17 ДЕКАБРЯ НЕ ЛЮТЕР

13 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №48, 13 декабря-20 декабря

1734 год стал, пожалуй, самым насыщенным и ярким в жизни шведского инженера и ученого Эмануэля Сведенборга...

1734 год стал, пожалуй, самым насыщенным и ярким в жизни шведского инженера и ученого Эмануэля Сведенборга. По крайней мере, в тот ее период, когда он был инженером и ученым. Сведенборг написал множество работ по геологии, химии, физике, астрономии, гидростатике, кораблестроению. Его имя отлично знали по всей Европе. Больше 20 лет он занимал должность асессора горной коллегии в Стокгольме. После издания в Германии трехтомника «Труды по философии и минералогии» Сведенборг был избран членом Стокгольмской академии. 17 декабря 1734 года диплом на звание члена-корреспондента прислала Сведенборгу Академия наук в Санкт-Петербурге. Отношения между Россией и Швецией складывались очень непросто — за тринадцать лет до этого закончилась одна война, через семь лет началась другая. Так что избрание шведского ученого членом-корреспондентом российской академии означало безусловное признание его заслуг и достижений.

К тому времени Эмануэлю Сведенборгу исполнилось 46. Из них Сведенборгом он был только последние 15 лет. До этого носил фамилию Сведберг и сменил ее, когда королева Ульрика-Элеонора возвела его в дворянство. По поручению короля Сведенборг разработал специальное устройство для сухопутной транспортировки кораблей. Проектировал воздухоплавательные аппараты, суда, способные плавать под водой, освоил плотницкое ремесло, типографские работы, чертил карты для глобуса... Одним словом, деятельность Сведенборга была связана преимущественно с материальными объектами.

В 1744 году ученый пережил глубокий духовный кризис. Временами он слышал какие-то голоса, часто его мучили головокружения. Это были предвестники новой жизни. Она началась, когда Сведенборг покинул Швецию и перебрался в Лондон.

Однажды поздним вечером какой-то незнакомец прошел за Сведенборгом по лондонской улице. Войдя к нему в дом, он назвал себя Иисусом Христом и поручил создать новую церковь, церковь Иерусалима. Позже Сведенборг много раз описывал это посещение, и всякий раз его изложение было четким и ясным. Никаких многозначительных недосказанностей, никакого тумана, порой скрывающего фантастические плоды больного разума. Он рассказывал о начале своей новой жизни, жизни духовидца, мистика и основателя новой Церкви, так же внятно и определенно, как прежде излагал основы минералогии.

Чтобы новый глава Церкви мог со знанием дела говорить о вещах, о которых люди обычно имеют слабое представление, ему позволили посещать потусторонний мир. Кроме того, он получил возможность общаться с духами умерших, задавать им вопросы, получать ответы. Сведенборг много раз пользовался приобретенными способностями, и слухи о необыкновенных талантах известного ученого стремительно распространились по всей Европе. Многие пытались проверить Сведенборга, спрашивая его о событиях, знать о которых могли лишь двое — спрашивающий и умерший. Так поступила королева Луиза-Ульрика. Точный ответ духовидца, слово в слово передавшего давний разговор королевы с ее покойным братом, до того поразил Луизу-Ульрику, что она потеряла сознание. Этот случай описали многие иностранные дипломаты и шведские сановники. Написал о нем и Кант, которого Сведенборг интересовал чрезвычайно. Так же подробно описан Кантом и эпизод со стокгольмским пожаром 1756 года. Сведенборг во время обеда в Готтбурге вдруг пришел в возбуждение и принялся излагать и комментировать подробности пожара, который начался и продолжался в это время в Стокгольме. О случившемся немедленно узнал весь город. Курьер из Стокгольма с сообщением о пожаре прибыл в Готтбург только на следующий день.

И все же эти необычные, удивительные способности Сведенборга не помогли, а, скорее, помешали ему в деле «церковного строительства». Конечно, его знали как серьезного специалиста, авторитетного во многих областях, но эти фокусы... провиденья, предсказания… Уж больно отдавали они шарлатанством. Да, он много говорил об увиденном в мире духов, подробно и уверенно описывал устройство рая и ада. И современных Сведенборгу читателей, и более поздних исследователей поражали именно простота и уверенность — он не вербовал прозелитов и не навязывал окружающим свое мнение, а только рассказывал о том, чему сам был свидетелем.

Однако Сведенборг не сумел выполнить свою миссию и не стал новым Лютером. Борхес полусерьезно объяснял это общей скандинавской невезучестью — и честь открытия Америки у них отняли, и исландскую сагу не желают признавать предтечей европейского романа, вот и Сведенборга не захотели услышать. Но дело, скорее, было в другом. Европе конца XVIII века уже не нужна была новая Церковь, вполне хватало созданных прежде. Если бы проект, предложенный Сведенборгом, был финансово привлекательным, как образование англиканской церкви в свое время, возможно, из этого что-то и вышло бы. Но Сведенборг совсем не думал ни о скандинавском, к примеру, патриотизме, ни о материальной заинтересованности последователей. Он писал толкования к Библии (50 томов), рассказывал об увиденном в мире духов и показывал хоть и эффектные, но не очень понятные фокусы. Ну кто же так основывает новую Церковь?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно