В мейнстриме высоких энергий

В мейнстриме высоких энергий © cds.cern.ch
Молодая ученая из Украины прославила Швейцарию.

Новость о награждении премией Европейского физического общества Леси Щуцкой, уроженки Винницы, вызвала резонанс в научных кругах.

О престижной награде сообщил сайт Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария), в которой Л. Щуцкая руководит лабораторией физики высоких энергий, новость распространили некоторые СМИ. Отличие молодой исследовательнице вручили "за выдающийся вклад в экспериментальную деятельность в области физики элементарных частиц". Два года назад она выиграла грант от European Research Council для проведения исследований с использованием возможностей Большого адронного коллайдера.

При том, что в сообщении Лесю Щуцкую называют всемирно известной ученой, в родной стране ее имя мало кому известно даже в профессиональной среде. Впрочем, и не удивительно. После успешного окончания специализированной школы в Виннице девушка поступила в МФТИ, а оттуда ее научный путь, как и многих наших молодых талантов, пролег в западном направлении.

Советник делегатов Украины в Научном cовете ЦЕРНа (Европейской организации по ядерным исследованиям) Максим Титов, он же - сотрудник Комиссариата атомной энергии Франции (CEA Saclay), руководитель одной из коллабораций в ЦЕРН, вкратце прокомментировал для ZN.UA достижение Л. Щуцкой.

Так, особо он отметил, что молодая ученая возглавляла несколько рабочих групп на протяжении более пяти лет в одной из двух коллабораций CMS, которая обнаружила бозон Хиггса, и была со-автором открытия. Ее исследования были сфокусированы на поиске так называемых суперсимметричных частиц, которые могут пролить свет на природу темной материи во Вселенной. Поиски загадочного "нечто" продолжаются. Эти работы очень важны, поскольку позволяют углубить знания о Вселенной.

Несколько месяцев назад Леся Щуцкая получила профессорскую позицию в университете Лозанны. Это очень престижная должность, считает М. Титов.

Присоединение Украины к ЦЕРН в качестве ассоциированного члена положило начало новой эре сотрудничества между украинским научным сообществом и мировым центром ядерных исследований. Перед учеными, особенно молодыми и амбициозными, открылись возможности участвовать в проектах, стать штатными сотрудниками ЦЕРН. В числе первых украинцев, получивших после обретения нашей страной статуса ассоциированного члена ЦЕРН должность в святая святых физиков всего мира, стала химик Дарья Терновая. О том, как она попала в ЦЕРН и какими исследованиями занимается, можно узнать из публикации "Здесь запросто можно встретить мировые умы, которые обедают с тобой в одной столовой" (ZN.UA, № 49-50, 2017 г.)

По мнению М. Титова, присоединение к ЦЕРН обозначило перспективу выбора технологического развития страны и образования молодежи. Участие в образовательных программах открывает перед студентами уникальную возможность прикоснуться к современной физике и технологиям.

Украинские ученые и научно-производственные комплексы на равных с зарубежными конкурентами участвуют в тендерах ЦЕРН и получают заказы на высокотехнологичное оборудование. Неизменным спросом пользуются харьковские сцинтилляторы для проведения экспериментов, микрокабели, изготовленные по уникальной технологии.

В рамках программы французско-украинского сотрудничества в области науки и образования уже более десяти лет существует образовательный проект школы физики высоких энергий..

"В этом году состоится очередная Франко-Украинская трансъевропейская школа по физике высоких энергий на озере Свитязь, в Волынской области. Школа имеет международный статус, но обычно половина ее участников - украинские студенты, - отметил М. Титов. - Проводятся также зимние школы. В этом году такая школа - по физике высоких энергий и медицинской физике - состоялась в Харькове".

Чего можно ожидать в ближайшем будущем в физике высоких энергий, какие проекты грядут после БАК?

"Каждые шесть -семь лет научное сообщество проводит процесс под названием "Обновление европейской стратегии в области физики элементарных частиц". Он длится полтора года, когда все крупнейшие центры по физике частиц и все ключевые страны собираются и вырабатывают приоритеты и стратегию на ближайшее время (2020–2026 гг) в контекте глобальных проектов в нашей области. В мае в Гранаде состоялся симпозиум, где обсуждались различные стратегические проекты, которые могут последовать за Большим адронным коллайдером, - рассказал М. Титов. - Среди них обсуждался проект создания международного линейного коллайдера (ILC) в Японии.

В марте 2019 г. японское правительство впервые официально выразило заинтересованность в этом проекте, что способствовало углублению двусторонних консультаций между Японией и Соединенными Штатами Америки, Францией и Германией. Ожидается, что правительство Японии может объявить о решении построить этот коллайдер на своей территории в течение одного-двух лет. Если это произойдет, то в мире появится вторая глобальная лаборатория физики высоких энергий - своего рода мини-ЦЕРН. В свою очередь ЦЕРН задумывается о своем будущем после БАК и начинает предварительное обсуждение нового 100-километрового кругового коллайдера (FCC), который будет в четыре раза длиннее БАК и позволит увеличить энергию столкновения протонов более чем в четыре раза. Это очень амбициозный проект с технологической точки зрения, который может стоить десятки миллиардов долларов. Такие проекты, как ILC и FCC, требуют обсуждения и одобрения не только на научном, но и на политическом уровнях".