Актриса Людмила Ефименко: «При жизни Юрий Ильенко верил, что перемены к лучшему в Украине не за горами!»

23 сентября, 2011, 13:41 Распечатать

Жена режиссера и соавтор многих его фильмов — актриса Людмила Ефименко - рассказала ZN.UA о нереализованных замыслах своего мужа.

© Василия Артюшенко

В столичном кинотеатре «Киев» прошла резонансная ретроспектива лучших фильмов нашего выдающегося кинорежиссера и оператора Юрия Ильенко. Среди представленных лент — «Молитва за гетьмана Мазепу» (обновленная версия, с закадровым комментарием самого Ильенко).

Людмила Ефименко — Кочубеиха в фильме «Молитва за гетьмана Мазепу»

Жена режиссера и соавтор многих его фильмов — актриса Людмила Ефименко («Лісова пісня. Мавка», «Лебедине озеро. Зона», «Легенда про княгиню Ольгу») — рассказала ZN.UA о нереализованных замыслах своего мужа; о последнем съемочном дне «Мазепи» (который совпал с американской трагедией 11 сентября 2001 года); объяснила также, почему категорически отказывается сниматься в современных сериалах.

— Людмила Филипповна, в 2010-м, после первой Недели фильмов Юрия Ильенко, на одном из круглых столов были обнародованы идеи: снять документальный фильм о Юрии Герасимовиче и перевести его ленты в формат современного (шестиканального) звука. Кто-то начал воплощать эту идею в жизнь?

— О создании фильма я ничего не слышала, хотя идея актуальна. В современной системе Dolby озвучена только «Молитва за гетьмана Мазепу». Другие картины — «Тіні забутих предків», «Криниця для спраглих», «Вечір на Івана Купала», «Легенда про княгиню Ольгу», «Лісова пісня. Мавка», «Лебедине озеро. Зона» (как наилучшие, включая «Молитву...», выбрал сам Юрий) —реставрировали специалисты компании IBS (Информационные бизнесовые системы и телекоммуникации). Они устранили дефекты изображения и перевели звук из системы «моно» в «стерео» (то есть двухканальную).

— Чем в новой версии «Молитви...» вы особенно проникаетесь?

— Комментарием режиссера. Юрий записал его, можно сказать, случайно. Как-то вечером, как раз накануне того дня, на который была запланирована перезапись звука, он поделился: «Как ты думаешь, если я как автор добавлю комментарий?.. Не все же люди знают историю нашей страны (и это не их вина); некоторые сцены следует объяснить. Я, снимая, глубоко понимал исторический материал, а вот зритель...»

Юрина интуиция меня зачастую ошарашивала: планы, идеи рождались неожиданно, молниеносно, однако всегда своевременно.

Авторский текст он «набросал» (тезисами) за один заход, а наговорил — буквально с первого дубля, к тому же сымпровизировав (думаю, зритель в новой версии заметит еще и актерский навык режиссера). В конце концов, благодаря Юриным объяснениям, сложный киноязык «Молитви...» и ее небанальная система образов стали, так сказать, более досягаемыми. Впрочем, Юрий на протяжении жизни подчеркивал: «Искусство не обязательно понимать, его надо чувствовать».

На днях один из телеканалов показал «Солярис» Андрея Тар­ковского... Случайно наткнувшись на этот знаменитый фильм, я не могла оторваться! Когда же появились финальные титры, чувствовала себя так, будто омылась чистой водой. Дав­ненько не выпадала возможность посмотреть эту картину. Так что невольно я вспомнила свое первое знакомство с ней: какой это был невероятный эмоциональный восторг! Немало вещей тогда я не поняла, однако почувствовала главную идею ленты: нашу планету, людей спасет любовь.

— Любовь мужа часто помогала вам в общей работе?

— Конечно! И больше всего помогала моя любовь к Юре. Я любила его и чрезвычайно люб­лю. Благодарю Бога за то, что он подарил мне такое чувство.

— Любовь можно заслужить?

— ...Думаю, да.

— Старались ли вы заслужить чувство мужа, а он соответственно — ваше?

— Уважение к Ильенко-кинохудожнику зародилось в моей душе задолго до нашей с Юрой встречи... На студию имени Довженко я пришла тогда, когда он снимал фильм «Мечтать и жить». Увидев Юру, я поняла, что мое чувство к нему — любовь с первого взгляда. Он был такой красивый! Кроме того, бросалась в глаза его походка — походка свободного человека. Как тут не влюбиться? В конце концов, вся студия была в него влюблена.

Наши с Юрой чувства оказались взаимными (а это самое главное счастье в жизни). Нашу любовь мы пронесли через всю жизнь: были чрезвычайно счастливы. Чрезвычайно...

— Вы снялись в семи фильмах Ильенко. Роль в каком особенно вам дорога?

— Существует утверждение: сначала работы должны оценивать их авторы. Из своих «ранних» выше всего ценю роль Мавки в «Лісовій пісні». А из пос­ледних — Кочубеихи в «Молитві...».

Во время Берлинского кинофестиваля на одной из пресс-конференций мне задали вопрос: «Кочубеиха — ваша лучшая роль?» «Да, — ответила я. — После такой роли можно завершить карьеру киноактрисы». О завершении я тогда не размышляла. А со временем поняла, что напророчила себе. К сожалению.

Ни одно из полученных после «Молитви...» предложений меня не зацепило. Те же, которые заинтересовали, сорвались (производство фильмов было остановлено фактически накануне съемочного этапа).

11 сентября 2001-го — последний съемочный день «Мо­литви...» — стал последним съемочным в моей кинокарьере (по странному совпадению в тот день еще и упали «близнецы» в США).

В течение последних десяти лет я не жалела и не жалею, что больше нигде не снялась. Потому что сыграла роли, о которых актрисы только мечтают. Я уверена, что, поставив точку после Кочубеихи, поступила правильно.

Анна Чмиль как-то сказала, что у Юрия Ильенко в этом мире была мессианская роль. В какой, на ваш взгляд, области?

— Юра был невероятно щед­рым человеком, влюбленным в талантливых людей (он всегда их поддерживал). Впрочем, его любовь к Украине стоит отдельного разговора. Немало личностей обожали украинскую землю. Тарас Шевченко для меня — образец в этом смысле. Юра же, так сказать, — продолжение шевченковского отношения. Среди современников мало способных любить Украину так страстно, как любил ее Юра. Однако он и немало сделал для своей Родины, ведь ему хотелось, чтобы Украиной гордился весь мир.

— Впервые Ильенко публично (фактически на международную аудиторию) идентифицировал свою национальную принадлежность еще в
1990-м?

— В 1990 году после показа ленты «Лебедине озеро. Зона» на Каннском кинофестивале (кстати, тогда впервые украинский фильм-участник получил две награды) на нас посыпались приглашения из разных стран. Организаторы многих кинофорумов хотели включить картину в свои программы и встретиться с ее создателями.

На фестивале в Монреале нас «присоединили» к делегации Советского Союза: на первую пресс-конференцию пригласили вместе с ее участниками. Юрий тогда вышел и объяснил, что, во-первых, не желает выступать на русском, поэтому будет говорить на английском (поскольку переводчика украинского не было), а во-вторых — Советский Союз к фильму «Лебедина зона...» никакого отношения не имеет (действительно, средства на съемки предоставила украинская диаспора). На той пресс-конфе­ренции Юрий и заявил, что представляет Украину...

— Юрий Герасимович мечтал снять «Агасфера». Что стало главной преградой для реализации его замысла?

— Нехватка средств! Фильм мог обойтись в 20 миллионов долларов. Для 1995-го — космическая сумма; даже десять миллионов (в которые Юрий был готов уложиться) тогда не удалось собрать, поскольку украинская сторона оказалась неспособной дать даже какие-то копейки. Представители Голли­вуда, европейские и российские (Юра планировал снимать на украинской и российской территории) партнеры предложили стать финансовыми участниками проекта, тогда как украинские — ни слова.

Сценарий картины «Агн» (с таким названием лента должна была выйти на экраны) фактически никого не оставил (и не оставляет) равнодушным. Не буду скрывать, главную роль Юрий писал «на меня»: сначала моя героиня — ассистент режиссера, а позже — режиссер...

— Что было раньше — ваш режиссерский дебют в фильме «Аве, Мария!» или героиня-режиссер в сценарии «Агн»?

— «Агна» Юрий, так сказать, заложил в 1993-м, я же как режиссер дебютировала в 1999-м. Удивляет другое: в 2001-м, снимая «Молитву...», он все время повторял: «Это мой последний фильм». Я тогда очень возмущалась: «Юра, не говори так!»

Об «Агне» мы помнили... Жаль, что он его так и не снял. Если бы фильм появился в середине 1990-х, Украина, думаю, шла бы другим путем. Лента обозначила бы новую парадигму. В последние годы, уже болея, Юрий сказал: «Чепуха, сниму эту картину в следующей жизни...»

— В 2010-м в издательстве «Місто НВ» (Ивано-Фран­ковск) вышла книга «Кри­ниця для спраглих. Афо­риз­ми та сентенції Юрія Іл­лєнка». Какое из крылатых выражений вспоминаете чаще всего?

— «Кино — это рай». Так он говорил о киноискусстве (кинозаробитчанство искусства никак не касается). Еще мне дороги слова Юрия, которыми он объяс­нял, что смерти нет: есть вечное успение и возрождение.

— И авторское право...

— Два года назад право на использование фильмов Юрия Ильенко (как и других, снятых до 1994-го) Министерство культуры и туризма (тогда его возглавлял Василий Вовкун) передало Киностудии имени Дов­женко. Украина пока что — едва ли не единственная страна в мире, где авторы лент не получают ни одной копейки с показов (безразлично — это показы на телеканалах или записи фильмов на DVD-дисках).

— Была ли плодотворной политическая деятельность Юрия Ильенко?

— Как член «Свободи» Юра не успел завершить многие дела. Однако то, что через четыре месяца после его смерти, во время выборов в местные и областные советы, объединение одержало уверенную победу, свидетельствует о серьезной Юриной подготовительной работе...

— Сегодня многие украинские актеры активно задействованы в российских телесериалах, которые, собственно, и снимаются в основном на территории Украины...

— Сниматься в нынешних сериалах — все равно что предать себя, память Юры. Сериальная «деятельность» меня не интересует прежде всего в творческом смысле. К тому же это заработки, где деньги «пахнут». Мне было бы стыдно смотреть детям в глаза, занимаясь такой «работой». Однако приглашение кого-то из кинематографистов сыграть интересную роль, думаю, не оставит меня равнодушной.

— Какое впечатление произвела на вас последняя «Від­крита ніч»?

— Долго «настраиваясь» на немилый сердцу труд главы жю­ри, я практически за два дня осилила 24 сценария и, в конце концов, не смогла скрыть свой восторг: сколько молодых талантливых авторов родила Ук­раина! Все сценаристы проявили мастерство в написании диалогов, умение оперировать образами...

Юрий трижды председательствовал в жюри этого феста; однажды мы, решая, есть ли в конкурсе хотя бы один достойный фильм, просто зашли в тупик. Тогда как в этом году... Михаил и ваша покорная слуга долго размышляли, кого из семи достойных главного приза претендентов таки наградить? Среди лучших внеконкурсных работ был и «Кросс». Его автор — известная Марина Врода (ученица Михаила Ильенко). Как по мне, после признания короткометражной ленты «Кросс» в Каннах наше государство должно было бы присвоить этой девушке, молодому режиссеру, звание Героя Украины и обеспечить финансирование следующего (того, который сама Марина хочет снять) фильма. Пока же Вроду-режиссера приглашают французские, российские кинематографисты... Но разве с ними (на их деньги) она будет снимать украинское кино? Для кого мы растим таланты? Сейчас почти половина выпускников-режиссеров снимают российские сериалы (конечно, русскоязычные).

— Кстати, русскоязычную «Легенду о княгине Ольге» (фильм не разрешили снимать на украинском) Юрий Герасимович хотел озвучить на государственном языке. Что помешало?

— Да, готовясь к своему 70-летию, Юра думал об этом. И Лесь Сердюк (Святослав) тогда был жив… Оставалось бы найти только голоса, похожие на голоса Ивана и Дмитрия (речь идет об И. Миколайчуке и Д.Мирго­родском. — Л.Б.). Однако государство не нашло средств... Ленту субтитровали на украинском.

— Юрий Ильенко оставил после себя не только фильмы?

— Сейчас нашему старшему внучку Юрчику — два годика и восемь месяцев, а Славику — чуть больше года, он родился 8 мая, за день до Юриного (9 мая) дня рождения. Помню, как в прош­лом году Юра и Фи­липп забирали внука из роддома... А 15 июня 2010-го Юрий Ильенко-старший покинул этот мир.

При жизни Юрий положительно оценивал будущее Украины и украинского кино. Он не только верил, но и констатировал: «Перемены к лучшему не за горами!»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно