29 АПРЕЛЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 120 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ МАСТЕРА МИРОВОЙ ОПЕРНОЙ СЦЕНЫ МОДЕСТА МЕНЦИНСКОГО «ИТАЛЬЯНЕЦ»? «ВАГНЕРИАНЕЦ»? УКРАИНЕЦ! УСТАЛОЕ СЕРДЦЕ УДАРИЛО В ПОСЛЕДНИЙ НАБАТ В СТОКГОЛЬМЕ. А НАЧАЛО ЕГО БИЕНИЯ ТУТ, В УКРАИНЕ.

12 мая, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №19, 12 мая-19 мая

Издавна Менцинские гордились своим происхождением и неустанно подчеркивали: их старинный лемковский род из села Менцина ничего общего не имеет с графами Менцинскими...

Издавна Менцинские гордились своим происхождением и неустанно подчеркивали: их старинный лемковский род из села Менцина ничего общего не имеет с графами Менцинскими. Эта любовь и гордость перешла по наследству от сельского священника Емельяна Менцинского сыну, Модесту, который увидел свет в 1875 году в Перемышльском уезде. Их семья была по-доброму известна на Галичине. Отец радел за просвещение крестьян. Один из первых в Украине начал пропагандировать произведения Кобзаря. Родители научили Модеста не только нотной грамоте, но и народным песням, обрядам. Кроме того, сельский священник считал украинскую музыкальную культуру неотъемлемой частью европейской. Вот почему со временем сын-гимназист в свои тетради переписывал произведения не только украинских, русских, но и западноевропейских композиторов. С этого, пожалуй, и началось вхождение Модеста в мировое искусство. Ясное дело, что «стартовал» он благодаря выдающемуся таланту певца и музыканта. Но...

В семье росло четверо детей, и ей «по карману» было только бесплатное обучение и содержание Модеста во Львовской духовной семинарии.

«Чистый серебряный звон» — так отзывались о голосе своего товарища студенты теологи. Тут он пел в прекрасном хоре, и в сознании все крепло и крепло: главный мотив его жизни — музыкальный.

Студенческий хор давал и светские концерты. Профессоры консерватории сразу подметили будущего великолепного драматического тенора. Практически подпольно Модест три года посещал занятия у профессора Валериана Высоцкого, как выразился один исследователь, «служа одновременно двум господам: Богу и своему искусству». Я бы сказала иначе — служа одному Богу в двух его ипостасях. А скоро — Бог триедин! — в его жизнь вошла любовь. Иоанна Копыстянская была очень бедна (после смерти отца осталось шестеро детей). И богата! Богата Любовью! Но, увы, не к Модесту...

Не знаю, есть ли на свете судьбы добрые и злые. Есть — Судьба. И Модест, потрясенный личной неудачей, после третьего курса бросает богословие. Высказывает желание учиться пению за границей. Тут уже была потрясена мать. Артисты-галичане в те времена были изгоями. Австрийские бароны, польская шляхта, русская империя — кто только не был «заинтересован» в развитии украинской культуры!

Зов судьбы, зов таланта заглушили все материнские стенания. Но где учиться, в Италии или Германии? Тогда мировую сцену завоевывали творения Рихарда Вагнера. Модест обладал уникальным по силе, с драматической окраской голосом. Кому, как ни ему, исполнять вагнеровские героические партии?

«Итальянцы» и «немцы» в оперном искусстве в своем роде антиподы. Почти невероятно певцу овладеть обеими школами. Это тоже самое, что одновременно говорить на итальянском и немецком языках. Конечно, «сердцевина» у этих «антиподов» одна: высокое мастерство, талант, глубокая музыкальность, артистизм. И каким чудом потом, в дальнейшем, Менцинскому удалось стать «профессором» сразу в двух «школах», известно только одному Богу. Может, еще и потому, что начал он учиться во Франкфуртской консерватории в классе Юлиуса Штокгаузена (кстати, Модест в совершенстве владел немецким).

Первые каникулы он провел на родине. Перемышль, Стрый, Львов, Станислав, Тернополь, Самбор... Местные критики подметили главное: «Господин Менцинский — это будущая оперная слава». К тому же он первый интерпретатор произведений Лысенко и, наряду с Саломеей Крушельницкой, лучший исполнитель украинских народных песен.

Чувство благодарности к землякам за признание и поддержку окрылили Модеста. Впереди его ждало множество взлетов. Судьба набирала новый виток — гастрольный. И вот во Франкфурте он уже поет и Верди, и Вагнера. Оттуда преподаватели написали отцу: «Перед господином Менцинским открыта прекрасная театральная карьера».

«Что в имени твоем», Родина? Модест слышал с Украины зов любви, истины, природы. И очень просил Саломею Крушельницкую посодействовать в получении места в оперном театре Варшавы. Оттуда, со славянской земли, рукою подать до всего, что сердце просит...

Увы, места теноров были заняты. Он продолжал петь в Германии, которая рукоплескала Флорестану из «Фиделио» Бетховена, исполнению партии тенора из оратории Гайдна «Времена года»...

...1902 год. В Вене украинские студенты устраивают вечер памяти Тараса Шевченко. Чехи, словаки, болгары, немцы, затаив дыхание, слушали студенческий хор. Менцинский поет произведения Лысенко на слова Шевченко. Кульминация всего празднества — песня «За думою дума». Критик отметил, что так «пропеть может только тот, кто всей душой и сердцем понял и ощутил душу гения, душу композитора, только тот, кто терпит с целым народом...»

Король сцены

Он пел... Лоенгрин Вагнера, Радамес Верди, партии из «Трубадура», «Валькирии», «Фауста»... Наверное, только «дуэт» драматических и лирико-драматических партий позволял раскрыть великий талант артиста. С первых шагов в искусстве он стал овладевать обширнейшим репертуаром. Потом у него было 50 опер! Европейская слава посодействовала приглашению Стокгольмской оперы исполнить партию Лоенгрина. Из провинции Баден артист добирался до Швеции 36 часов. Выступил в день прибытия, без репетиций. Да как!

До 1910 года Модест оставался в опере Стокгольма. С правом выезда во все страны мира. Пел по-немецки. Шведы отметили: благодаря его великолепной дикции, они лучше понимают немецкий язык Менцинского, чем родной, шведский, на котором поют соотечественники.

«Звездой оперного небосклона» называют мастера английские газеты после его гастролей в «Kovent Gardian». И что характерно, истоков своего таланта он никогда не забывал. Так, в Стокгольме, в 1905 году, он поет Шуберта, Шумана, Вагнера, Чайковского — и Лысенко, украинские народные песни. Вот тут-то Николай Лысенко и написал Ивану Франко: коль уж так славно поет «добродiй Модест Менцинський», то украинские тексты к украинским произведениям должны быть образцово переведены на немецкий, французский и другие языки.

Дирекция Львовской оперы в 1908—1909 годах заключила с мастером договор на ряд выступлений. И опять-таки вагнерианец показал себя великим «итальянцем», поразив публику исполнением роли Канио из «Паяцев», кантиленой в «Аиде». Публика неистовствовала. Уже после многочисленных «бисов» опустили занавес, уже выключили свет, а... зал стоял и аплодировал.

Сердце для мира и родины

Начало марта 1909 года. Тут, во Львове, Модест Емельянович принимает участие в праздновании 95-летия со дня рождения Кобзаря. Певец по всеобщему признанию «с голосом Карузо» опять поет произведения Лысенко на слова Шевченко.

Уже в 1909 году Менцинский получил шведский орден за вклад в тамошнюю культуру. Это в апреле. А в мае он опять поет во Львовской консерватории. И признается: «Счастливая волна привела меня в родной край... Трижды счастлива эта волна, когда довелось мне почтить и поклониться славной, весь мир очаровавшей украинской песне».

Со Львова путь лежит в Прикарпатье, на могилы родителей. В Перемышле весь гонорар от концертов отдает «на народные цели». Единственное условие — низкие цены на входные билеты. «Не хвалите меня, — на прощание сказал землякам тенор. — Какой я вышел от отца-матери, таким и останусь до конца дней своих».

Именно масштаб личности Менцинского позволил ему вскоре глубоко познать образ Тристана из вагнеровской оперы «Тристан и Изольда», подойти к его раскрытию не только как оригинальному художнику, но и как философу.

Известно, что в 1861 году, еще при жизни Вагнера, в Венском театре после 77 репетиций (!) отказались от ее постановки. Для сравнения: к 150-летию со дня рождения Вагнера «Тристана» репетировали в Metropolitan Opera House, в Нью-Йорке. Артиста, который бы довел партию от начала до конца, не нашлось. Ее, по-очереди, пели... трое. Менцинский спел. Один. И великолепно! А в 1910 году, в Кельне, его увенчали лаврами как исполнителя партий во всех операх Рихарда Вагнера! Но знаменитым стало не только его пение — его личность. Артист хорошо знал музыку и мировую историю, литературу, глубоко интересовался вопросами эстетики, изобразительного искусства, философии, писал научные исследования. Знал семь языков! И считал: «кто хочет быть артистом, должен прежде всего сказать себе: или я буду первым, или никем».

...Во время первой мировой войны в концлагеря Австро-Венгрии попало много украинцев. В 1916 году певец с женой прибыл в эту страну и добился разрешения выступить перед соотечественниками. Вот воспоминания одного из пленных: «Перед нами был артист, славный, родной, который и нас, несчастных, приехал растрогать и развеселить песней Украины».

...Летом 1933 года Модест Емельянович последний раз побывал на Родине. Высокое кровяное давление, результат огромного перенапряжения особенно в вагнеровских партиях, сказывались на здоровье. И как-то, держась за сердце, он составил завещание: «В случае моей смерти отписываю всю свою музыкальную библиотеку библиотеке Научного общества имени Шевченко во Львове... Моя жена Клери и два сына — Иван и Юрий — могут себе выбрать такие ноты и книги, какие хотят, но не больше двадцати экземпляров, на память».

В конце апреля 1934 года — последнее выступление по радио. Европа из Стокгольма слушала классические партии и украинские мотивы. В конце он спел «Менi однаково»... 11 декабря 1935 года уставшее сердце творца остановилось.

Сердце, любившее Бога искусства и Богиню-Родину.

С неба, которое стелится над миром, упала звезда... Но смерть — вечная спутница жизни. И вскоре земля лемков, на Галичине, родила звезду новую, сверхполярную.

Степана Турчака.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно