Зареформировались...

25 февраля, 2005, 00:00 Распечатать

Академик НАН Украины Ярослав Яцкив — один из тех, кто имеет опыт управления научно-технической сферой Украины...

Академик НАН Украины Ярослав Яцкив — один из тех, кто имеет опыт управления научно-технической сферой Украины. В 2000—2001 гг. он был первым заместителем министра образования и науки Украины.

Кстати, научные работники считают этот период успешным в деятельности МОН. Была погашена задолженность государства за выполнение научно-технических программ, введен конкурсный отбор проектов по госзаказу, налажено международное сотрудничество и т.п.

Я.Яцкив — один из немногих чиновников от науки поддержал кандидатуру В.Ющенко на выборах президента Украины еще на начальном этапе избирательной кампании, а потом активно участвовал в оранжевой революции.

Редакция газеты обратилась к известному ученому с просьбой прокомментировать программу деятельности нового правительства в части, касающейся научно-технической отрасли, ее перспектив и возможного реформирования.

Вот что ответил Я.Яцкив:

— Научно-техническое сообщество поддерживает положительные изменения, произошедшие в нашем обществе в конце прошлого года. Мы осознаем, что научно-техническая сфера Украины не может оставаться в нынешнем состоянии. Необходимы изменения. Нереволюционные. Взвешенные, поддержанные широкой научной общественностью. Однако необходимо также, чтобы власть понимала: только научно-технический прогресс является залогом инновационного пути развития Украины — единственного пути к цивилизованному будущему нашего государства.

Многие мои коллеги (и я грешный) — постоянные читатели «Зеркала недели». Для нас, «зеркалофилов», это своеобразный субботний ритуал: утром купить газету, как можно быстрее ее прочитать и обменяться мнениями по поводу прочитанного. Читаем по-разному, начиная с 13-й страницы (а кое-кто — с первой), но, безусловно, все и обо всем. Обмен мнениями бывает горячим, но «в сухом остатке» вывод единодушный — газета информирует, анализирует, предлагает и... провоцирует. Возможно поэтому и пишу эти строки, прочитав в «ЗН» (№6, 2005 г.) статьи о лжереформе, экологической коррупции и т.д. В народе говорят: «Поспешишь — людей насмешишь». Так и наши реформаторы, не определив конечную цель приложения своих усилий, принялись или все революционно перестраивать, или подгонять реформу под отдельные личности. Чтобы не быть голословным, приведу два примера из близкой для меня темы, а именно: о реформе научно-технической сферы и реорганизации картографо-геодезической службы в Украине.

Складывается впечатление, что к реформированию этих сфер деятельности применяют сугубо отраслевой подход. Но еще в бывшем СССР научно-техническая сфера и картографо-геодезическая деятельность координировались специальными межведомственными структурами — ГКНТ (Государственный комитет науки и техники) и ГУГК (Главное управление геодезии и картографии). Это были влиятельные структуры на высшем уровне исполнительной власти, что обуславливалось поставленными перед ними общегосударственными задачами.

Теперь перейдем к нашим реалиям. У нас есть Министерство образования и науки, в котором научно-техническая и инновационная составляющая в общем объеме финансирования этого ведомства занимает всего несколько процентов. Большая часть средств на науку разбросана среди многих распорядителей бюджета, их часть равняется приблизительно 90% общего объема финансирования научно-технической сферы Украины. Если цель государства — свести роль научно-технической составляющей в структуре МОН лишь к повышению качества образования, тогда все понятно. Это почетная задача, и будем готовить первоклассных специалистов для Запада. Забудьте тогда об инновационном пути развития экономики Украины, ее высокотехнологичном производстве и т.д. По-видимому, это не является нашей стратегической целью.

Аналогичная ситуация с геодезией и картографией. Конечно, эта сфера деятельности имеет определенное опосредованное отношение к природным ресурсам. Ведь прежде чем эти ресурсы добывать, необходимо выполнить топографо-геодезические работы и иметь соответствующие карты. Но это не единственная функция упомянутых научных и прикладных дисциплин, поскольку современный глобализированный мир не может функционировать без единого координатно-временного обеспечения наземного и воздушного транспорта, а землеустройство и прочее широкомасштабное планирование в Украине сегодня невозможно без геоинформационных систем (я уж не говорю о потребностях обороны в современной картографической продукции). Поэтому во всех европейских странах есть специальные органы управления картографо-геодезической деятельностью. Да и евроинтеграция Украины невозможна без использования достижений украинской геодезической науки и практики.

Итак, эти примеры показывают: дело не в том, чтобы любой ценой ликвидировать те или иные государственные структуры управления, а в том, чтобы создать условия, обеспечивающие стратегические интересы Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно