В столичном кинотеатре «Киев» прошла резонансная ретроспектива лучших фильмов нашего выдающегося кинорежиссера и оператора Юрия Ильенко. Среди представленных лент - «Молитва за гетьмана Мазепу» (обновленная версия, с закадровым комментарием самого Ильенко).
Жена режиссера и соавтор многих его фильмов - актриса Людмила Ефименко («Лісова пісня. Мавка», «Лебедине озеро. Зона», «Легенда про княгиню Ольгу») - рассказала ZN.UA о нереализованных замыслах своего мужа; о последнем съемочном дне «Мазепи» (который совпал с американской трагедией 11 сентября 2001 года); объяснила также, почему категорически отказывается сниматься в современных сериалах.
- Людмила Филипповна, в 2010-м, после первой Недели фильмов Юрия Ильенко, на одном из круглых столов были обнародованы идеи: снять документальный фильм о Юрии Герасимовиче и перевести его ленты в формат современного (шестиканального) звука. Кто-то начал воплощать эту идею в жизнь?
- О создании фильма я ничего не слышала, хотя идея актуальна. В современной системе Dolby озвучена только «Молитва за гетьмана Мазепу». Другие картины - «Тіні забутих предків», «Криниця для спраглих», «Вечір на Івана Купала», «Легенда про княгиню Ольгу», «Лісова пісня. Мавка», «Лебедине озеро. Зона» (как наилучшие, включая «Молитву...», выбрал сам Юрий) -реставрировали специалисты компании IBS (Информационные бизнесовые системы и телекоммуникации). Они устранили дефекты изображения и перевели звук из системы «моно» в «стерео» (то есть двухканальную).
- Чем в новой версии «Молитви...» вы особенно проникаетесь?
- Комментарием режиссера. Юрий записал его, можно сказать, случайно. Как-то вечером, как раз накануне того дня, на который была запланирована перезапись звука, он поделился: «Как ты думаешь, если я как автор добавлю комментарий?.. Не все же люди знают историю нашей страны (и это не их вина); некоторые сцены следует объяснить. Я, снимая, глубоко понимал исторический материал, а вот зритель...»
Юрина интуиция меня зачастую ошарашивала: планы, идеи рождались неожиданно, молниеносно, однако всегда своевременно.
Авторский текст он «набросал» (тезисами) за один заход, а наговорил - буквально с первого дубля, к тому же сымпровизировав (думаю, зритель в новой версии заметит еще и актерский навык режиссера). В конце концов, благодаря Юриным объяснениям, сложный киноязык «Молитви...» и ее небанальная система образов стали, так сказать, более досягаемыми. Впрочем, Юрий на протяжении жизни подчеркивал: «Искусство не обязательно понимать, его надо чувствовать».
На днях один из телеканалов показал «Солярис» Андрея Тарковского... Случайно наткнувшись на этот знаменитый фильм, я не могла оторваться! Когда же появились финальные титры, чувствовала себя так, будто омылась чистой водой. Давненько не выпадала возможность посмотреть эту картину. Так что невольно я вспомнила свое первое знакомство с ней: какой это был невероятный эмоциональный восторг! Немало вещей тогда я не поняла, однако почувствовала главную идею ленты: нашу планету, людей спасет любовь.
- Любовь мужа часто помогала вам в общей работе?
- Конечно! И больше всего помогала моя любовь к Юре. Я любила его и чрезвычайно люблю. Благодарю Бога за то, что он подарил мне такое чувство.
- Любовь можно заслужить?
- ...Думаю, да.
- Старались ли вы заслужить чувство мужа, а он соответственно - ваше?
- Уважение к Ильенко-кинохудожнику зародилось в моей душе задолго до нашей с Юрой встречи... На студию имени Довженко я пришла тогда, когда он снимал фильм «Мечтать и жить». Увидев Юру, я поняла, что мое чувство к нему - любовь с первого взгляда. Он был такой красивый! Кроме того, бросалась в глаза его походка - походка свободного человека. Как тут не влюбиться? В конце концов, вся студия была в него влюблена.
Наши с Юрой чувства оказались взаимными (а это самое главное счастье в жизни). Нашу любовь мы пронесли через всю жизнь: были чрезвычайно счастливы. Чрезвычайно...
- Вы снялись в семи фильмах Ильенко. Роль в каком особенно вам дорога?
- Существует утверждение: сначала работы должны оценивать их авторы. Из своих «ранних» выше всего ценю роль Мавки в «Лісовій пісні». А из последних - Кочубеихи в «Молитві...».
Во время Берлинского кинофестиваля на одной из пресс-конференций мне задали вопрос: «Кочубеиха - ваша лучшая роль?» «Да, - ответила я. - После такой роли можно завершить карьеру киноактрисы». О завершении я тогда не размышляла. А со временем поняла, что напророчила себе. К сожалению.
Ни одно из полученных после «Молитви...» предложений меня не зацепило. Те же, которые заинтересовали, сорвались (производство фильмов было остановлено фактически накануне съемочного этапа).
11 сентября 2001-го - последний съемочный день «Молитви...» - стал последним съемочным в моей кинокарьере (по странному совпадению в тот день еще и упали «близнецы» в США).
В течение последних десяти лет я не жалела и не жалею, что больше нигде не снялась. Потому что сыграла роли, о которых актрисы только мечтают. Я уверена, что, поставив точку после Кочубеихи, поступила правильно.
- Анна Чмиль как-то сказала, что у Юрия Ильенко в этом мире была мессианская роль. В какой, на ваш взгляд, области?
- Юра был невероятно щедрым человеком, влюбленным в талантливых людей (он всегда их поддерживал). Впрочем, его любовь к Украине стоит отдельного разговора. Немало личностей обожали украинскую землю. Тарас Шевченко для меня - образец в этом смысле. Юра же, так сказать, - продолжение шевченковского отношения. Среди современников мало способных любить Украину так страстно, как любил ее Юра. Однако он и немало сделал для своей Родины, ведь ему хотелось, чтобы Украиной гордился весь мир.
- Впервые Ильенко публично (фактически на международную аудиторию) идентифицировал свою национальную принадлежность еще в
1990-м?
- В 1990 году после показа ленты «Лебедине озеро. Зона» на Каннском кинофестивале (кстати, тогда впервые украинский фильм-участник получил две награды) на нас посыпались приглашения из разных стран. Организаторы многих кинофорумов хотели включить картину в свои программы и встретиться с ее создателями.
На фестивале в Монреале нас «присоединили» к делегации Советского Союза: на первую пресс-конференцию пригласили вместе с ее участниками. Юрий тогда вышел и объяснил, что, во-первых, не желает выступать на русском, поэтому будет говорить на английском (поскольку переводчика украинского не было), а во-вторых - Советский Союз к фильму «Лебедина зона...» никакого отношения не имеет (действительно, средства на съемки предоставила украинская диаспора). На той пресс-конференции Юрий и заявил, что представляет Украину...
- Юрий Герасимович мечтал снять «Агасфера». Что стало главной преградой для реализации его замысла?
- Нехватка средств! Фильм мог обойтись в 20 миллионов долларов. Для 1995-го - космическая сумма; даже десять миллионов (в которые Юрий был готов уложиться) тогда не удалось собрать, поскольку украинская сторона оказалась неспособной дать даже какие-то копейки. Представители Голливуда, европейские и российские (Юра планировал снимать на украинской и российской территории) партнеры предложили стать финансовыми участниками проекта, тогда как украинские - ни слова.
Сценарий картины «Агн» (с таким названием лента должна была выйти на экраны) фактически никого не оставил (и не оставляет) равнодушным. Не буду скрывать, главную роль Юрий писал «на меня»: сначала моя героиня - ассистент режиссера, а позже - режиссер...
- Что было раньше - ваш режиссерский дебют в фильме «Аве, Мария!» или героиня-режиссер в сценарии «Агн»?
- «Агна» Юрий, так сказать, заложил в 1993-м, я же как режиссер дебютировала в 1999-м. Удивляет другое: в 2001-м, снимая «Молитву...», он все время повторял: «Это мой последний фильм». Я тогда очень возмущалась: «Юра, не говори так!»
Об «Агне» мы помнили... Жаль, что он его так и не снял. Если бы фильм появился в середине 1990-х, Украина, думаю, шла бы другим путем. Лента обозначила бы новую парадигму. В последние годы, уже болея, Юрий сказал: «Чепуха, сниму эту картину в следующей жизни...»
- В 2010-м в издательстве «Місто НВ» (Ивано-Франковск) вышла книга «Криниця для спраглих. Афоризми та сентенції Юрія Іллєнка». Какое из крылатых выражений вспоминаете чаще всего?
- «Кино - это рай». Так он говорил о киноискусстве (кинозаробитчанство искусства никак не касается). Еще мне дороги слова Юрия, которыми он объяснял, что смерти нет: есть вечное успение и возрождение.
- И авторское право...
- Два года назад право на использование фильмов Юрия Ильенко (как и других, снятых до 1994-го) Министерство культуры и туризма (тогда его возглавлял Василий Вовкун) передало Киностудии имени Довженко. Украина пока что - едва ли не единственная страна в мире, где авторы лент не получают ни одной копейки с показов (безразлично - это показы на телеканалах или записи фильмов на DVD-дисках).
- Была ли плодотворной политическая деятельность Юрия Ильенко?
- Как член «Свободи» Юра не успел завершить многие дела. Однако то, что через четыре месяца после его смерти, во время выборов в местные и областные советы, объединение одержало уверенную победу, свидетельствует о серьезной Юриной подготовительной работе...
- Сегодня многие украинские актеры активно задействованы в российских телесериалах, которые, собственно, и снимаются в основном на территории Украины...
- Сниматься в нынешних сериалах - все равно что предать себя, память Юры. Сериальная «деятельность» меня не интересует прежде всего в творческом смысле. К тому же это заработки, где деньги «пахнут». Мне было бы стыдно смотреть детям в глаза, занимаясь такой «работой». Однако приглашение кого-то из кинематографистов сыграть интересную роль, думаю, не оставит меня равнодушной.
- Какое впечатление произвела на вас последняя «Відкрита ніч»?
- Долго «настраиваясь» на немилый сердцу труд главы жюри, я практически за два дня осилила 24 сценария и, в конце концов, не смогла скрыть свой восторг: сколько молодых талантливых авторов родила Украина! Все сценаристы проявили мастерство в написании диалогов, умение оперировать образами...
Юрий трижды председательствовал в жюри этого феста; однажды мы, решая, есть ли в конкурсе хотя бы один достойный фильм, просто зашли в тупик. Тогда как в этом году... Михаил и ваша покорная слуга долго размышляли, кого из семи достойных главного приза претендентов таки наградить? Среди лучших внеконкурсных работ был и «Кросс». Его автор - известная Марина Врода (ученица Михаила Ильенко). Как по мне, после признания короткометражной ленты «Кросс» в Каннах наше государство должно было бы присвоить этой девушке, молодому режиссеру, звание Героя Украины и обеспечить финансирование следующего (того, который сама Марина хочет снять) фильма. Пока же Вроду-режиссера приглашают французские, российские кинематографисты... Но разве с ними (на их деньги) она будет снимать украинское кино? Для кого мы растим таланты? Сейчас почти половина выпускников-режиссеров снимают российские сериалы (конечно, русскоязычные).
- Кстати, русскоязычную «Легенду о княгине Ольге» (фильм не разрешили снимать на украинском) Юрий Герасимович хотел озвучить на государственном языке. Что помешало?
- Да, готовясь к своему 70-летию, Юра думал об этом. И Лесь Сердюк (Святослав) тогда был жив… Оставалось бы найти только голоса, похожие на голоса Ивана и Дмитрия (речь идет об И. Миколайчуке и Д.Миргородском. - Л.Б.). Однако государство не нашло средств... Ленту субтитровали на украинском.
- Юрий Ильенко оставил после себя не только фильмы?
- Сейчас нашему старшему внучку Юрчику - два годика и восемь месяцев, а Славику - чуть больше года, он родился 8 мая, за день до Юриного (9 мая) дня рождения. Помню, как в прошлом году Юра и Филипп забирали внука из роддома... А 15 июня 2010-го Юрий Ильенко-старший покинул этот мир.
При жизни Юрий положительно оценивал будущее Украины и украинского кино. Он не только верил, но и констатировал: «Перемены к лучшему не за горами!»