ЗВЕЗДНАЯ ПРЕМЬЕРА

21 марта в Киевском республиканском планетарии состоялся праздник открытых дверей «День планетария». О том, как прошел этот праздник, какие задачи ставит перед собой и решает сегодня Киевский планетарий, рассказал его директор Иван Павлович КРЯЧКО:

Чтобы быть абсолютно точным, то по астрономическому календарю весеннее равноденствие настало 21 марта в 3 часа 47 минут по киевскому времени, и с этого момента мы живем по весеннему времени. И так совпало, что этот день пришелся на воскресенье. Ближайшее ко дню весеннего равноденствия воскресенье празднуется как День планетария.

Инициаторами проведения такого праздника были наши коллеги из Италии. Пять лет тому назад они предложили украинским планетариям на одной из встреч, проходившей в Словакии, принять участие в празднике, объединяющем планетарии Европы.

Суть Дня планетария состоит в том, чтобы открыть двери практически для любого человека, знающего о планетарии или вообще не подозревающего о его существовании. Этот день все планетарии - и киевский тоже - стараются отметить премьерой новой программы.

Однако деятельность нашего планетария не исчерпывается только программами для Звездного зала. Киевский планетарий - многофункциональная организация: у нас работает театр, картинная галерея «Персона», готовится печатная, аудиовизуальная продукция. Естественно, в этот день мы хотим людям продемонстрировать, что планетарий работает многогранно и широко, популяризуя прежде всего астрономические знания.

В нынешних условиях показательно, что планетарий нашел возможность широко открыть двери, не попросив за это у людей денег. И все пять лет в День планетария вход был бесплатный. Мы довольны тем, что было много людей, хотя мы и не рекламировали эту акцию.

Главные наши посетители - дети, поскольку работа в системе школьных абонементов является приоритетом в нашей работе. Но даже если бы мы и не работали в этой системе, все равно ориентировались бы прежде всего на детско-юношескую аудиторию.

Приятно работать со взрослыми, особенно с пенсионерами. Я имею удивительную практику работы с этой аудиторией. И вообще как лектор я оцениваю две категории слушателей, с которыми я работал бы всегда с удовольствием, - это дети младшего школьного возраста и пенсионеры. У них масса вопросов, с ними интересно пообщаться, обсудить какие-то версии, гипотезы. Они задают иногда такие вопросы, что сам бы никогда не додумался до такого.

Киевский планетарий уже сегодня является издательской организацией. Для любителей астрономии выходит журнал «Наше небо». Планетарий делает первые шаги в производстве слайдов и научных пособий по астрономии и другим наукам. Планетарий также осваивает производство видеопродукции, научно-популярных видеофильмов. Создан 20-минутный видеофильм «Приглашение на Марс», повествующий об истории и современных исследованиях этой планеты. Кроме того, совместными усилиями студии ЭКОС-ИНФОРМ и студии Киевского планетария «Видеовселенная» был создан видеофильм «Управление планетой Земля». И все это направлено на то, чтобы удовлетворить не только тягу человека к знаниям, но и его стремление ощутить свою связь с космосом.