Залив науки, или салют Галилею

ЮНЕСКО объявило 2009 год Годом астрономии. Как выглядит сегодня астрономическая наука в Украине, чем может она удивить международное научное сообщество? Есть ли у нее возможности получать новые знания на передовом рубеже науки? И как это проверить? Оказывается, проверить можно благодаря одному предстоящему значимому событию.
Радиотелескоп РТ-22

Недавно был опубликован список пяти текстов, появление которых, по мнению исследователей, оказало наибольшее влияние на ход истории. На третьем месте после Библии и «Диалогов» Платона стоит имя Галилео Галилея. В августе 1609 года Галилео Галилей изготовил первый в мире телескоп. Этот телескоп, наблюдения астрономических объектов и их интерпретация приблизили к человечеству небесные светила и сделали возможными их описание.

18 ноября в честь Года астрономии состоялась специальная сессия IYA09 (International Year Astronomy 2009) одновременного участия в наблюдениях 35 радиотелескопов мира. Украина представлена 22-метровым радиотелескопом РТ-22 Крымской астрофизической обсерватории, обозначенным на карте как Sm - станция «Симеиз» ().

Данная наблюдательная сессия представляет собой беспрецедентную попытку получения единых данных по определению источников, образующих международную опорную систему координат, и дает возможность продемонстрировать общественности сам процесс наблюдений.

Среди современных разделов астрономии именно радиоастрономия ближе всего подошла к разгадке тайн Вселенной, являясь основой астрономического прогресса. Это тем более примечательно, что она является самой молодой ветвью астрономии.

Во время Второй мировой войны офицеры радарной службы Королевских военно-воздушных сил Великобритании случайно обнаружили, что Солнце излучает радиоволны в метровом диапазоне - в том же, что и земные радиостанции. Последующее бурное развитие этой отрасли объясняется тем, что радиоастрономические исследования оказались самыми результативными по чувствительности к малым потокам излучения, по угловому и спектральному разрешению от галактических и внегалактических объектов. Эти преимущества в точности метода позволили радиоастрономии исследовать ядра галактик с аномально высокой активностью, увидеть процесс образования звезд, открыть источники рентгеновского излучения.

Радиоастрономия, в отличие от рентгеновской и гамма-астрономии, которые исследуют участки космоса с бурными энергетическими процессами, - наука о «тихом» космосе, где температура приближена к абсолютному нулю.

Что касается планеты Земля, то радиоастрономия позволила приступить к исследованию геодинамики и вращения Земли, движения континентов, заняться уточнением системы координат и исследованием околоземного пространства.

Поэтому понятен интерес науки к созданию все более совершенных радиотелескопов, отвечающих современным требованиям к исследовательским программам. Важно и то, где расположен телескоп. Это должна быть наиболее близкая к экватору (для нашей страны наиболее южная) точка, чтобы видеть как можно больше небесных светил. Место размещения должно иметь хороший астроклимат без наличия искусственных препятствий. Именно таким параметрам соответствует входящий в пятерку лучших радиотелескоп РТ-22 в Голубом Заливе на Южном берегу Крыма. По участию в международных астрономических программах он лидирует среди радиотелескопов в Украине и России. Именно благодаря эффективной работе радиоастрономической лаборатории Крымской астрофизической обсерватории Украина находится в поле высокого международного рейтинга, который присваивается за успехи в получении новых знаний о Вселенной.

Для прорыва в новых знаниях мир сегодня объединяет свои усилия, потому что ни одно государство не способно решить для себя проблемы, касающиеся всех. В области радиоастрономии оказалось необходимым использовать весь земной шар как единый инструмент, несущий на себе многочисленные датчики - радиотелескопы, распределенные по всей земной поверхности.

Украинский радиотелескоп диаметром 22 метра - РТ-22 в Голубом Заливе работает на международные проекты:

- наблюдения активных ядер галактик;

- наблюдение геодинамики (подвижки материковых плит);

- исследование околоземного пространства, Марса, Венеры, астероидов, комет, космического мусора, поверхности Луны;

- наблюдения за выводом на космические орбиты радиообсерваторий.

Механизмы интеграции в международную науку известны. Можно выезжать за границу и участвовать в получении научных данных на зарубежных инструментах. Более эффективным является паритетное участие партнеров в международных программах. Одни представляют телескопы, персонал, другие - высокотехническое оборудование.

Украина исследует космос во всем диапазоне излучения. Количество оптических телескопов в нашем государстве превышает 80. После распада СССР до десятка радиоантенн оказались незадействованными и могут быть использованы. Отметим, что сейчас на Западе радиотелескопы не строятся. Причина этому, кроме географии, - высокий уровень индустриальных помех. Отсюда необходимость особенно эффективно использовать имеющееся отечественное оборудование.

Созданный межведомственный центр коллективного использования РТ-22 дает возможность более полно и эффективно развивать и использовать инструментальные возможности и научный потенциал одного из лучших радиоастрономических инструментов миллиметрового диапазона. Содействие эффективному объединению и координации средств и возможностей оказывают Главная астрономическая обсерватория и Радиоастрономический институт.

Собственно, все вышеизложенное можно свести к прямым вопросам. Остались ли возможности у Украины получать знания на передовом рубеже науки? И что «светит» государству при нынешнем финансировании науки? Имеется в виду не только и не столько финансирование из госбюджета. Государственная машина так устроена, что у нее нет интереса находить деньги, а есть интерес их распределять.

Международный опыт искать деньги самостоятельно усваивается далеко не повсеместно. Имеются в виду не только гранты, но и, например, получение в эксплуатацию уникального оборудования из-за рубежа в обмен на наблюдательные данные. Существует всемирная заинтересованность спонсоров давать деньги на хорошую науку. Отечественная наука еще не вполне оправилась от гарантированного бюджетного финансирования, предоставляемого автоматически согласно умело составленным отчетам. Чаще всего вопрос стоит так: «Давайте деньги, и будет результат!». Но известно, что кредит портит отношения.

На Западе для получения денег необходимо сначала предъявить величину твоего калибра и не только научного, но и технического, делового, командного. И только потом с вами будут разговаривать о финансах.

Известны ли прецеденты, когда страны со слабыми экономиками эффективно поддерживали национальную науку? Да, известны. Это Польша, Индия, Китай, научные потенциалы которых в мире занимают достойные места. Так, современная Польша в области радиоастрономии преуспела в значительной мере, введя в действие 32-метровый радиотелескоп и обеспечив его нормальное функционирование. Хорошо налажены в этой стране систематические контакты с Западом, находятся средства для участия в паритетных проектах.

Верится: придет время - и за рубежом Украину будут представлять не только политики, спортсмены и артисты, но и те ученые, которые продолжают работать на имидж государства и народа. Амбициозный ученый может благодаря своим усилиям стать известным астрономом. И тогда уж точно жизнь его пройдет под сенью большого телескопа.