Звездный кластер или галактика?

Астрономы открыли еще один вид звездных кластеров. Это сильно «растянутые» в пространстве — на сотни световых лет — группы из сотен тысяч звезд...

Изучая соседнюю гигантскую спиральную галактику Андромеда (М31), ученые обнаружили новые кластеры звезд. Они расположены в огромном сферическом гало вокруг М31, самый удаленный кластер примерно в 200 тысячах световых лет от центра Андромеды.

«Как образовались эти объекты и почему они не похожи на кластеры в Млечном Пути? Это загадка», — говорит английский астроном Эйвон Хаксор (the University of Hertfordshire), который представлял результаты на встрече Королевского астрономического общества в Бирмингеме. Ученые знают о новых кластерах немного. Как и другие шаровидные кластеры звезд, они очень древние, их возраст — миллиарды лет. Вероятно, они были одними из первых объектов, населивших юную Вселенную. Возможно, они образовались не в галактике Андромеда, а в другой маленькой карликовой галактике.

Неожиданное предположение сделал руководитель исследований астроном Нейл Тенвир. Он считает, что ученые имеют дело не со звездным кластером, а с маленькой галактикой.

Исследования провели с помощью 2,5-метрового канарского телескопа (Isaac Newton Telescope in La Palma), 3,6-метрового телескопа на Гавайях и чувствительных электронных камер CCD. Прежние технологии не позволяли ученым увидеть тусклые кластеры.

В исследованиях участвовали астрономы из Франции, Канады и Австралии. Дальнейшие наблюдения ученые проведут с помощью телескопа Хаббла.