АХ, БЕЛЫЙ ТЕПЛОХОД...

25 апреля, 2003, 00:00 Распечатать

В последние годы в мире наблюдается настоящий круизный бум. Тот, кто хотя бы один раз в жизни ходил по морям на белоснежном лайнере, согласится: это один из самых приятных и даже роскошных видов путешествий...

В последние годы в мире наблюдается настоящий круизный бум. Тот, кто хотя бы один раз в жизни ходил по морям на белоснежном лайнере, согласится: это один из самых приятных и даже роскошных видов путешествий. Изысканный отдых с массой развлечений и бесчисленные экскурсии по красивейшим местам мира. Сменяющие друг друга города дают такую возможность. Круизы хороши тем, что сочетают разные виды туризма. А для нашей страны, пока не готовой предоставить сервис высокого класса, они удобны тем, что туристы за время коротких стоянок в портах не успевают прочувствовать все прелести украинского сервиса.

К сожалению, время расцвета круизных путешествий у нас совпало с периодом развала отечественного морского пассажирского флота. Поэтому сегодня мы лишились своих круизных линий, в том числе по Черному морю. Разговоры о возрождении любимого многими Крымско-Кавказского маршрута так ими и остались. Средиземноморские круизы на иностранных судах для большинства отечественных туристов стали практически недоступными из-за высокой стоимости. Не говоря уже о путешествиях по Амазонке, вдоль берегов Северной Америки и Южной Африки. Речные круизы тоже не для туриста среднего достатка. Поэтому отечественные речные суда обслуживают в основном иностранных граждан. Если говорить о внутренних линиях, то в этом году на все круизы по Днепру и Черному морю по маршруту Киев — Днепропетровск — Запорожье — Одесса — Ялта мест нет.

Как ни печально это констатировать, но в нашей стране разговоры о развитии круизного туризма сводятся в основном к тому, как достойно встречать белые лайнеры с иностранными туристами, которые проявляют интерес к украинским городам и оставляют в них деньги. Именно этому и была посвящена большая часть пленарного заседания в рамках первой Международной ассамблеи туристического бизнеса (учрежденной Государственной туристической администрацией и Одесской облгосадминистрацией), которая состоялась в Одессе в апреле.

Оказывается, привлечь круизные суда ведущих компаний мира в Черное море — большая проблема. У Одесского морвокзала, который может принимать одновременно пять теплоходов, швартуется в среднем около 35 морских и 60 речных судов в год. Хотя в последнее время наблюдается тенденция к росту. Однако кризис, вызванный печальными событиями 11 сентября, нанес ощутимый удар — многие компании вообще отменили заходы судов в Средиземное и Черное моря. Сегодня новая беда — война в Ираке. На этот год запланировано, что в порт зайдет 41 морской лайнер. И есть десять заявок на 2004 год. Но будет ли выполнена эта программа? До иракского кризиса западные эксперты прогнозировали интерес к портам Средиземного моря, а заодно и Черного. Но что ожидает наш круизный туррынок, одному Богу ведомо.

Проблема еще и в том, что Черное море само по себе малопопулярно — в силу объективных и субъективных причин. Оно — нетранзитное, о чем сказала на пленарном заседании заместитель начальника Одесского морского порта Светлана Кобылянская. И главная задача — информационная, привлечь к нему внимание. Однако на мировом туристическом рынке очень мало качественной имиджевой рекламы как Украины в целом, так и Одессы, в частности. Шаги в этом направлении, разумеется, предпринимаются, но чтобы достичь эффекта, нужна широкомасштабная кампания. К примеру, за последние годы Одесский порт вложил немало средств в реконструкцию морвокзала и строительство гостиницы, создал свою страницу в Интернете, вступил в международную организацию Медкруиз (это ассоциация средиземноморских круизных портов, занимающаяся их продвижением на рынке туристических услуг). Однако пока что рассчитывать на особый успех не приходится. К тому же делает свое черное дело антиреклама. По словам Кобылянской, одесситам приходится развеивать миф о высоких ставках портовых сборов и убеждать зарубежных партнеров, что дискриминации судов под иностранным флагом в Украине нет. А есть разные тарифные ставки корабельного сбора для своих и чужих, как это практикуется в ряде держав. К тому же порт предоставляет скидки. Хотя, как показала практика, суда, которые воспользовались льготами, сократили количество заходов. Так что причина не только в сборах.

На развитие круизного туризма в Черном море влияет и отсутствие базового порта, где можно было бы осуществлять смену пассажиров и формировать самостоятельные 5—7-дневные туры по маршрутам, пользующимся наибольшей популярностью. Одесскому порту, который может претендовать на эту роль, мешает отсутствие современного аэропорта, где могли бы приземляться самолеты ведущих компаний мира.

Очень многое зависит и от привлекательности самого города и его достопримечательностей, наличия интересных экскурсионных программ и, конечно же, качественного обслуживания. Наконец-то, в Одесском порту для иностранных туристов введена упрощенная система погранично-таможенного контроля. Теперь при высадке и посадке досмотр ведется на судне, а не в специальном зале морвокзала. В отличие от других украинских портов в Одессе турист может сойти на берег без визы, если его пребывание ограничивается 48 часами.

Все это, несомненно, большой плюс. Но туристы, зайдя в порт на несколько часов, хотят увидеть как можно больше. А, к сожалению, как отмечают специалисты, при растущей конкуренции между туроператорами (из-за демпинга) качество предоставляемых услуг скорее ухудшается, нежели улучшается. Гостиницы наших причерноморских городов весьма далеки от пяти и даже трех-четырех звезд. В самой Одессе разбиты дороги, нет в необходимом количестве комфортабельного транспорта с кондиционерами, проблема с ресторанами и городскими туалетами. О Белгород-Днестровском, куда туристов возят смотреть древнюю крепость, вообще говорить не приходится. Там один ресторан на весь город.

В этом году круизный сезон в Одессе 23 апреля открыл японский лайнер Pacific Venues. Этот красавец-теплоход для Одессы настоящая достопримечательность и в то же время серьезное испытание. Сутки пребывания на таком теплоходе обходится туристу от 1 тыс. долларов и выше. Можете себе представить, какого уровня сервис. Разумеется, обслуживание на берегу должно быть соответствующим. Так что Одессе предстоит сдать непростой экзамен. Два года велись переговоры, чтобы завлечь этот мегалайнер. И, естественно, главная задача была — не ударить лицом в грязь. К сожалению, проблем хватает. Одесский порт и мэрия в оставшиеся до приема туристов дни в срочном порядке решали вопрос, как выровнять дорожное полотно, по которому пролегают турмаршруты. Одесса для японского круизного судна стала первым украинским портом захода. Лайнер встречали представители местных властей. Капитану судна от имени губернатора были вручены сувениры. Вечером пароход взял курс на Ялту.

Отсутствие высокого уровня сервиса больнее всего ударит по участникам речных круизов, считают туроператоры. Речные суда не столь комфортабельны, как морские и океанические, а посему неудобства в пути должны компенсироваться на берегу. Но круизная индустрия, скажем, в дунайских городах практически не развита. Путешествие в украинскую дельту Дуная, где можно увидеть первозданные уголки природы и нулевой километр реки, впадающей в Черное море, пользуется огромным успехом. Маленький провинциальный городок Вилково, прозванный украинской Венецией, вызывает у иностранцев неподдельный интерес. Но существующие проблемы могут серьезно навредить дальнейшему развитию туризма в этом регионе.

В наших городах на Дунае самые высокие портовые сборы — в два раза выше, чем в Австрии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Словакии, Венгрии. Обращения Украинского Дунайского пароходства в Минтранс и другие инстанции пока ничего не дали. Теперь руководство УДП намеревается привлечь к этому внимание Государственной туристической администрации.

А ведь соседняя Румыния, которой принадлежит часть дельты Дуная, активно зазывает туристов в свою страну. Даже ввела бесплатный проход по каналу Сулина для круизных судов, которые посетят хоть один румынских порт. Все это может привести к сокращению количества заходов в украинские порты. К тому же наш погранично-таможенный контроль этому весьма «способствует». Если в дунайских европейских странах он производится только в первом порту захода, то у нас — в каждом. Помимо всего, движение иностранных судов в сторону Вилково ограничено.

В свое время круизные линии по Днепру включали путешествия и по Черному морю с заходами в Стамбул, Одессу, Ялту. Существовали пересадки с речных на морские суда. У нас пока нет канала, соединяющего Дунай и Черное море. Но есть Усть-Дунайский порт, где глубина позволяет заходить морским судам. Кстати, и сейчас практикуются пересадки с дунайских круизов на днепровские. Но для развития столь популярных некогда комбинированных круизных линий необходимо решить одну проблему — присвоить Усть-Дунайскому порту статус пассажирского. Однако увы! Словом, туризм в Придунавье развивается специфически.

Сегодня речной круизный бум переживает Россия. И есть опасения, что оставшиеся украинские суда, работающие сугубо на внутренних украинских линиях, могут уйти на маршруты Санкт-Петербурга и Москвы, где инфраструктура — не чета нашей, где удобно проводить смену туристов и т. д. и т. п. К примеру, теплоход «Т. Г. Шевченко», который перешел в операторство к иностранной компании, в этом году будет совершать путешествия по маршруту Одесса — Санкт-Петербург с заходами в Констанцу, Варну, а затем по рекам России до Петербурга, отмечающего в этом году свое 300-летие. Аналитики считают, что это самое комфортабельное речное судно для внутренних украинских линий уже потеряно…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно