ВУЗОВСКАЯ НАУКА: СРОЧНО В РЕАНИМАЦИЮ!

15 марта, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 15 марта-22 марта

Издавна повелось: самыми почитаемыми в среде народной были учитель, врач и священник, олицетворяющие умственное, физическое и духовное здоровье народа...

Издавна повелось: самыми почитаемыми в среде народной были учитель, врач и священник, олицетворяющие умственное, физическое и духовное здоровье народа. Стоит ли говорить о том, что в течение десятилетий вследствие насаждаемой партийно-номенклатурной верхушкой политики их роль преднамеренно умалялась, а сами носители «разумного, доброго, вечного» нередко жестоко преследовались. И хотя теперь времена изменились, казалось бы, к лучшему, однако положение дел на ниве науки и духовности остается очень неутешительным, вызывая серьезную озабоченность в завтрашнем дне.

Специалисты с учеными степенями из моего родного института стоматологии Национального медуниверситета массово бегут на поле более прибыльной частной практики. Если раньше была очередь в аспирантуру из выпускников-отличников, то сейчас попасть в нее никто не стремится. Заниматься медицинской наукой, влача жалкое существование, не получая месяцами мизерную зарплату, обрекая на нищету семью, недоедая и, как следствие, заболевая от такой жизни - перспектива довольно непривлекательная для одаренной молодежи. Вузовские научные кадры разбегаются, как говорится, вянут на корню.

Приведу лишь один печальный пример. В 1993 году мой бывший ученик, ставший затем профессором, заведующим кафедрой, так измучился на этой должности, так запутался в поисках средств для поддержания былого международного признания нашей кафедры, выживания своего многочисленного семейства, что, не выдержав бесконечного стресса, покончил жизнь самоубийством. Сменивший его на этой должности другой мой ученик вскоре стал часто болеть под грузом служебных проблем. Огромную кафедру решили разделить, передав под его начало лишь третью часть - детскую челюстно-лицевую хирургию.

Пришедший на заведование основной частью кафедры третий мой ученик вынужден теперь зачислять в ассистенты «неостепененных» практических врачей и уговаривать их заняться подготовкой кандидатской диссертации, так как два ассистента - кандидаты наук - сбежали с кафедры на практическую, более доходную работу.

На теоретических кафедрах нашего университета положение с кадрами ученых еще хуже. Вузовская медицинская наука сейчас находится в критическом состоянии, и для ее спасения требуются срочные меры. В нынешних условиях необходимо решительно действовать, так как рекомендует академик А.Возианов (см. «ЗН» от 17 февраля, статья «Резать все равно придется»), ибо промедление смерти подобно. Конечно, нельзя не согласиться с мнением, что к оздоровлению положения с наукой нужно подходить взвешено, деликатно, семь раз отмерив. Но, опасаюсь, как бы в таком случае не затянулся этот процесс, поскольку чиновники, которым поручат это дело, начнут мерять, не зная толком, как это лучше сделать, не семь раз, а семьдесят семь, то есть не разумно и быстро, а неудачно и долго, по принципу: «попробуем, а там будет видно, авось что-то да и получится». Но так мы можем оказаться в ситуации «пациент скорее мертв, чем жив». Вузовская наука уже требует срочных мер реанимации.

Эти меры в области медицинской науки, на мой взгляд, могут сейчас состоять в следующем:

1. Оснащение научных лабораторий, лечебное и научно-диагностическое оборудование, медикаментозное обеспечение во всех вузовских клиниках должно отвечать современному уровню - только при этом условии можно подготовить высококлассного врача. Если государство не в состоянии существенно повысить материальное обеспечение своих (государственных) вузов, а значит, и уровень подготовки специалистов (то, что оно нищее, мы слышим постоянно из уст государственных мужей), необходимо искать другие возможности. Уже стало буквально афоризмом: «Бесплатно учиться, и бесплатно лечиться - очень дорого стоит». Реальная подоплека этой фразы, думаю, не нуждается в комментариях. Поэтому я считаю, что другого выхода, как сделать обучение в высших учебных заведениях платным (на 90 - 95%), в настоящее время нет.

Для этого необходимо, в частности, предоставить возможность абитуриенту взять в госбанке ссуду на 10 - 15 лет для оплаты своего обучения. Только 5 - 10% студентов следует обучать за счет государства по контракту с обязательством по окончании вуза отработать три - пять лет по направлению. Платное обучение полезно во всех отношениях. Это обяжет студентов хорошо учиться, а не бить баклуши, как зачастую бывает при бесплатной форме обучения, а их родителей (в случае, если они оплачивают учебу) интересоваться успехами своего дитяти в постижении наук.

В итоге государство получит настоящего, а не «кое-каковского» специалиста.

2. Необходимо разрешить сотрудникам клинических кафедр вузов лечить 50-70% пациентов за плату, взимаемую с больных или райсобесов. Это позволит обеспечить клинику современным диагностическим и лечебным оборудованием, лекарствами, а также достойно оплачивать труд научных работников.

3. Разрешить сотрудникам вузов заниматься научными разработками по контракту с различными НИИ и фирмами.

Полагаю, что это поможет спасти вузовскую науку, в т.ч. медицинскую, а значит, сохранить здоровье народа. Не только физическое.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно