ЗАГАДКИ АНТАРКТИДЫ

Бержавель, описывая в своем романе «Во тьме времен» открытие древней цивилизации, похороненной подо льдами Антарктики, и обнаружение двух человеческих существ, находившихся в состоянии искусственной гибернации, был, возможно, не столь уж далек от реальности.

В самом деле, специалисты по Антарктике полагают, что в водах большого озера Восток, заполненного водой или илом, находящегося под ледяным панцирем Антарктиды на глубине почти 4000 метров, могли сохраниться примитивные формы жизни - микробы или бактерии, возраст которых составляет миллион лет. Это пока гипотеза, которая требует подтверждения путем взятия проб на месте.

А до принятия такого решения и определения возможных методов исследования этого озера нужно было бы любой ценой сохранить его в неприкосновенности. В самом деле, для него создает угрозу новая программа работ по каротажу льда, которую намереваются осуществлять на российской антарктической станции «Восток», расположенной как раз над погребенным озером, продолжив до глубины 3725 метров бурение, уже доведенное до отметки 3350 метров.

В мае этого года на заседании в Утрехте (Нидерланды) представители стран, участвующих в исследовании Антарктики, выразили беспокойство по поводу такой операции, которая, если не будут приняты меры предосторожности, может привести к загрязнению озера, и призвали Россию не превышать глубину 3700 метров (то есть до озера должно остаться 25 метров).

Перспективы обнаружения в этих местах сохранившейся древней жизни вызывают большой энтузиазм в мире ученых: научный мир располагает теперь «климатологическими архивами» за последние 420 000 лет. Продолжение этого бурения в 1996-м и 1997-м годах до глубины 3700 метров позволит увеличить этот временной период до 700 000 лет. Дальнейшее увеличение этого периода, до миллиона лет (что и составляет, видимо, возраст озера), технически вполне осуществимо. Столь значительный отрезок времени, приходящийся на столь незначительную толщу льда, - исключительный факт, в силу которого лед в районе станции «Восток» является «самым старым в мире».

Впервые предположение о существовании озер под ледяным панцирем Антарктиды было высказано 15 лет назад в результате радиолокационных наблюдений с самолета. Основываясь на данных этих наблюдений, ученые пришли к выводу о наличии множества - порядка 70 - озер, большей частью, видимо, достаточно небольших, и предположили существование одного очень большого озера под станцией «Восток».

Сейсмические исследования, проведенные российскими учеными, показывают, что это озеро, «большое, как озеро Онтарио», имеет глубину от 250 до 400 метров, и пока еще нельзя с точностью сказать, заполнено ли оно чистой водой, илом или же смесью того и другого. Как такое озеро, оказавшееся замкнутым на протяжении тысячелетий между скальным цоколем и почти 4000-метровой толщей льда, могло существовать столь долго в жидком состоянии и не замерзнуть? Гляциологи выдвигают ряд гипотез. Возможно, это объясняется геотермическим потоком, этой тепловой энергией Земли.

Будущее покажет, что на самом деле скрывают воды озера Восток. Но самое интересное в том, что пять лет назад микробиолог Сабит Абызов из Российской академии наук обнаружил в одном ледяном керне со станции «Восток» колонию бактерий возрастом свыше 5 тысяч лет. После того, как они получили питание, некоторые из этих микроорганизмов ожили, что вызвало огромный интерес у биологов. Быть может, в Антарктике, несмотря на ее суровый климат и рекордные морозы, зарегистрированные на станции «Восток» (минус 89,6 градуса по Цельсию в июле), еще сохраняются некоторые последние оазисы жизни.