ВОДА ВНЕЗЕМНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

10 сентября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №36, 10 сентября-17 сентября

Метеорит, который в прошлом году упал на фермерском дворе в западном Техасе, как выяснилось, имел в своем составе воду внеземного происхождения. Это первый официально подтвержденный факт попадания на Землю молекул воды, образовавшихся в далеком космосе. Молекулы воды, закапсулированные внутри кристаллов каменной соли - минерала, из которого и состоит в основном обнаруженный метеорит - воспринимаются учеными как послание, оказавшееся в качавшейся на волнах галактического океана «бутылке». Это сравнение оказывается еще более удачным, если учесть, что кристаллы каменной соли, которые на нашем столе имеют обыденный и крайне невзрачный вид, под длительным воздействием радиации приобрели голубое и пурпурное мерцание.

Кристаллы и их водяное наполнение образовались в глубинах Солнечной системы примерно 4,5 миллиарда лет тому назад. Данный метеорит впервые предоставил ученым возможность приступить к изучению молекул воды, которые, возможно, существовали до того, как образовалось Солнце и планеты вокруг него. У ученых вызывает радостное любопытство тот факт, что воды в метеорите оказалось на удивление много. Это может свидетельствовать о существовании неизвестных процессов, благодаря которым вода, этот необходимый элемент жизни, распределялась в формирующейся Солнечной системе. Ведь механизм, благодаря которому Земля оказалась счастливой обладательницей больших запасов животворной воды, неизвестен ученым до сих пор.

Кроме того, включения молекул воды именно в кристаллы каменной соли наводит космобиологов на еще более оптимистичные рассуждения - ведь на Земле кристаллы этого минерала образуются при испарении морей и океанов, гигантских водных резервуаров. Обычно содержание хлорида натрия в скальных породах исключительно мало, чего нельзя сказать об уникальном метеорите. На землю уже попадали метеориты, чей возраст исчислялся десятками миллиардов лет, которые иногда содержали неявные следы воды.