

Свои последние годы Янгель посвятил внедрению в жизнь минометного старта. «Идея была настолько новой и необычной, настолько потрясающей, что многих она повергла в шок», - свидетельствует главный конструктор КБ транспортного машиностроения Всеволод Соловьев. Многие не понимали: «Ну зачем ему, перенесшему три инфаркта, этот непостижимый минометный старт?!» Даже среди ближайших соратников Янгеля было немало сомневающихся и скептиков. «Теория - теорией, но на практике ничего не получится», - утверждал главный конструктор первых шахтных пусковых установок, Герой Социалистического Труда, лауреат четырех Государственных премий, доктор наук, профессор Евгений Рудяк. В жизни Янгель был мягким, добрым человеком, но когда он отстаивал свои идеи, то был удивительно настойчивым и жестким. Янгель снял Е.Рудяка! Он всех заставил работать над этой проблемой: минометный старт стал классикой боевого ракетостроения.

Самое любопытное произошло потом: многие из тех, кто был противником минометного старта, неожиданно оказались в авторах этого грандиозного научного и технического решения. Градом посыпались звания, награды, премии, ученые степени, но, к сожалению, автора этой гениальной идеи уже не было в живых…

В жизни КБ «Южное» началась эпоха генерального конструктора Владимира Уткина, которому выпала честь в течение девятнадцати лет руководить этим уникальным конструкторским бюро, отстаивать и внедрять в жизнь все, что было задумано и создано за эти годы. Завершены летные испытания ракетного комплекса Р-36М с минометной схемой старта. На тот момент это был самый мощный ракетный комплекс, оснащенный моноблочной или разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Это был прообраз знаменитой «Сатаны», созданной на берегах Днепра.

Начавшаяся еще при Янгеле «гражданская война» продолжалась многие годы. Шел ожесточенный спор между различными конструкторскими школами о путях развития боевой ракетной техники. Стоял вопрос: что делать - челомеевскую «сотку» (УР-100) или предложенную Янгелем МР-УР-100? В этой битве умов и амбиций участвовали не только различные КБ, конструкторские школы, «сражались» ведомства, министерства и даже члены Политбюро (с одной стороны - министр обороны СССР маршал А.Гречко, с другой - секретарь ЦК Д.Устинов).

Тяжелее всех пришлось молодому генеральному конструктору Владимиру Уткину, но он показал редкие бойцовские качества. Было несколько изнурительных конкурсов, советов, смотров, тысячи совещаний, завершившихся летными испытаниями. В конце концов оба ракетных комплекса приняли на вооружение, и только в ходе эксплуатации проявились неоспоримые преимущества днепровского ракетного комплекса МР-УР-100. Академику Владимиру Челомею в спешном порядке пришлось дорабатывать свои шахтные пусковые установки. Вот так завершилась «гражданская война», а точнее - спор двух конструкторских школ.

В 80-е годы начался новый виток холодной войны. США принимают новую программу наращивания стратегических вооружений, включая развертывание высокоточных межконтинентальных ракет МХ, бомбардировщиков Б-1, строительство атомных подводных лодок типа «Трайдент» и расширение производства крылатых ракет…

Вот тут на днепровском небосклоне появляются ракетные комплексы SS-18 («Сатана») и SS-24 («Скальпель»). Об этих шедеврах боевого ракетостроения, аналогов которым в мире нет, уже написаны горы статей, сняты документальные фильмы и подробно рассказывать об их уникальных возможностях нет необходимости.

Главным итогом этой безумной гонки вооружений явилось то, что созданные на берегах Днепра ракетные комплексы уравняли шансы двух противостоящих сторон, доказав, что победителей в ракетно-ядерной войне не будет. Создав SS-18 и SS-24, наши ученые, конструкторы и производственники показали, какой талантливый у нас народ, какие шедевры мы можем создавать.

В канун юбилея ракетный комплекс SS-18 установлен возле КБ «Южное», SS-24 - на территории Павлоградского механического завода - пусть напоминают потомкам, в какое непростое время мы жили, что создавали…

В истории КБ «Южное» есть и более светлые страницы, когда на основе боевых ракет создавались космические носители «Космос-1», «Космос-2» («Интеркосмос»), «Циклон-2», «Циклон-3». Все они отличались простотой, надежностью и вывели в космос свыше 1500 космических аппаратов, в том числе 400 - разработки КБ «Южное». Наши спутники положили начало широкомасштабным космическим программам «Космос», «Интеркосмос», «Ореол», «Океан», АУОС (Автоматическая универсальная орбитальная станция), а также целому семейству космических комплексов оборонного назначения.

Мировым достижением стал экологически чистый ракетный комплекс «Зенит» - один из лучших носителей в мире с полностью автоматизированным процессом подготовки и проведения пуска и обеспечения сверхвысокой точности выведения космических аппаратов на заданные орбиты. Первая ступень «Зенита» использовалась в качестве боковых ускорителей универсальной космической системы «Энергия - Буран». Это еще раз подтверждает: на базе «Зенита» можно создавать целое семейство перспективных космических носителей.

В конце 80-х годов грянула горбачевская перестройка, стержневой проблемой которой стала конверсия военного производства. Это была очень правильная идея, чего нельзя сказать о ее реализации. Непродуманная конверсия фактически поставила под угрозу существование всей ракетно-космической отрасли. Конструкторское бюро, оборонные разработки которого составляли более 90 процентов всех проектов, оказалось в ситуации «Титаника»… Лишив финансирования, не имея четкой научной программы проведения конверсии, КБ в срочном порядке поручили создать установку… для разрезки мыла и сконструировать «колбасный шприц»… Конструкторы понимали: трудно, очень трудно выпускать ракеты, как сосиски, но нельзя делать сосиски, как ракеты… Именно тогда родился афоризм: конверсия - как диверсия, конверсия - как конвульсия…

На рубеже этого переломного периода академик Владимир Уткин переехал в Москву, возглавив головной НИИ ракетно-космической техники. Генеральным конструктором КБ «Южное» назначили Станислава Конюхова, прошедшего все ступени роста от молодого специалиста до первого заместителя генерального, человека, знающего проблемы КБ и настойчиво ищущего пути их решения.

«Не иметь, не производить, не приобретать»

В конце восьмидесятых годов начался переговорный процесс между США и СССР о взаимном сокращении стратегических вооружений. Для всего человечества это был долгожданный шаг, но создатели оружия задумались: что делать дальше? Правда, политические события в стране развивались так стремительно, что ВПК не поспевал за ними. В июле 1990 года ВС УССР принял Декларацию «О государственном суверенитете Украины» и объявил о намерении Украины «не иметь, не производить и не приобретать ядерное оружие». В следующем году было принято «Заявление о безъядерном статусе Украины», а Россия отказалась от привлечения оборонных предприятий Украины и других стран бывшего СССР к созданию новых поколений стратегических вооружений. Лишившись основных источников загрузки и финансирования, КБ «Южное» и Южмаш оказались перед дилеммой: как сохранить предприятия, чем их загрузить, где найти источники финансирования? В общем, решалась архисложная задача - как выжить.

Пока конструкторы искали возможности приложения своих способностей, Южмаш начал выпускать городские троллейбусы. Вскоре выяснилось: чтобы создавать современные, комфортабельные, надежные троллейбусы, одного желания недостаточно, нужны усилия конструкторов. И они - пришли! Ныне троллейбусы с маркой «ЮМЗ» можно увидеть на дорогах Украины, России, Туркмении, Молдовы, Беларуси, Прибалтики…

Расширяются работы и в других народнохозяйственных направлениях. Ветроагрегаты КБ «Южное» работают в Крымском регионе, Николаевской области, в Воркуте и на Чукотке. В кооперации с Херсонским заводом создан и поставлен на серийное производство первый отечественный, конкурентоспособный зерноуборочный комбайн «Славутич». В 2003 году на полях Украины уже работало около 500 «Славутичей».

И все же главной задачей ГКБ «Южное» и Южмаша было и остается международное сотрудничество в области ракетно-космической техники. С невероятными усилиями на Южмаше удалось сохранить производство космических носителей «Зенит» и «Циклон», участвующих ныне в реализации международных космических программ. Первым крупным заказом на рынке космических услуг стал контракт с американской компанией Spаce Systems/Loral (SS/l) на запуск 36 спутников связи «Глобастар». К сожалению, первый из трех намеченных запусков оказался неудачным - отказала система управления ракетой…

Настоящим прорывом в международном сотрудничестве стал грандиозный по своим масштабам коммерческий проект «Морской старт» с участием американских, украинских, российских и норвежских специалистов. Впервые в истории мировой космонавтики с плавучего космодрома, доставленного в район экватора 450-тонным экологически чистым «Зенитом», 27 марта 1999 года запущен экспериментальный космический аппарат - началась реализация грандиозного международного проекта. К настоящему времени по программе Sea Launch запущено 11 космических аппаратов, подтвердивших рентабельность проекта. Уже заполнен портфель заказов на 2004 и 2005 годы. На этот год запланировано шесть пусков: предусматривается выведение космических аппаратов американских компаний Spаce Systems/Loral и Воeing. В перспективе с целью коммерческой эксплуатации и расширения сферы услуг предполагается модернизировать стартовую позицию «Зенита» на космодроме Байконур. Проект, уже получивший финансовую поддержку, назван «Наземным стартом».

Невероятно трудно продвигалось использование космического носителя «Циклон-3». Несмотря на то что все предстартовые операции и пуск этого носителя полностью автоматизированы, Россия отказалась от его эксплуатации на космодроме Плесецк. Несколько лет предпринимались попытки разместить модернизированный носитель «Циклон-4» на одном из зарубежных космодромов. Лишь недавно на государственном уровне достигнута договоренность с Бразилией о создании на космодроме Алкантара ракетно-космического комплекса «Циклон-4».

После распада СССР на территории Украины в шахтных пусковых установках осталось 176 межконтинентальных баллистических ракет, оснащенных 1240 ядерными боеголовками - по боевому потенциалу и ядерной мощи Украина занимала третье место в мире (после США и России). Жизнь распорядилась так, что КБ «Южное» совместно с Южмашем пришлось не только создавать боевую ракетную технику, но и уничтожать ее. На первом этапе были ликвидированы все ракеты SS-19 и их шахтные пусковые установки. Затем пришел черед ликвидации межконтинентальных твердотопливных ракет SS-24. Боеголовки переданы в Россию, шахты уничтожены, осталась проблема ликвидации или утилизации твердого топлива.

По предложению разработчиков на базе самой мощной стратегической ракеты SS-18 создан космический носитель «Днепр». На заданные орбиты уже выведены первые космические аппараты по программе международной компании «Космотрас». Заключен контракт на запуск РН «Днепр» космического аппарата «Деметр» (Франция) и группы спутников по контракту с Италией, Саудовской Аравией, США и Россией - всего девять космических аппаратов. Бывшая «Сатана» продолжает лучшие янгелевские традиции - еще одна боевая ракета обретает сугубо мирную профессию. Это самая разумная и эффективная политика в области разоружения. Начаты работы по созданию нового РН «Циклон-2К» с повышенными энергетическими характеристиками, его демонстрационно-испытательный пуск намечен на 2005 год.

Сегодня конструкторы в кооперации со многими предприятиями Украины создают новое поколение космических аппаратов - микроспутников. Об авторитете КБ «Южное» свидетельствует победа в международном тендере на создание микроспутника дистанционного зондирования Земли «ЕГИПТСАТ».

В период перехода к рыночной экономике, в борьбе за выживание численность КБ сократилась вдвое или даже больше. Многие сотрудники ушли в коммерческие структуры, в другие организации, уехали за рубеж, ушли на пенсию. Руководство КБ приняло стратегическое решение о поддержке и стимулировании молодых специалистов. И эта кадровая политика начала приносить первые плоды: КБ обновляется, и это залог успешной работы в будущем.

Сегодня Государственное КБ «Южное» носит имя основателя и первого главного конструктора - академика Михаила Янгеля.

Главной заботой нынешнего генерального конструктора, академика Станислава Конюхова и его сподвижников было и остается сохранение научно-технического и кадрового потенциала, развитие и расширение международного сотрудничества на благо Украины, воплощение завета М.Янгеля: «Служить народу, быть полезным Родине - это не только долг, но и смысл жизни».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме